Село Ям

Путешествуя около двадцати лет тому назад по Псковскому краю, в одном из краеведческих музеев я увидел большую и очень подробную карту южного Подмосковья с изображением на ней сражений Отечественной войны 1812 года, принадлежавшую одному из генералов Кутузова. В течение часа я рассматривал эту карту своих родных мест, изучая старые названия сел и мест сражений, и вновь возвращался к центральной точке, откуда я ее начал рассматривать, — к селу Старофроловский Ям (так село называлось в начале XIX века, или просто Старый Ям). Село Старофроловский Ям стало так называться после слияния Старофроловского погоста с селом Ям.

В XVII веке село называлось Пахра: село Пахра на Старом Яму, село Пахра на реке Пахре, как город Москва на реке Москве. Именно на пересечении Большой Каширской дороги с рекою Пахрой возникло это старинное село с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями.

Но село Ям не стало городом Пахрой, Пахринском или Старофролов-ском в отличие от села Подол, ставшего городом Подольском, лежащим на пересечении Большой Серпуховской дороги с рекою Пахрой. Такова историческая судьба села Ям, но оно и не исчезло, как, например, село Пахрино (Пехрино). От Пехрино идет и название Пехрянской десятины.

В писцовых книгах 1680-1681 гг. сказано: «церковная Архангельская пашня припущена к дворцовой десятиной пашне села Пахрино, а сено велено косить Фроловскому попу, что на Старом Яму, вместо взятого у него сенного покоса в село Пахрино» (Писц. кн. 640).

Храм Флора и Лавра села Ям, наше время.

По приходным книгам Патриаршего казенного приказа «Жилых данных церквей» за 1628 г. значится: «церковь Фрола и Лавра в государеве дворцовом селе на Старом Яму, на Каширской дороге, дани 4 алт. 5 ден., кормовая гривна», в 1633 г. пишется: «церковь… на реке Пахре, на Старом Яму, дани 3 руб. 11 алт. 4 ден., заезда гривна» (Патр. прик. кн. 2). Под 1643 г. отмечено: «ноября в 7 день, по указу Святейшего Иосифа патриарха Московского, а по челобитью за пометою дьяка Григория Одинцова, тоя церкви св. мученик Фрола и Лавра с попа Архипа дани, на прошлый 1639 г. для ево бедности, имать не велено» (в 1712-1739 гг. церковной дани платилось рубль 75 коп.).

В писцовых книгах по Московскому уезду, Ратуева стана, за 1627 и 1628 гг. написано: «погост приходный, на реке Пахре, на Каширской большой дороге, и на погосте церковь Фрола и Лавра древяна клетцки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей, у церкви на погосте во дворе поп Архип Васильев, во дворе церковный дьячок Илейка Прокофьев, во дворе пономарь Гришка Федоров, во дворе просвирница Ориница Прокофьева дочь, да на погосте на церковной земле 2 двора бобыльских, пашни наездом пахано середние земли и с поповою пашнею 12 чети, да за рекою Пахрою тое ж цер-ковныя фроловские земли пашни наездом пахано середние земли 5 чети, да
перелогом и лесом поросло 6 чети в поле, а в дву потому ж, сена по обе стороны реки Пахры 150 копен, да того ж фроловского погосту попа Архипа на реке Пахре, на Каширской большой дороге, перевоз. Того же фроловского погосту церковная пустошь Рыбин враг, на ручью, пашни наездом пахано середние земли 2 чети, да перелогом и лесом поросло 38 чети в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен, лесу непашенного 5 десятин, церковная пустошь Микитищево, на речке на Безнине, что была та пустошь преж того к церкви Всемилостивого Спаса, а была та церковь в приселке Спасском, а жеребий тоя пустоши писан к церкве ж к Рождеству Пречистыя Богородицы, что в селе Булатникове, пашни, опричь того что к церкви Пресв. Богородицы, наездом пахано середние земли 4 чети, да перелогом и лесом поросло 8 чети в поле, а в дву потому ж, сена 12 копен» (Писц. кн. 9807).

По переписным книгам 1646 г.: «погост приходный, на реке Пахре, на Каширской дороге, у церкви во дворе поп Алексей Архипов, во дворе дьячок Потапко Куприянов, во дворе просвирница Антонидица, да церковных бобылей 6 дворов, людей в них 15 человек» (Переп. кн. 9809).

В 1680 г. августа 13 дня, при досмотре церквей и церковных земель оказалось: «церковь Фрола и Лаьра, на Старом Яму, на реке Пахре, строение церковное древяное мирское, у церкви поп Ефрем Никитин, церковной земли у него попа во владении 22 четверти в поле, а в дву потому ж, сена 150, а достальная земля, сенные покосы и лес (показанные в писцовых книгах) взяты на великого государя в десятинную пашню, а вместо того нигде не дано» (Патр. прик. дозорн. кн. 141). В писцовых книгах 1680 и 1681 гг.: «На погосте церковь Фрола и Лавра с приделом Николая Чудотворца, у церкви под тремя дворами священноцерковнослужителей и огороды одна десятина без чети, пашни паханыя церковныя земли 10 четвертей, да за рекой Пахрою 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена на реке Пахре 150 копен, и тому ж погосту церковныя пустошь Рыбин враг и та пустошь припущена в село Пахрино, а попу вместо того дано сенных покосов, что была церковная земля церкви Михаила Архангела, что на Булавах, 20 копен» (Писц. кн. 690).

«В 1722 г. церковь Фрола и Лавра деревянная, при ней были священники: Афанасий Кондратьев 1710 г., на его место в 1731 г. определен Федот Федоров, дьячок Гавриил Лазарев 1710-1722 гг. и пономарь Никита Исаев 1710 г.» (переписан, кн. за 1710 и 1722 гг., Патр. прик. кн. 335).

Престольный праздник святых мучеников Флора и Лавра, известных в народе как покровителей лошадей, отмечался в селе Ям 18 августа ст.ст. (31 августа н.ст.).
Село Ям в 1859 г. по статистическим данным значилось как казенное село с 107 дворами и 924 жителями.

Исчезнувшее в начале нашего века село Пахрино, тесно связанное в своей хозяйственной деятельности с селом Ям в течение нескольких веков, упоминалось еще в 1341 г. в завещании великого князя Ивана Калиты. Поэтому дадим краткую историю этого села.

Село Пахрино (оно же Пехрино) в 1614 г.: «пустошь, где была деревня Пахрино, на речке Пахре, вотчина Троицы Сергиева монастыря, по данной вдовы Марьи Ивановны дочери, Ивановой жены Палицына». По писцовым книгам 1627 1628 гг. Московского уезда Жданского стана записано: «за окольничим князем Алексеем Михайловичем Львовым, что он купил из Троицы Сергиева монастыря, в вотчине сельцо Пахрино, на речке Пахре, а в нем двор вотчинников, двор коровий, да под сельцом мельница, на реке Пахре, а в ней два жернова, колеса немецкие, а писана за ним, князем Львовым та вотчина по купчей архимандрита Троицы Сергиева монастыря Дионисия и келаря старца Александра 1623-1624 гг. «У него же, князя Львова находились во владении деревни: Чурилково, Новая Новлянская и Киселиха, на реке Пахре» (Писц. кн. 258). «В 1646 г. в сельце Пахрине был двор боярский князя Алексея Михайловича Львова с деловыми людьми». (Переписи, кн. 9807). В 1680 г. село Пахрино состояло в дворцовом ведомстве, в селе был двор великого государя.

В 1676-1677 гг. в селе Пахрине была построена по повелению царя Федора Алексеевича каменная церковь Троицы Живоначальныя с приделом св. Феодора Стратилата. В дозорных книгах Патр. казенного приказа 1680 г. говорится: «августа в 13 день князь Иван Андреевич Шелешпальский, приехав Пехрянской десятины в государеву дворцовую Домодедовскую волость, в село Пахрино, на речке Пахре, а в том селе, по наезду, церковь Нова каменная во имя Живоначальныя Троицы, да в приделе Федора Стратилата, у церкви что каких приходских дворов того неведомо, потому что попа в то время дома не было, а переведен тот поп с погоста Архангела Михаила, что на Булавах, а земля у той церкви взята великого государя в десятинную пашню и ныне та церковь стоит пуста, а та церковь без дани» (Патр. прик. кн. 141).

По писцовым книгам 1680-1681 гг.: «в селе Пахрине у церкви под 5 дворами священнослужителей и огородами усадебной земли одна десятина без трети» (Писц. кн. 690).

В 1682 г. марта 30, по указу великого государя велено в селе Пахрине около государева двора огородить забором в скобель на бело с обе стороны, а в звено класть по тридцати бревен». (И.Е.Забелин. «Домашний быт русских царей. М. 1872 г.) В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа записано: «во 1684 г. июня в 5 день, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, в Московском уезде, в Пехрянской десятине, великих государей в дворцовом селе Пахрине обложена вновь данью церковь Пресв. Троицы, по сказке той церкви попа Матвея, с дворов: с его попова, с дьяконова, с дьячкова, с просвирницына, по указным статьям, да с приходских — с одного двора прикащикова 6 денег, с одного двора подьяческого 4 деньги, с 5 дворов стадных конюхов, с садовников, да с Кузнецова, да с 2 Мельниковых дворов, с 10 дворов крестьянских, по 2 деньги со двора, всего 9 алт. 2 ден., заезда гривна. И те деньги велено взять по сему окладу, по сказке попа Матвея с 1676-1677 гг., как он начал у той церкви служить, и на нынешний год».

«1700 г. июля 11, великий государь, слушая сей выписки, указал: того села Пахрина попу с причетники денежную и хлебную ругу не давать, а довольствоваться подаянием приходских людей» (Дворц. прик. кн. 96).

В 1710-1722 гг. село Пахрино принадлежало князю А.Д.Меньшикову, а после вновь было причислено к дворцовому ведомству.

В Пахрине в семнадцатом веке был конный завод, при Меньшикове он был закрыт, в 1796 г. Павел I приказал конный завод восстановить, существовал он до 1829 года, затем был переведен в Бронницы. В 1829 году в Пахрине оставалось 7 крестьянских дворов, в 1912 году оставалось всего 3 двора, а к 1917 году были снесены и последние дворы. Так исчезло старинное дворцовое село Пахрино. Село Пахрино находилось 2-3 верстами ниже по течению реки Пахры от села Ям.

© краевед Николай Чулков, 1996 г.

Фото: 1. Федеральный памятник архитектуры «Почтовая станция с. Ям». 2. Каменный мост через Пахру, памятник инженерного искусства. 3. Здание бывшей церковно-приходской школы в селе Ям.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии