Август 1941 года был тяжелым и напряженным месяцем в обороне столицы Советского Союза — города Москвы. Мне, как очевидцу, вспоминаются бои в московском небе. Лавинами наплывали на Москву немецкие «юнкерсы», «хейнкели» и «мессершмитты». В августе участились бомбежки Москвы, ее пригорода и ближайшего Подмосковья, бомбили днем и ночью. Самолеты-разведчики на бреющем полете бороздили Южное Подмосковье, летали над железнодорожными станциями, поселками и селами; с воздуха расстреливали работающих на полях людей, а вечерами, когда наступали сумерки, в домодедовском небе слышались характерные звуки работающих авиадвигателей фашистских «юнкерсов» и «хейнкелей». Мы, мальчишки, научились их отличать, мы знали: фашисты летят бомбить Москву. Московское ночное небо просвечивалось и перекрещивались яркими лучами прожекторов, слышались артиллерийские раскаты зениток. На подступах к Москве шли воздушные бои.
До сих пор и в моей памяти живут картины налета немецких бомбардировщиков на станцию Востряково, бомбежка пассажирского поезда, ночная бомбежка деревни Заборье при горящих и освещающих местность, зависших над землей ракетах.
Подвиг Виктора Талалихина по прошествии более полувека с его совершения видится мне особенно значимым, особенно героическим.
Виктор Талалихин предотвратил сброс смертоносного груза «хейнкеля-111» на Москву, спас от верной гибели многих москвичей.
Легендарный летчик Герой Советского Союза Виктор Талалихин родился в небольшой приволжской деревеньке с поэтическим названием Тепловка, что расположена вблизи города Вольск на Саратовщине.
Волга-Волга! Сколько взрастила приволжская земля замечательных русских людей: героев, воинов, патриотов, поэтов, писателей, артистов, ученых, промышленников, купцов!
Отец В.В. Талалихина Василий Иванович — участник Первой мировой войны, вернувшись с фронта, работал в артели штукатуром.
Он уходил из дому в отхожие промыслы, побывал во многих приволжских городах на заработках. Мать В.В. Талалихина — Вера Ивановна часто и подолгу оставалась одна с детьми. У Талалихиных была большая семья — четверо сыновей: Павел, Александр, Николай и Виктор. Старший из сыновей, Павел, в годы гражданской войны вступил в Красную гвардию, в сентябре 1918 года во время разведки был захвачен белогвардейцами и расстрелян.
Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года. Он рос смелым, энергичным и смышленым мальчуганом, рано познал крестьянский труд в деревне. Слушая рассказы о дореволюционной жизни крестьян и гражданской войне, Виктор переживал гибель своего старшего брата Павла.
В 1924-м, когда Виктору было шесть лет, семья Талалихиных переехала из Тепловки в Вольск Саратовской губернии.
Вольск — город цементников. В 20-е годы шло интенсивное строительство цементного завода. Цемент — хлеб индустрии. На цементном заводе стал работать штукатуром отец Виктора Талалихина Василий Иванович.
Поселились Талалихины на берегу Волги, в домике, окруженном деревьями и кустарниками, а перед домом лужайка. Красивые места! Братья Талалихины в летнее время купались на Волге, загорали, играли в детские игры. А кругом приволье — недаром город назван Вольском. По Волге проплывали пароходы, а над Волгой летали и кричали чайки. Улица, на которой стоял домик Талалихиных, называлась Ленинской.
Учился Виктор Талалихин в городской школе №1. Близким другом Виктора в школьные годы был Женя Лазарев, живший по соседству, в доме через дорогу.
В Вольске прошли детские годы Виктора Талалихина. Это были героические годы в Советском Союзе: развивалась советская авиация, летчики совершали подвиги, осваивали Арктику, Заполярье, Дальний Восток.
Еще осенью 1928 года на улицах Вольска появились юноши с голубыми петлицами на гимнастерках — курсанты военной авиационно-технической школы, с 1932 года школа называлась именем Ленинского комсомола.
Виктор Талалихин с братьями и друзьями стал строить планер. Подвижной, жизнерадостный Виктор был заводилой в любом деле: пристроил к крыше голубятню, любил играть в футбол.
Братья Талалихины жили дружно, помогали отцу в его работе. Все трое: Александр, Николай и Виктор, рано утром вставали и шли с отцом на работу, помогали ему. А дома все помогали матери, готовили дрова, запасали сено для коровы.
Виктор учился в школе хорошо.
В 1933 году, когда Виктору еще не было и пятнадцати лет, Талалихины переехали на новое местожительство — в Москву.
Вера Ивановна была против переезда, не хотела бросать насиженное место в Вольске на Волге — неизвестность тяготила, но Василий Иванович настоял на своем.
В.И. Талалихин приехал в Москву сначала один, он начал работать на строительстве Московского мясокомбината.
Семья Талалихиных появилась в Москве несколько позже, поселилась в бараке, стоящем в Михайловском проезде. Вся местность, примыкавшая к мясокомбинату, называлась Калитниками: старое Калитниковское кладбище у пруда, Калитниковский птичий рынок, улицы Большая и Средняя Калитниковские, Конная площадь, Мясная бульварная улица (ныне улица Талалихина).
В августе 1933 года Виктор прочитал на плакате надпись: «18 августа 1933 года День Красного воздушного флота» (это был первый авиационный праздник в Москве, в Тушине). С братом Николаем Виктор посетил авиационный праздник в Тушине
Кончилось лето 1933 года — Виктору Талалихину 18 сентября исполнилось пятнадцать лет. После школы Виктор поступает на учебу в фабрично-заводское училище при Московском мясокомбинате. Закончив учебу в ФЗУ, Виктор поступает работать в один из цехов мясокомбината. Позже стала работать там и Вера Ивановна Талалихина. Два года работал на мясокомбинате в сырьевом цехе Виктор Талалихин. Это была пора взросления Виктора.
В свободное время Виктор посещает планерно-летную школу, был зачислен в планерный кружок. Вступив в члены ВЛКСМ, Виктор стал активно работать в комсомоле, поступает в драматический кружок.
Александр Талалихин, окончив авиационное училище, приезжает домой в синем френче с голубыми петлицами, в галифе, в хромовых сапожках. Виктор с интересом рассматривает военную форму брата. Брат Николай решает также стать летчиком, уезжает в Ейскую военную школу.
Прошло время, и в семье Талалихиных уже двое летчиков: Александр стал бортмехаником, Николай — морским пилотом.
А младший из Талалихиных, Виктор, готовится в летчики. В 1935 году комсомольцы мясокомбината организовали планерный кружок. Сорок юношей и девушек изучают самолет У-2, который был передан аэроклубу. Практически планеристы учатся в селе Сафоново, что вблизи станции Калиновка Павелецкой железной дороги. Виктору запомнится первый полет на планере.
Сохранилась фотография: Виктор Талалихин — лучший планерист первой летной группы. Учился Виктор всегда на «хорошо» и «отлично».
18 сентября 1935 года Виктору Талалихину семнадцать лет. Невысокого роста-155 см, стройный, мускулистый, физически выносливый — таким был кареглазый Виктор.
Пройдена первая ступень — планерный кружок, предстояла вторая — аэроклуб.
В октябрьские дни 1936 года в аэроклуб Пролетарского района Москвы прибыли четверо юношей из Московского мясокомбината, один из них — Виктор Талалихин. Сбор на окраине у Автозавода имени Сталина (ЗиС), позже завод будет носить имя первого директора И.А. Лихачева.
В аэроклубе летчиком-инструктором оказалась девушка Колотилина Мария Николаевна.
Первый полет над угодьями колхоза имени Владимира Ильича Ленинского района Московской области. Второй полет: самолетом управлял Виктор, а инструктор следила за его действиями. Закончилась учебная практика. Далее контрольные полеты на самолете У-2. Дальнейший путь Виктора Талалихина — учеба в Борисоглебской военной авиашколе имени В.П. Чкалова.
В 1937 году Виктор готовится к отъезду в Борисоглебск, на квартире у Талалихиных в Михайловском проезде собрались друзья, а потом всей компанией провожают Виктора на Павелецкий вокзал. Солнечным декабрьским днем Виктор Талалихин приехал в Борисоглебск. Город знаменит тем, что в Борисоглебской летной школе учились В.П. Чкалов, Н.П. Каманин, В.К. Коккинаки, А.Б. Юмашев и многие другие известные летчики.
Четвертой учебной эскадрильей, в которой учился Виктор Талалихин, командовал капитан Хомяков. Прошло много учебных часов, дней, месяцев, прежде чем курсанты освоили полеты на истребителях по кругу, в зоны, глубокие виражи, большие развороты, срывы в штопор, вывод самолета из штопора и, конечно, петлю Нестерова. Эскадрилья базировалась на первом аэродроме, а полеты производились со второго. Изучали самолет новой конструкции — истребитель И-16 со скоростью до 500 км в час.
Пробежало время. Закончилась учеба. В аттестации Борисоглебской школы на В.В. Талалихина сказано: «…Достоин звания младшего лейтенанта с использованием летчика в истребительной авиации…»
Состоялся выпускной вечер, летчики направлялись в воинские части.
Виктору Талалихину разрешили навестить родительский дом.
Итак, в семье Талалихиных стало трое летчиков.
В декабре 1938 года Виктор Талалихин прибыл в авиационный городок и был зачислен в боевой полк, в эскадрилью, где командиром был Михаил Иванович Королев. Командиром полка был майор И.Д. Климов.
В полку осваивали новые самолеты И-153. Истребитель И-153, прозванный «чайкой», являлся высокоманевренной и скоростной машиной. В январе 1939 года Виктор Талалихин принял воинскую присягу, а летом были подведены итоги боевой выучки личного состава полка. Командование Московского военного округа определило первое место 27-му истребительному авиационному полку. В результате долгого и упорного труда к Талалихину приходило подлинное мастерство.
Друг детства Виктора из Вольска Евгений Лазарев стал танкистом. В субботний день 18 ноября 1939 года Виктор в газете «Красная звезда» прочитал указ Президиума Верховного совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза Евгению Кузьмичу Лазареву, отличившемуся в боях у реки Халхин-Гол.
В суровую морозную зиму 1940 года Виктор Талалихин прибыл на Карельский перешеек из авиационного полка, в котором он прослужил один год. В январе — феврале 1940 года стояли сорокаградусные морозы, шла война с белофиннами. Всего в нескольких десятках километров от Ленинграда финнами была создана укрепленная линия Маннергейма, а к границе Советского Союза проложены шоссе и железная дорога. Морозным зимним днем командир полка скомандовал: «По самолетам!» Третья эскадрилья набрала высоту и обрушила весь свой огневой удар на самолеты противника. В бою Талалихин сбил первый самолет врага, начав счет.
На Карельском перешейке Виктор Талалихин совершил 47 боевых вылетов и сбил несколько самолетов, за что был награжден орденом Красной звезды.
13 марта 1940 года военные действия между СССР и Финляндией закончились. Летчики 30-й эскадрильи прибыли в Ленинград, где их тепло встретили жители города.
Летом 1940 года Виктор Талалихин был послан на курсы командиров авиазвеньев. По окончании курсов он получает назначение во вновь формируемый истребительный авиационный полк под Москвой. Командиром полка был назначен майор М.И. Королев, а комиссаром полка — Н.Л. Ходоров, участник боев у Халхин-Гола (с Японией).
Авиационная часть находилась в небольшом подмосковном городке. Здесь Виктор повстречался с любимой девушкой, звали ее Шурой. Она училась в 10-м классе средней школы. В этой школе был организован парашютный кружок, в котором Талалихин вел занятия. Однажды Виктор пригласил Шуру в кино — с этого дня началась их дружба.
Утро 22 июня (воскресенье) 1941 года было ясное, безоблачное. Виктор договорился с Шурой вечером в воскресенье поехать в Москву. Но в авиационном полку боевая тревога, митинг на аэродроме…
Немецкие фашисты напали на Советский Союз, началась Великая Отечественная война. На митинге выступил командир полка М.И. Королев и объявил приказ: полк перебазируется на другой аэродром.
Недели за две до начала войны Виктор по приглашению Шуры был у нее дома, Его хорошо приняли родители Шуры. Было решено, что в конце 1941 года Виктор с Шурой пойдут в ЗАГС.
Полк М.И. Королева держал оборону Юго-Западной Москвы.
В ночь на 22 июля 1941 года был первый вражеский налет самолетов на Москву, а в июле — августе налеты немецкой авиации участились. 25 июля летчики полка открыли счет, капитан Иван Самсонов сбил «юнкерс-88». В последних числах июля 1941 года Виктора Талалихина назначили заместителем командира первой эскадрильи, а потом он стал исполнять обязанности командира.
Талалихин часто думал о Шуре, и наконец Виктор получил от нее письмо, в котором она сообщила, что поступила работать на завод. Надо было работать на оборону Родины.
Первый бомбардировщик Виктор Талалихин сбил в ночь с 5 на 6 августа — это был немецкий бомбардировщик «юнкерс-88».
Под Москвой август 1941 года — это беспокойное, тревожное и грозное военное время. Бесконечные ночные бомбежки немецкими самолетами Москвы и ее пригородов. Мне, пережившему те тяжелые летние и осенние месяцы первого года войны, бывавшему под бомбежками и обстрелами из пулеметов, запомнилось обостренное чувство опасности, и победа советских летчиков и зенитчиков в московском небе вселяла надежду.
О ночном таране летчиком-истребителем Виктором Талалихиным немецкого самолета «хейнкель-111» мы узнали 8 августа 1941 года.
С самого раннего утра 6 августа авиационные техники и авиамеханики Сергей Борзов, Филипп Усатюк и Владимир Цветков готовили истребители к полетам.
«Ястребок» Талалихина был подготовлен к полету. Борзов доложил инженеру полка А.М. Меньшову о выполнении задания: опробован мотор, заправлены бензобаки, произведен предварительный осмотр самолета.
В. Талалихин должен вылететь на ночное дежурство, он подошел к самолету. Виктор в кожаном реглане, пилотке и хромовых сапожках, с планшетом. Он все досконально проверил и попросил переставить педали ножного управления, укоротив их. Виктор Талалихин сел в кабину самолета и подготовился к боевому дежурству. Ночь с 6 на 7 августа была теплой, тихой, звездной. В московском небе заработали прожектора. Множество ярких лучей пронзали темное небо, ища неприятельские самолеты.
Истребители стояли в укрытии на опушке небольшого леса, вблизи поселка, ожидая боевого сигнала. Самолеты Виктора Талалихина, Петра Фунтова, Александра Печеневского, Ивана Тяпина, Александра Богданова, Григория Финогенова получили сообщение: «Самолеты противника появились в квадрате 82 на высоте 4 тысяч метров. Командир полка вызвал 1-ю эскадрилью в 22 часа 55 минут. Талалихин услышал команду: «Воздух!». «Ястребок» Талалихина поднялся в небо и набрал высоту. Внизу железнодорожные станции Львовская, Столбовая. Талалихин заметил блестящую точку, от которой шли зелено-красные вспышки. Это от моторов вражеского, самолета.
Талалихин стремительно вел «ястребок» к цели — бомбардировщику «хейнкель-111». Он шел на высоте 4,5 км. Бомбардировщик вооружен семью пулеметами и одной пушкой. Талалихин зашел бомбардировщику в хвост, стал ловить «хейнкеля» в свой прицел, нажал гашетку. Правый мотор фашистского бомбардировщика задымил, «хейнкель-111» вздрогнул. Талалихин вновь атаковал, целясь в кабину самолета. Немецкий самолет изменил курс, повернув на запад. Талалихин снова и снова атакует, выпускает несколько огненных очередей. Увеличив скорость, «хейнкель-111» пошел на снижение, но «ястребок» преследовал его.
Продолжался воздушный ночной поединок. Подбитый, но недобитый фашистский бомбардировщик продолжал лететь, снова атака — шестая. Талалихин жмет на гашетку, но пулемет молчит — кончились патроны.
«Хейнкель-111» уходит в темень ночи. Талалихин мгновенно принимает решение — идти на таран, информирует на землю — кончились боеприпасы. Талалихин догоняет «хейнкеля-111», приближается к нему, пристраивается мастерски к хвосту самолета, из «хейнкеля-111» сверкнула пулеметная очередь, обожгло правую руку Талалихину — рука прострелена. Но «ястребок» у цели — осталось 10 метров. Всей своей машиной Талалихин протаранил бомбардировщик, «ястребок» перевернулся в воздухе, летчик покидает самолет и около тысячи метров летит затяжным прыжком, а потом раскрывает парашют.
Фашистский бомбардировщик «хейнкель-111» падает у березовой рощи между селами Добрыниха и Щеглятьево.
Это был первый в истории войны ночной таран, героический подвиг Виктора Талалихина. Таран — это наивысшая степень геройства, когда на весах жизнь летчика, когда впереди неизвестность: можно ли выпрыгнуть из смятого и поврежденного самолета? Таран — это особая смелость летчика. Таран — это на грани самопожертвования. Советские летчики совершили дневной таран в первый день войны под Ленинградом, а за годы войны советские летчики совершили сотни таранов. Были летчики, которые таранили дважды и трижды. Немецкие летчики на таран в войну не шли.
Выбросившись из самолета, Талалихин приземлился на дно неглубокой речки Северки у окраины деревни Мансурово. Выбравшись на берег, Виктор Талалихин почувствовал боль в ногах, в пояснице, особенно сильно беспокоила рана на руке.
Часы Талалихина остановились в 23 часа 28 минут (именно в этот момент произошел таран). Летчик в полете находился 33 минуты. Обнаружили летчика на берегу реки Северки мансуровцы. К нему отнеслись осторожно — не знали, кто это. Талалихина первыми увидели и подошли к нему И.М. Буралкин, В.Д. Заелкин и В.Г. Ларионов, колхозники из Мансурова.
Летчик сказал: «Я свой», — и, превозмогая боль, встал. Раненого Виктора Талалихина колхозники осторожно повели к крайнему дому деревни, в котором жил Е.И. Ларионов. Марфа Ивановна Ларинова сразу перевязала Виктору руку, принесла белье, напоила молоком и уложила отдыхать.
Виктор, проснувшись на рассвете, выглянул из окна, невдалеке виднелась опушка леса. Утром Виктора напоили чаем, и Егор Иванович Ларионов проводил Талалихина к месту падения самолета. Осмотрев остатки самолета, они вернулись в дом. Дома у Ларионовых уже стояла подвода по распоряжению председателя колхоза Н.И. Заелкина. Все мансуровцы проводили Виктора Талалихина в деревню Степыгино.
В ту августовскую ночь на аэродроме ждали летчика В. Талалихина, а его все не было и не было. Все спрашивали: «Где же Талалихин, что же с ним?» Друг Виктора летчик Александр Печеневский переживал, время уже третий час, а товарища все нет и нет…
Утро: 9 часов 45 минут… над Подольском показался самолет У-2, летевший к аэродрому… Из самолета вышел Талалихин с перевязанной рукой. Виктора окружают однополчане.
Командир полка Королев срочно сообщил в штаб авиасоединения о подвиге Талалихина. Командир авиационного корпуса И.Д. Климов дал указания майору Королеву лично выехать на место падения фашистского бомбардировщика и представить материалы к присвоению летчику Виктору Талалихину звания Героя Советского Союза. К сбитому самолету «хейнкель-111» майор Королев выехал вместе с Талалихиным. Четверо фашистов лежали неподвижно в десятке метров. Находясь у сбитого самолета, М.И. Королев и В.В. Талалихин увидели прибывших из Москвы корреспондентов и фотокора. На снимке Виктор Талалихин стоит у протараненного им фашистского бомбардировщика в длинном плаще. Правая рука Талалихина на перевязи.
О героическом подвиге Виктора родители его узнали из сообщения по радио. В тот же день вечером Виктор Талалихин приедет в Москву.
8 августа 1941 года все центральные газеты рассказали о боевом подвиге летчика-истребителя В. Талалихина, поместив «указ Президиума Верховного совета СССР», в котором говорилось «…за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением орденов Ленина и медали «Золотая звезда» летчику-истребителю младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу.»
Прочитала в газете о присвоении звания Героя и невеста Виктора Шура. Она поехала в Москву к родителям Виктора, а в это время Виктор спешил к своей невесте. Разминулись. Поздно вечером Виктор возвратился домой, где его ждала Шура. В доме у Талалихиных собралось застолье.
Братья Виктора были на фронте: Александр летал на боевых самолетах под Ленинградом, а старший лейтенант Николай, морской летчик, — защищал Мурманск. Братья регулярно переписывались, сообщали друг другу новости. Александр и Николай Талалихины узнали о присвоении Виктору звания Героя из газет. В сентябре 1941 года Николай Талалихин погиб в воздушном бою под Мурманском. Рано утром в один из сентябрьских дней Виктор Талалихин был в Москве. Приехал, получив извещение о гибели брата Николая. Вот и Абельмановская застава, а рядом родной дом. С родителями Виктора жила жена Николая Таисия Дмитриевна с дочкой… В доме траур, скорбь по погибшему Николаю. Гибель брата особенно переживал Виктор. К вечеру он возвращался в свой полк. Аэродром находился в 40 км от Москвы.
В Колонном зале Дома союзов 28 сентября 1941 года состоялся антифашистский митинг, на котором с яркой речью выступил Виктор Талалихин, призывая встать на защиту чести и свободы нашей родины. Наступили грозовые октябрьские дни 1941 года. Москва на осадном положении. Фашисты захватили подмосковные города Волоколамск, Малый Ярославец, Клин. Немецкие танковые колонны рвутся к Туле, к Кашире, к Дмитрову. Советские армии Белова, Говорова, Рокоссовского ведут оборону Москвы.
Раннее утро 27 октября, холодное, ясное. К середине дня появились тучи, задул пронзительный холодный ветер. Фашисты рвутся к Москве, колонны танков движутся по Варшавскому шоссе, бомбардировщики волнами налетают на пригород.
Эскадрилья «ястребков» под командованием Виктора Талалихина утром 27 октября вылетела в сторону деревни Каменки, шли на бреющем полете. Каменки расположены на 85-м км Варшавского шоссе. Сюда днем и ночью залетают фашистские разведчики. Эскадрилья подлетела к Каменке к 11 часам утра. В сплошных облаках шестерка «ястребков» обнаружила шестерку «мессершмиттов».
— «Мессеры» слева! Атакуют! Действовать смело и решительно! — приказал по радио Талалихин.
И первым ринулся в бой. За ним ведомые. От огня В. Талалихина и А. Богданова рухнул вниз один «мессершмитт». Остальные ушли. Боевым заданием эскадрильи Талалихина было обнаружить полевой аэродром противника, откуда «юнкерсы» и «хейнкели» вылетали бомбить наши боевые позиции. Но вдруг из облаков вынырнула большая эскадрилья «мессершмиттов» и направила огонь на самолет Талалихина. Сбит один «мессершмитт», но в тот же момент самолет Талалихина стал снижаться. «Товарищ командир!», — взывали ведомые, но Виктор Талалихин молчал. «Ястребок» Талалихина был изрешечен пулями трех «мессершмиттов». Командир эскадрильи погиб геройской смертью. Самолет врезался в густой лес. Виктор Талалихин не отклонился от боя, он смело шел на врага в те нависшие над страной тяжелые октябрьские дни 1941 года. Надо было победить, надо было спасать Россию, но погибают и герои. На место гибели вылетел на самолете У-2 начальник штаба полка. В чаще леса нашли останки самолета и погибшего Героя Советского Союза Виктора Талалихина. Похороны Виктора состоялись в Москве в клубе мясокомбината.
На домодедовской земле была организована сельскохозяйственная артель имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина. В колхоз входили села и деревни: Бортнево, Ведищево, Максимки, Щеглятьево и другие. В 60-е годы колхоз был реорганизован в колхоз «Повадино».
23 февраля 1959 года урна с прахом В.В. Талалихина была перенесена из крематория на Новодевичье кладбище. На мраморной доске надпись: «Герой Советского Союза В.В. Талалихин (1918-1941)».
Рядом могилы прославленных героев боев за Москву — генералов И.В. Панфилова и Л.М. Доватора.
Виктор Талалихин прожил 23 года и 40 дней. Его имя овеяно славой, до конца своей жизни он приближал победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Вечная память герою!
В честь героя в городе Домодедово названа улица. На месте совершения подвига поставлен памятник.
В городе Вольске одна из улиц названа именем Виктора Талалихина, а в школе №1, в которой герой учился, открыт его музей. Из окончивших школу №1 города Вольска героями Советского Союза стали семеро выпускников, а друг Виктора Евгений Лазарев стал Героем Советского Союза в бою на Халхин-Голе. Потом командир танковой роты Евгений Лазарев сражался на Волге, под Сталинградом, где погиб на хуторе Перелазовском.
26 июня 1960 года в городском парке Подольска на берегу реки Пахры установлен бронзовый памятник Герою Советского Союза В.В. Талалихину с надписью «Виктору Талалихину». В Москве в школе №480 открыта комната-музей «В.В. Талалихин».
Комната-музей В.В. Талалихина открыта в школе ФЗУ при Московском мясокомбинате. А 27 октября 1958 года у главного здания Московского мясокомбината открыта мемориальная доска в память о В.В. Талалихине.
В филиале Домодедовского историко-художественного музея «В заре Подмосковья» организована экспозиция, посвященная В.В. Талалихину. В музее хранится книга писателя Сергея Георгиевича Утехина «Виктор Талалихин» с дарственной надписью автора Марфе Ивановне Ларионовой, оказавшей раненому летчику первую медицинскую помощь.
© краевед Николай Чулков. Из цикла «История края в лицах»