В восточной части района в бассейне речки Гнилуши на границе с Раменским районом находится с. Шубино с прилегающими к нему деревнями. Через его земли с давних пор пролегала дорога Шубинка, соединявшая Москву с Коломной. Изучавший историю этой местности в первой четверти XIX века автор работы «Прогулки по древнему коломенскому уезду» Н.В. Иванчин-Писарев утверждал, что по этой дороге в 1380 году прошли русские полки во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем, направлявшиеся на Куликово поле.
Из сохранившихся документов видно, что «село Шубино с деревнями» в 70-е годы XVI века находилось в вотчине первого боярина князя И.Д. Вельского. Иван Дмитриевич занимал высшие командные посты в русской армии, являясь первым воеводой Большого полка в Ливонской войне и походах против крымских татар. Он во время сожжения Москвы ханом Девлет-Гиреем в мае 1571 года задохнулся в каменном погребе своего московского двора. Его вотчина по грамоте Ивана Грозного от 3 февраля 1578 года пожалована «по боярине своём по князе Иване Дмитриевиче Вельском на поминок» в дом Пречистой Богородицы в Суздаль. «А то село Шубино с деревнями, — говорится в грамоте, — крымские люди воевали по два лета, деревни пожгли и людей многих побили, а иных в полон поймали». Этой же грамотой вотчине даны многие льготы, благодаря которым её селения были возрождены. По описи 1627 года в селе стояли деревянная церковь Успения Пречистой Богородицы с приделом Ивана Богослова «строение суздальского архиепископа и приходных людей», дворы попа и пономаря, архиепископа, в котором жили монастырский дворник и приказчик, сына боярского Сотника Слевицкого, да 7 крестьянских и бобыльских дворов.
В д. Скрипино в это время отмечены дворы сына боярского Тита Терентьева и 6 крестьянских, в д. Базулино дворы сына боярского Григория Слевитского и 8 крестьянских, в д. Борисово на пруде два заселённых крестьянских двора и три горелых, в д. Мотяйкино 6 крестьянских дворов.
На протяжении всего XVII века вотчина постепенно застраивалась, расширяя запашку. В 1710 году в селе кроме дворов архиерея и церковного причта имелось 19 крестьянских с 103 жителями обоего пола, а в д. Скрипино 22 двора и 143 жителя, до 11-15 дворов насчитывалось в других деревнях. Существенные изменения в жизни поселян произошли в 60-70-е годы. При секуляризации монастырских земель 930 жителей села и деревень переданы в ведомство Государственной коллегии экономии. В 1770 году 58 мужчин и 48 женщин, в том числе 53 из д, Базулино «с охотой» согласились на переселение в Воронежскую губернию. 30 человек умерли в эпидемию чумы 1771 года, в том числе 10 человек из д. Борисово. В 1773 году число жителей сократилось до 871, в том числе в селе 290, в Скрипино 207, от 107 до 134 в остальных деревнях. Все они являлись прихожанами Шубинской церкви, которая к этому времени заметно обветшала. Было решено строить новую каменную, о чём священник Василий Алексеев просил разрешение у митрополита Платона. К 1785 году прихожане заготовили для новостройки 32 сажени бута, две тысячи штук белого камня, 240 тысяч кирпича, известь, песок и железо. На просьбе о строительстве церкви митрополит в 1785 году написал: «Обязать подпискою священника и прихожан, чтоб нынешним летом непременно строить церковь, иначе служение в старой церкви воспретить».
Однако строительство затянулось и только в 1794 году митрополиту доложили, что церковь построена и просили разрешить перенести из старой церкви в новую святые иконы, так как они «ничем не повреждены». Среди них находилась и особо чтимая икона Плач Богородицы, которую разместили на одном из столбов трапезной. Спустя пять лет закончили возведение каменной колокольни, а храм обнесли каменной оградой.В августе 1812 года, когда формировалось Московское народное ополчение, священник Василий Васильев собрал в его пользу 90 рублей серебром. По свидетельству станового ещё до прихода в село и деревни неприятеля через них «проходили российские войска и раненые нижние чины, коих поселяне довольствовали безденежно пищею и фуражом и по разным требованиям как для отправления в Москву, так и под своз полков, команд и сухарей было наряжено знатное количество подвод. В некоторых селениях, наряженные с подводами крестьяне в дороге растеряли немалое число лошадей и упряжи. По нашествию неприятельских войск оных селений жители для спасения своего удалились с семействами в отдалённые места, при уходе коих разное имущество и оставшийся хлеб неизвестно кем разграблены, а стоящий в поле на корню лошадьми потоптан и немалое число угнано лошадей и коров, побито мелкого скота и птицы». По подсчётам властей убытки крестьян села и деревень прихода составили 133, 8 тысяч рублей.
В 1813 году прихожане церкви сдали священнику 22 ружья и карабина, 12 пистолетов, 11 шпаг и штыков, оставшихся после ухода французов, которые он передал под расписку исправнику уезда. За свою деятельность во время нашествия неприятеля священник был награждён бронзовым крестом с надписью: «1812 год».
С 40-х годов в мае и сентябре в селе работала ярмарка, постоянных торговых палаток не было, но торговцы сами ставили временные до 20 штук, в которых крестьяне приобретали ткани, шёлковые платки и кушаки, посуду и предметы домашнего обихода.
Широкую известность приобрела сельская церковь. «Сюда, — писал Иванчин-Писарев, — беспрестанно стекаются из разных губерний множество богомольцев на поклонение большому резному образу Богоматери, которая изображена держащею на коленях своих умершего Спасителя и оттого зовётся Плакушею. Родители мои часто брали меня туда с собою и это богомолье осталось у меня в памяти как одно из приятнейших воспоминаний моего младенчества». Нельзя не отметить особую роль причта в области народного просвещения. Его члены ещё до крестьянской реформы у себя на дому начали обучать грамоте ребятишек прихода, а вскоре после освобождения крестьян земство открыло в селе свою школу, помещение для которой предоставила церковь. Пономарь церкви Алексей Грузов ещё в 1875 году «за труды по части народного образования» награждён серебряной медалью «За усердие». На начало XX века из 536 мужчин села и деревень грамотными считались 318, а из 583 женщин 145. В 1903 году земская школа переехала в новое здание, а в старом её помещении священник М.К. Соловьёв основал церковно-приходскую.
Экономическое состояние крестьянских хозяйств на рубеже XIX-XX веков было довольно пёстрым. Основным занятием населения оставалось сельское хозяйство. В распоряжении 149 семейств села и деревень имелось 1928 десятин земли, в расчёте на каждую мужскую душу приходилось по 3,6 десятины. Почти вся пашня отводилась под посевы ржи и овса, посадку картофеля. Небольшие площади занимали посевы гороха и льна. Четвёртая часть домохозяев сдавала землю в аренду своим же односельчанам. На крестьянских дворах содержали 91 рабочую лошадь, 143 коровы, 363 овцы и 61 свинью, но в каждом третьем дворе не было лошадей, а в 23 — коров. В общем владении сельчан имелась водяная мельница при д. Скрипино, известная ещё с середины XVIII века. 251 мужчина и 24 женщины подрабатывали на стороне, а 18 мужчин и 122 женщины у себя на дому, последние занимались исключительно изготовлением папиросных гильз. Среди мужчин надомников значились кузнец, слесарь, столяр, бондарь и иконописец. В селе работали чайные лавки М.П. Городулина и А.И. Корнилова.
К 1904 году находившийся в центре села пруд совсем обмелел и воды в нём почти не осталось. Староста села Д.Е. Базаров и крестьяне Г. Венедиктов, П. Блохин, И. Чернобровкин и др. просили уездную земскую управу о выдаче им ссуды в 1000 рублей для углубления пруда и на полученные от управы деньги в следующем году произвели необходимые работы.
Заметным событием в истории села и деревень стало открытие в 1898 году Шубинской земской врачебной лечебницы с общим и родильным отделениями. В 1916 году в нём оказана помощь 9887 амбулаторным больным, в общем отделении лечились 200 стационарных больных, в том числе 85 солдат, услугами родильного отделения воспользовались 140 рожениц, 21 человек лечились в заразном бараке.
В 1923 году в селе строилось здание ветеринарной лечебницы.
Президиум уездного исполкома присвоил ей имя Шалина в знак 25-летнего юбилея его общественной деятельности.
В годы коллективизации первым в 1930 году организован Шубинский колхоз, а в следующем году колхозы «Дружная семья» в д. Базулино, «1-е мая» в д. Борисово, «Буревестник» в д. Мотяйкино и «Труженик» в д. Скрипино. В их распоряжение передано 1277 га земельных угодий. Но достижения колхозов были очень скромными. Урожайность зерновых не превышала 6 цн. с га, картофеля от 30 до 70 цн. Животноводческие фермы колхозов даже в 1939 году оставались мелкими, хотя и имелись во всех пяти колхозах. На начало 1940 года на них содержали всего 62 головы крупного рогатого скота, в т.ч. 20 коров, 29 свиней и 24 овцы. В это время на дворах колхозников имелось 97 коров, 44 свиньи и 66 овец. Денежные доходы колхозов составили всего 94 тысячи рублей, значительную долю в которых занимал извоз. Соответственно очень низкой была оплата труда колхозников. По итогам 1939 года в Борисовском колхозе на трудодень было выдано 1,3 кг картофеля и 2,5 кг сена. Наиболее весомым оказался трудодень в Базулинском колхозе: 30 коп. деньгами, 840 г зерна, 5 кг картофеля и 2 кг сена.
Поэтому работа в колхозе была малопривлекательной и многие жители, особенно мужчины, искали источники дохода вне его. Из 31 двора д. Скрипино в колхозе состояли лишь 22, а в его работе в 1939 году принимали участие только 26 человек, в т.ч. 20 женщин. В колхозе «Буревестник» 19 его членов только числились колхозниками, но в работе колхоза не участвовали.
В некоторых публикациях последних лет утверждается, что в годы гонений на церковь Шубинский храм не закрывался. Но материалы архивов свидетельствуют о том, что он был закрыт в 1937 году, а его здание было передано конторе «Заготзерно». Группа верующих просила в 1944 году об его открытии, но исполком Мособлсовета им отказал.
Текст: © Г. Ф. Гарин «К истории Домодедовских поселений», 2009 г.