Село Бурхино

Погост Бурхин — это последний погост, который сохранялся на территории Домодедовского района вплоть до XX века. В 1892 г. о Бурхине писалось так: «погост Бурхинъ Бронницкого уезда Мос-ковской губернии». Село Бурхино, расположенное на реке Гнилуше (Малой Северке), ниже по течению села Кутузово, является весьма древним поселением района. В XVII веке Бурхино было известно как Бурохино. В древности существовало «село Мошневское или Бурохино старое с Ильинской церковью и в приходных книгах Патриаршего приказа писалось под Пехрянскою десятиною и по окладу 128 г. (1620 г.) платилось дани 8 алт., 2 ден., кормовая гривна» (Патр. прик. кн. 2). Позднее Ильинская церковь была перенесена и построена «в новом поселке Бурохине, находившемся в одной версте от старого погоста Ильинского-Бурохина».

В писцовых книгах 1627-1628 гг. Московского уезда Тухачевской волости записано: «За Иваном Ждановым сыном Дядина старинная вотчина, село, что был погост, Бурохино, на речке Малой Северке, а в нем церковь Илии Пророка древяна клетцки строение вотчинникова, у церкви во дворе поп Никифор Дмитриев, во дв. церковный дьячок Жданко Иванов, во дв. пономарь Сидорко Марков, во дв. просвирница Анница, пашни церковной земли 12 чети в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен». К селу принадлежали деревня Обонегово, Дядино тож, на реке Малой Северке с двором вотчинниковым и 6 дв. крестьян, пустошь, что было сельцо Мошневское, Бурохино старое, на той же речке и пустошь Останкова» (Писц. кн. 9808). В 1633 г. отмечено, что церковь имеет приделы Николая Чудотворца и св. мученицы Параскевы Пятницы (Патр. прик. кн. 196).

«По писцовым книгам Патриаршего казенного приказа, письма и оклада жилых данных церквей Ивана Нелединского и подьячего Володимира Толстого 1633 г. по Московскому уезду значится: пустошь Ильинская, а в ней пашни паханной церковной земли 10 чети в поле, а в дву потому ж, а по сказке попа Ильинской церкви Никифора Дмитриева, что с оной пустоши Ильинской, на которой была церковь Илии Пророка, и та церковь перенесена на погост Бурохин» (Патр-прик. дозорн. кн. 127).

«По смерти Ивана Жданова Дядина вотчиною владела в 1670 г. жена сына его вдова Фекла Трофимовна с их родственником Прокофьем Афанасьевым Дядиным» (Вотч. колл. по г. Москве, кн. 82, отказн. кн. 8). В дозорных книгах Патр. казенного приказа 1689 г. сказано: «Пустошь, Ильинская, в ней церковной пашенной и непаханной земли нет, только на погосте и по врагом (оврагам) и по поляне, что за врагом Мешковым, сенных покосов копен с 50, да лесу пашенного и непашенного (смежного с троицкою пустошью Золото-вОю с вотчиною стольника князя Юрья Долгорукого — пустоши Ильинскою, Дементьевою и сельцом Родионовым) в длину на версту, а поперег на полверсты; да по досмотру Андрея Базыкина и подьячего Андрея Фролова того же 1689 г. и по сказке Ильинской церкви попа Максима Матвеева: та де церковь Илии Пророка построена в давних годах прежде на вотчинной земле Ивана Жданова сына Дядина, а ныне пишется в погосте Бурахине, на речке Малой Северке, Гнилуша тож, к церкви дано из вотчинной земли пашни 12 чети в поле, а в дву потому ж, сенных покосов по той же речке 20 копен, а ныне у него попа во владеньи 8 чети в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен, и та церковная земля от вотчинников и от помещиковых земель отмежевана, а межевана та церковная земля в 1681 г., письма и меры стольника Ивана Владыкина, от пустоши Новоселок — Троицы Сергиева монастыря, пустоши Куземкиной вотчины стольника Ивана Лихачева, пустоши Винниковой стольника Ивана Ушакова; да письма и меры стольника Ивана Кашинцова 1689 г. та церковная Ильинская земля отмежевана от помянутой пустоши Винниковой вотчины Ушакова, от дер. Ереминой вотчины Троицы Сергиева монастыря, от пустоши Останковой вотчины дьяка Федора Максимова, до речки Северки, на лево земля деревни Бурохиной — боярина князя Михаила Юрьевича Долгорукого жены боярыни вдовы княгини Фе-досьи Васильевны, сельца Родионова князя Юрья Долгорукого и пустошами Новоселок. Старый церковный погост Ильинской от церкви Илии Пророка в версте» (Патр. прик. Дозорн. кн. 127, кн. 141).

1699 г. сентября дня (число не указано) вследствие прошения священника церкви Илии Пророка Максима Матвеева «церковная Ильинская земля была размежевана с пустошью Останковою владения Ивана Иванова Засецкого, а в 1700 г., по прошению священника т°й же церкви Ивана Иванова, та церковная Ильинская земля, в количестве 12 четвертей в поле, а в дву потому ж и сенных покосов ^ копен, утверждена отказною книгою к церкви Илии Пророка, что на погосте Бурохине» (Вотч. колл. по г. Москве, кн. 3).

При Ильинской церкви были: в 1704 г. — священник Иван Иванов, Дьячок Иван Максимов и пономарь Федор Максимов, в 1722 г. — священник Осип Иванов, дьячок Дмитрий Иванов и пономарь Cемен Осипов (переписи, кн. 9816).

Название села Бурхино (старое Бурохино) не установлено, в XVII веке село называлось «Мошневское или Бурохино старое».

Расположенная недалеко от села Бурхино деревня Образцов получила свое название в XV веке по фамилии известного боярин Василия Федоровича Образца-Симского-Добринского, служившее воеводою. В.Ф. Образец был видным деятелем в царствование Ивана III (1462-1505 гг.) во времена объединения Руси княжеств Тверского и Великого Новгорода, он отличился в борьбе с татарским ханом Ахматом.

Многие годы село Бурхино находилось в Бронницком уезде, а затем в Михневском районе Московской области.

В списках сельских населенных пунктов Домодедовского района Бурхино на 1 января 1995 года указано как деревня с 19 домами и 45 жителями.

Этот очерк я написал по историческим материалам, с которыми мне пришлось работать и, полагаю, старожилы села могут многое добавить к этой исторической хронике. В очерках о селах приводятся скупые и строгие строки из обнародованных документов прошедших времен. А сколько осталось еще незаписанного. И как бы хотелось заглянуть в тот далекий, ушедший мир наших предков со своими радостями и печалями, заботами и тревогами, похожими и непохожими на заботы и тревоги нашего времени конца двадцатого-начала двадцать первого века.

Поэт Н.А. Заболоцкий о времени сказал так:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

 

 © краевед Николай Чулков, 2002 г.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии