И-16 Виктора Талалихина. Спустя 73 года.

С 7 по 8 июня 2014 года из земли были извлечены обломки самолета, на котором 6 августа 1941 года Виктор Талалихин совершил легендарный ночной таран в небе над Подмосковьем. Новость эта распространилась через СМИ довольно быстро. Не прошло и месяца, как в среде интересующихся военной историей, стали появляться различные толкования этого события. Из-за отсутствия информации, преждевременные утверждения породили множество нелепых выпадов в сторону проведенного мероприятия по извлечению обломков. Некоторые личности, ставили под сомнение даже сам факт обнаружения места падения самолета. Вместе с этим, у специалистов появилось множество справедливых вопросов. Их мы и будем рассматривать.

Где же на самом деле упал И-16 Талалихина?

Любой человек, проезжающий по дороге от поселка Добрыниха в сторону Троицкого, может увидеть гранитный обелиск, который находится напротив военного городка. Надпись на нем гласит: «На этом месте 7 августа 1941 года упал самолет летчика, героя советского союза Виктора Талалихина, после тарана фашистского бомбардировщика, рвавшегося к Москве». Стела установлена у подножья воронки.

Казалось бы все просто. Вот тут и упал тот самый И-16. Вот воронка, вот надпись. Однако если это было так, не случилось бы нашего разговора. Наверно и я никогда не подумал бы, что памятник стоит не на своем месте, и что воронка «искусственная», если бы не один момент. Лет шесть назад прочитал небольшую статейку, написанную местным деятелем, в которой шла речь на некую отвлеченную тему — но вскользь упоминалось о том, что много лет назад на место падения самолета В.Талалихина водили делегацию от какого-то Н-ского колхоза, и якобы показывали «в глухом лесу» воронку от самолета.

Возник вопрос – в каком таком глухом лесу упал самолет, если памятник и воронка находится на краю поля, в небольшом березняке у дороги? Этот момент серьезно заинтересовал меня тогда, и я стал искать информацию, где только можно. Но, увы, при обилии различных публикаций на тему тарана Талалихина, конкретного места падения никто не мог указать.

А может быть, на том самом месте, где находится памятник, когда то и был лес? Пришлось обратиться к довоенным картам генштаба, но как не странно – все очертания опушек за редким исключением, сохранились до нашего времени в тех же границах, что и 70 лет назад. Поиски зашли в тупик. Расспросы местных жителей ни к чему не привели. Больше к этому вопросу я не возвращался.

Сейчас может показаться странным – как так? Герой всесоюзного масштаба, а никто не помнит, куда упал его самолет. Время не щадит ничего, и память в том числе.

В 2011 году подошла годовщина начала Великой отечественной войны, и вместе с тем – 70-летие с момента подвига Талалихина. Тут оказалось, что местные жители все-таки помнили историческую воронку. Кто-то помнил, но не придавал этому никакого значения, считая сей факт чем-то обыкновенным и не заслуживающим внимания, а кто-то помнил, и не мог быть равнодушным. И вот, в канун годовщины, не равнодушные местные жители из д. Мансурово, среди которых был и староста деревни Петр Дрябков, который еще мальчишкой видел воронку с обломками самолета – решили найти это место, окультурить и возложить цветы в память знаменательного события 1941 года.

Собрались, пришли в обозначенный район, и стали искать — но не нашли. Как же так?! Лес зарос густым кустарником, и найти в нем небольшую воронку было весьма проблематично, тем более район был известен с точностью в 100-200 метров.

Место падения истребителя Талалихина помнили и посещали до конца 1980 годов – в то время сюда ходили школьники, пионеры и другие интересующиеся. Тропинка к воронке стала зарастать на закате Советского Союза и к настоящему времени полностью исчезла. Осталось только направление – к северу от деревни Мансурово…

Поиски продолжаются.

Спустя несколько лет, в 2012 году Олег Сураев случайным образом встретился с моим знакомым Сергеем Еприкяном. Уж не знаю, каким образом пересеклись темы, но лесник поведал о своей старой находке Сергею, а он своевременно довел эту информацию до меня. Благодаря этим людям и ряду случайностей, поиски приняли новый оборот. Однако, разведка на местности стала возможной только в июне следующего года.

Лесник указал место достаточно точно, с погрешностью в 100м., но не смотря на это, в первый день воронку найти не удалось. В тот день стало понятно, почему в 2011 году мансуровцев тоже постигла неудача. Из-за того, что выборочно вырубили высохшие деревья, в лес стало поступать больше света, что стало благоприятно влиять на рост разнообразной растительности. Сразу же начали расти кустарники, высокая трава, молодые деревца. Кроме этого, спиленные стволы деревьев так и остались лежать на земле. Иными словами – в обозначенном районе находился самый настоящий бурелом.

День поисков успехом не увенчался. Осмысливая увиденное, появились вопросы. Не могла ли воронка полностью затянуться и стать не различимой на местности? Не могли ли ее закопать при каких либо работах? И как ее найти, учитывая эти возможности? Куда делась табличка?

Собственно, табличка была самым интересным объектом – действительно ли на ней значилось имя Талалихина? Ведь лесник мог и перепутать – прошло около пяти лет, с тех пор как он увидел ее в лесу, до момента встречи с Сергеем. Деревьев спилили достаточно много – на одном из них могла быть и табличка… Найти ее надежды не было.

А как искать воронку, если она полностью затянулась? Только по металлическим обломкам при помощи металлодетектора. С этим все было ясно. Продолжать поиски со всем необходимым инвентарем, было решено осенью, когда опадет листва. Оставалась надежда на то, что воронку все же будет видно не вооруженным глазом.

В конце октября 2013 года поиски продолжились. Для начала была обследована просека, которая тянется с запада на восток через предполагаемый район. И уже через полчаса прямо в старой колее прибор показал наличие цветного металла. Это был обломок дюралевой обшивки самолета с характерными заклепками, какие применялись в авиационной технике. «Прочесывание» леса вокруг этого места, ничего не дало. По всей видимости, по просеке вывозили часть обломков, и небольшой фрагмент просто потерялся. Но стало ясно, что поиск идет в правильном направлении. И долго искать не пришлось — уже через час обломки самолета стали попадаться один за другим. На небольшом участке, площадью примерно 30Х30м их было довольно много, в основном мелкие. На многих видна краска – зеленая, голубая, черная. За пределами этого квадрата ничего не попадалось. Никаких следов воронки здесь не обнаружилось, хотя какие-то неровности заметны. Возникло предположение, что воронку закопали при вырубке, чтобы не мешала технике. День подходил к концу, но ни таблички, ни точного места падения самолета найдено не было.

На следующий день была предпринята попытка проверить небольшие углубления в этом районе на предмет неоднородности почвы. Для этого применялся обыкновенный поисковый щуп – стальной пруток длиной 1.5м, который втыкается в почву. По плотности грунта можно определить, были ли здесь когда то ямы, в настоящее время засыпанные. Этот способ показал отсутствие каких-либо воронок на площадке с обломками. Значит, воронка находится где-то в другом месте – вот что это могло означать. Но где же? Все вокруг осмотрено, проверено металлодетектором, «прощупано» щупом, но оставался один уголок, самый заросший и самый тяжелый для поиска. Он то и скрывал нашу цель.

Воронка была обнаружена в 50 метрах от скопления мелких обломков. Совершенно невзрачная, диаметром около трех метров, частично залитая водой и заваленная кусками напиленных стволов деревьев. Такую лужу любой человек пройдет мимо, не обратив даже малейшего внимания.

Щуп вошел в грунт воронки. На глубине около метра он уперся во что-то металлическое. Из отверстия, проделанного стальным прутом, на поверхность воды стали подниматься масляные круги. Металлодетектор показал наличие цветного металла на всем периметре воронки, и на 2-3 метра вокруг нее. Скоро стало совершенно ясно, что этот металл является фрагментами алюминиевой обшивки самолета. Но неожиданно, среди этих обломков стали попадаться разорванные гильзы от крупнокалиберного пулемета. Капсюли были не наколоты бойком, а, следовательно, патроны не были отстреляны. Боеприпасы взорвались в огне…

Виктор Талалихин сам говорил о том, что причиной тарана стало именно отсутствие боеприпасов! «Кончились патроны» — написано во всех публикациях! Значит это другой самолет? Или… Тут пришло время вспомнить про табличку на дереве – действительно, она прибита к одной из сосен! Но сразу заметить ее было не возможно – разросшаяся ель закрывала стальной прямоугольник своими ветками. Частично видно текст: «Здесь упал самолет…..Талалихина…..»! Под ней у корней дерева лежат две ржавые трубки с замысловатыми элементами крепления. Значит, прав был Олег Сураев.

И так, место падения самолета найдено. Но обнаруженные разорванные гильзы противоречат принадлежности машины к Талалихину. Так может быть, это другой самолет? Ведь всего в 5 километрах отсюда, в годы войны располагался аэродром – естественно, немцы его бомбили, наши отбивали вражеские атаки, происходили воздушные бои. Не один истребитель был сбит в этих краях. Кроме того, много самолетов разбивалось из-за технических проблем – так называемые «не боевые потери». Все эти «железные птицы» падали и вокруг аэродрома. В этой воронке могла лежать любая из них, а табличка могла быть банальной ошибкой.

Здесь стоит заострить внимание на одном моменте, ранее не озвученном. Уже в первый день поисков стало ясно, что самолет Талалихина, в том же 2013 году искал и кто-то другой. Он подошел к воронке почти вплотную – этот человек (или группа лиц), точно так же вышел на площадку к западу от воронки, на которой наблюдается скопление мелких обломков самолета. Его следы в виде небольших ямок, рядом с которыми валялись выкопанные металлические обломки, говорили о том, что работал он так же металлодетектором. Однако воронки он не нашел, и возможно решил отложить поиски на некоторое время. Позже выяснилось, что найти остатки «ишака» Талалихина хотели многие «черные копатели». По всей видимости, на черном рынке обломки с богатой историей пользуются спросом.

Такой расклад совершенно не радовал. В сложившейся ситуации необходимо было провести раскопки, и установить личность пилота погибшей машины – Виктор Талалихин или совершенно другой человек, который и по сей день мог лежать в этой воронке? Но тут возникла угроза — в один прекрасный день обнаружить пустую яму, залитую водой. Тогда тайна забытой боевой машины навсегда осталась бы не раскрытой. Неизвестно, какие цели преследовали наши предшественники. Обнаружив обломки в первый день, продолжить поиски они могли когда угодно. При таких обстоятельствах, раскопки нужно было провести как можно скорей.

Спустя 73 года.

Табличка, прибитая к дереву у воронки, представляла из себя лист железа, толщиной около двух миллиметров, в прошлом бывший деталью какой то техники. На нем белой краской нанесли текст, и прикрепили к сосне при помощи обыкновенных гвоздей. Было ясно, что изделие кустарное, выполнено при помощи подручных материалов.

Слабый раствор щавелевой кислоты хорошо удаляет ржавчину с окрашенных металлических предметов, не повреждая остатки краски. В этот состав погрузили ржавую табличку, после чего весь текст стал хорошо читаем.

«Здесь упал самолет героя
Советского Союза Викто-
ра Таллалихина на кото-
ром совершен первый ночной
таран на подступах к Москве
в годы Вел. Отеч. Войны»

Характерна ошибка в написании фамилии – лишняя буква «Л».

На обратной стороне так же читался текст:
«Табличка
установлена
пионеркой
Аллой Катько
по рассказам
очевидцев
22.08.71.»

Не смотря на то, что табличка была установлена «по рассказам очевидцев», все равно не исключалась возможность ошибки. Ведь на тот момент прошло 30 лет после описанных событий – даже живые свидетели могли не помнить точно, чей самолет разбился в этом месте.

Так или иначе, а раскопки стали необходимостью. Фото таблички и некоторых обломков самолета были отправлены моему знакомому, командиру поискового отряда «Обелиск», Михаилу Полякову. Предложение о проведении раскопок он одобрил. Кроме того, Михаил подключил к проблеме представителей ПО «Надежда», которые специализируются исключительно на поиске и установлении личности погибших экипажей самолетов.

Зимой началась архивная работа в ЦАМО, усилиями ПО «Надежда». Каких либо сведений о разбившихся самолетах в указанном районе найти не удалось, однако стали известны номера истребителей, на которых летал Виктор Талалихин. Так же архивные документы уточнили модель И-16, таранившего немецкий бомбардировщик. Это был тип 29 – найденные обломки принадлежали именно этой модификации И-16. Ни что не противоречило тому, что найденные обломки, могли принадлежать самолету Талалихина, но и не подтверждали этого. Для разгадки этой тайны оставалось только раскопать воронку и найти на обломках номер двигателя или корпуса самолета.

Раскопки начались

Провести экспедицию удалось только 7 июня 2014 года. Группа, в составе 15 человек прибыла на место рано утром. Осмотрев воронку, по внешним признакам определили, что глубина ее должна быть не велика. Не более трех метров. Для начала вокруг воронки на расстоянии 5 метров от края сняли грунт на штык лопаты. Кроме мелких обломков здесь ничего не обнаружилось. Приступили к самой воронке – из не вытащили куски бревен, ветки и начали углубляться в грунт. Сразу же стало ясно, что лет 15-20 назад местные дачники устроили здесь помойку – множество стеклянных бутылок, старой обуви, кусков полиэтиленовой пленки и прочего мусора затрудняло раскопки. Вероятно, пока лес не был таким заросшим, для дачников не составило трудности привезти старый хлам сюда, за 150 метров от СНТ.

Вскоре стали попадаться многочисленные обломки самолета. Сначала мелки куски обшивки, затем более крупные детали. В основном части каркаса, дюралевая обшивка, иногда фрагменты пулеметной ленты с взорвавшимися патронами калибра 12.7мм от пулемета БС. Основная масса обломков показалась на глубине 1.5м. От сильного удара всё было сильно искорежено и разорвано. Многие предметы были обгоревшие, некоторые даже расплавленные. При горении бензина и моторного масла создалась очень высокая температура. Однако детали, находящиеся глубже, были не тронуты пламенем и сохранились в отличном состоянии.

Вытаскивая каждый обломок, его тут же осматривали на предмет наличия номеров. Вскоре из ямы извлекли технологическую дверцу, на которой просматривались какие-то цифры. Сергей Катков, заместитель командира ПО «Надежда», не заглядывая в копию архивного документа, утвердительно сказал – «Талалихин!». Номер на детали полностью соответствовал номеру из архива – 2921570. Заводской номер самолета! Теперь все сомнения были развеяны – истребитель И-16 (тип 29) №2921570 был списан после тарана, пилот – Виктор Талалихин.

Через некоторое время, из земли вытащили небольшой фрагмент двигателя с заводским номером 633750. Эта цифра так же совпадала с архивными документами. В последствие эти номера повторялись на других деталях. Ошибки быть не могло.

Последовательно, из воронки были извлечены многочисленные фрагменты фюзеляжа и агрегатов истребителя. Здесь присутствовали различные механизмы управления, фрагменты приборов и приборной доски, сидения, бронеспинки, топливного бака, различные тяги, обрывки электропроводки, шланги и трубки топливной системы, стальные тросы. Так же присутствовали части штурвала, кислородный баллон, генератор, обломки карбюраторов, магнето, шестерни редукторов, клапаны и другие детали механизмов. Во влажной почве сохранились детали из фанеры и перкаля, фрагменты кожаной обшивки сидения и даже индивидуальный перевязочный пакет, полностью пропитанный моторным маслом. Сохранились обрывки брезентовых ремней пристяжной системы кресла.

Поразило количество сгоревших патронов. Остатки боекомплекта пулемета БС насчитывали около 160 штук, пулемета ШКАС – не менее 450 штук. Гильзы встречались хаотично по всему раскопу, а так же в лентах, которые находились в раздавленных патронных коробках. В раскопе обнаружили и несколько мелких искореженных деталей пулемета БС.

Часы с приборной доски самолета Талалихина

Удивительно, но в сравнительно хорошей сохранности оказались бортовые часы, стрелки на которых остановились на 23ч. 30м. Минутная стрелка уцелела, часовая же обломилась, но место ее излома позволило установить точное время. В более плохой сохранности оказалась радиостанция. Основная ее часть сгорела в огне и сгнила от времени, но некоторые узлы все же сохранились. Тип устройства РСИ-3, год выпуска 1940.
К концу дня добрались до самой главной детали – двигателя. При ударе он был сильно поврежден, но состояние металла оставалось превосходным и по сей день. Остатки масла и бензина, запах которых четко ощущался в раскопе, законсервировали его. У найденного мотора М-63 отсутствовали лопасти винта – при столкновении с Хенкелем они отломились. Характер воронки и положение двигателя помогли выяснить, что самолет падал в направлении с востока на запад под углом 75°-80°. Вся история таран Виктора Талалихина подтверждалась буквально на наших глазах.

После завершения раскопок и осмотра обнаруженных деталей, стало ясно, что не хватает некоторых частей самолета. Отсутствовали несколько элементов клапанной системы двигателя, одно из шасси, пулеметы ШКАС, пулемет БС (за исключением нескольких фрагментов), детали крыльев, многие фрагменты фюзеляжа и др. По всей видимости, часть обломков, которые было возможно достать из воронки – увезли еще в годы войны.
Установлено, что основная масса деталей самолета изготовлена с февраля по ноябрь 1940 года. Патроны боекомплекта пулемета ШКАС выпуска 1938-39гг., пулемета БС – 1940г.

После раскопок.

После извлечения обломков самолета из земли, необходимо было вывезти их из леса в короткие сроки. Без тяжелой техники сделать это не представлялось возможным, ведь двигатель по-прежнему находился в воронке на глубинно 2.5м. В тот же день, на место раскопок прибыли руководители Домодедовского общества краеведов Ведешкин В.Н. и Проскурин Ю.Н., которые оперативно расценили обстановку и приняли необходимые меры для транспортировки находок к месту временного хранения, а так же занялись вопросом дальнейшей музеефикации найденных предметов.

Участники подъема двигателя талалихинского И-16. Слева направо: Виталий Ефремов, Владимир Шлёнсков, Кирилл Низамутдинов, Юрий Проскурин, двое рабочих, Александр Серов, рабочий, Иван Чернов

На месте раскопок побывали сотрудники полиции, которые убедились в отсутствии взрывоопасных предметов. 11 июня двигатель из воронки был извлечен, все обломки вывезены из леса. Активное участие в этом мероприятии принимали домодедовские краеведы, члены поисковых отрядов, а так же директор ООО «Агроресур» Холев А.Н., который предоставил трактор и машину для транспортировки. На базе «Агроресурса» все обломки были отмыты от земли и хранились на складе до передачи их Домодедовскому историко-художественному музею.

Вскоре после этих событий я решил попытаться найти ту самую Аллу Катько, имя которой значилось на табличке у воронки. Очень скоро это удалось сделать, но оказалось, что она мало что помнит об этом моменте. В 1971 году ей было 13 лет – отец привозил ее на место падения самолета Талалихина, он же изготовил и установил табличку, на которой увековечил имя дочери. Звали его Демьян Григорьевич Катько, ныне покойный.

Однако довелось мне поговорить с братом Демьяна Катько, Геннадием Григорьевичем Катько, который в годы войны жил в д. Матчино, расположенной в 2 км от места падения И-16. Он же стал свидетелем самого тарана. Вот что он рассказал: «Эта летняя ночь запомнилась мне достаточно темной. В небе послышался рев самолетов, и все жители выбежали из домов посмотреть, что же происходит. В это время раздался удар, треск, а через некоторое время наступила тишина. На следующее утро все соседи обсуждали случившееся, а мы с отцом, инвалидом первой мировой войны, поехали на лошади к месту падения самолета – в лесу увидели дымящуюся воронку, возле которой находилось 4 или 5 человек солдат.

Потом односельчане рассказывали, что Талалихин на парашюте повис на дереве над речкой, а сам он не мог выбраться из воды – мешали стропы. Ему помог сторож. Он спросил летчика, не немец ли тот, на что услышал утвердительный ответ – «свой». Талалихина отвезли в сельсовет, откуда связались с аэродромом. А Парашют Талалихин отдал местным девушкам, которые сшили из него для себя предметы одежды.

О табличке он знал, и сделал ценные пояснения: «Не помню, в каком году, за Степыгиным у дороги ставили обелиск – местные жители стали возмущаться, почему же его ставят не на том месте, где на самом деле упал самолет. Старший брат (Демьян Катько) обратился в администрацию, чтобы разъяснить этот вопрос, на что был ответ – «к этому месту нет подъезда». Тогда Демьян с дочерью Аллой решили установить памятную табличку на месте падения сами. Алла училась в школе №2 г. Домодедово, была пионеркой. Отец ее работал на местном предприятии, изготовил табличку и вместе они установили ее у воронки».

Таким образом, благодаря случаю, история появления таблички у воронки стала известна в полном объеме. Более того, мы узнали некоторые подробности об установке памятника у д.Степыгино, который возник совершенно не на своем месте.

Подвиг Талалихина, протаранившего немецкий бомбардировщик в небе над Домодедовской землей, стал широко известен уже в годы войны. Это был один из тех случаев, которые поднимали боевой дух в войсках, которые заставляли народ верить в победу несмотря ни на что. В послевоенные годы таран Талалихина крепко вошел в историю Великой Отечественной войны, в историю авиации и всегда будет вызывать интерес у специалистов-историков и всех тех, кому не чужда память о той войне.

Нам же удалось прояснить некоторые подробности этого боя. Не известным ранее фактом стало наличие боеприпасов на борту самолета. Почему Талалихин утверждал, что патроны закончились? Пожалуй, правды он мог не знать и сам. В жарком бою, раненый, он мог не правильно расценить обстановку – возможно в результате перестрелки, немецкой пулей перебило троса привод гашетки, и стрелять из пулеметов стало не возможно. Пытаясь стрелять, он видел, что выстрелы не происходят – мог подумать, что кончились боеприпасы.

Возможно и другое – технические и боевые характеристики Хенкеля-111 и истребителя И-16 совершенно разные. На «ишаке» и управление и ведение огня лежит на пилоте, в то время как у Хенкеля (экипаж 4 человека) – двое стрелков, которые ведут огонь в широком секторе, что является огромным преимуществом по сравнению с И-16. Учитывая это, Талалихин мог просто решить, что шансов противостоять такому противнику мало, а чтобы не упустить врага – решил таранить, когда представилась возможность. Точного ответа не знает ни кто, но это ни сколько не противоречит факту подвига.

Недавно открылась и еще одна подробность. Из архива Министерства обороны мы получили ответ, в котором сообщалось: «Сообщаю, что в ночь с 6-го на 7.8.1941 года примерно в 23-30 мл. лейтенант тов. Талалихин член ВЛКСМ при патрулировании в 7-й световой зоне на Н-4500-5000 метров обнаружил самолет противника Не-111. После атаки из РС по самолету противника (три залпа)самолет противника задымил в правом моторе, повторил несколько раз атаку и израсходовал патроны пулеметов. Принял решение протаранить его…..
(Из политдонесения 177 ИАП за август 1941г.)»

В этих строчках бросается в глаза фраза «РС…три залпа». В данном случае, РС означает реактивный снаряд. Не секрет, что на истребителях И-16 в годы войны устанавливали реактивные неуправляемые снаряды РС-82, однако в борьбе с авиацией противника они были совершенно не эффективны. В основном ими поражали наземные цели.

Исходя из этого, выясняется, что в состав вооружения И-16 Талалихина входили и снаряды РС-82, которые он отстрелял по Хенкелю, и даже смог поджечь один из моторов. Почему ранее нигде не упоминалась эта деталь, можно только гадать.

И так, в заключение можно добавить, что в русской земле лежит еще немало обломков боевых машин, многие из которых стали могилами для своих экипажей. Многие подвиги этих людей известны, как бой Талалихина, но гораздо больше неизвестных героев до сих пор покоится в земле, забытые Богом и безымянные. Задачей историков, краеведов и поисковиков становится поиск и возвращение из небытия этих имен.

© К. Ю. Низамутдинов, 2014 г.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии