На высоких берегах реки Рожайи между селом Битягово и деревней Авдотьино в красивейших, почти сказочных местах расположено древнее село Никитское.
Село Никитское в старину было связано узлом пересекающихся дорог и среди них главная Бронницы — Подольск.
Село с церковью Великомученика Никиты получило отсюда и одноименное название (как часто бывало в Древней Руси), известно по писцовым книгам начала XVII века. Однако своими корнями оно уходит в седую старину.
В Патриарших прик. (кн. 195 и 196) сказано: «По окладу 136 (1628) г. дани 2 алт., 2 ден., кормовая гривна, в 7143 (1635) г. положено дани рубль 13 алт. с деньгою, заезда гривна».
По переписным книгам 154 (1646) г. «село Никитское» на речке Рожайе, дворцовое, Московского уезда, в селе церковь Великомученика Никиты, у церкви во дворе поп Иван Дементьев, во дворе вдовый поп Дементий Семенов, во дворе дьячок Василий Семенов, пономарь Иван Яковлев, да в селе 47 дворов».
В писцовых книгах 1675 г. написано: «в селе Никитское под 4 дворами и огородами священноцерковвнослужителей десятина без трети, дворы от церкви в 25 саженях, пашни паханыя церковный земли 20 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена под селом и меж мельниц 10 копен, да 2 пожни за полем сена 15 копен, лесу 20 десятин».
А при досмотре (1680) г. августа в 12 день (Патр. прик. дозорн. кн. 141), князем Иваном Шелешпальским, «церкви св. мученика Никиты поп Артемий Михайлов сказал: «во владении у него у попа с причетниками церковной земли только по 8 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по 5 копен, а крепостей никаких не положил, да он же поп сказал, та церковь св. мученика Никиты Пехрянской десятины, в Замыцком стану, церковное строение мирское». С 1710 по 1728 г. Никитское с деревянною в нем церковью находилось во владении князя А.Д.Меньшикова.
При церкви были священники: Федор Иванов (1710-1722) гг. и дьячки: Мина Федоров (1710 г.) и Иван Артемьев (1722 г.), пономарь Никита Иванов (1722 г.) (переписи, кн. 9809, кн. 1710 и кн. 1722 гг.).
С 1729 г. в селе Никитское установили ежегодную ярмарку 14 и 15 сентября ст. ст. Ярмарка была приурочена к церковным праздникам 14 сентября (27 н.ст.) — Воздвижение Честного и животворящего Креста Господня и 15 сентября (28 н.ст.) — Великомученика Никиты.
На осеннюю ярмарку съезжались крестьяне и купцы с очень большой округи.
Ежегодные ярмарки устраивались в течение двух столетий с 1729 по 1929 г.
Село Никитское как торговый центр обогнало в своем развитии село Домодедово и стало более богатым и известным в округе в течение восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Напомним читателям, что село Никитское в середине XVII века (1646 г.) с 47 крестьянскими дворами не столь много по размерам уступало селу Домодедово с его 56 крестьянскими дворами. В 1859 г. в селе Никитское было 63 двора с 258 жителями.
Ярмарки сопровождались празднеством, хлебосольством и массовыми гуляньями, о которых долго потом вспоминали.
Деревянная церковь Великомученика Никиты сгорела 14 (28 н.ст.) сентября 1820 г. во время великого пожара. Новая каменная церковь Великомученика Никиты была построена в двадцатые годы XIX столетия, строение мирское (за счет средств прихожан). Каменная церковь существовала до 1960 г.
С детства помню пасхальные звоны в 1934-35 годах в трех церквах (сел Битягово, Буняково и Никитское). Своеобразно, мелодично и музыкально звонили в селе Никитское (зависело ли это от колоколов или мастера-исполнителя колокольного звона, осталось тайной).
Так, по-видимому, в ушедшие времена торжественно и призывно созывали колокола и на крестьянскую ярмарку в село Никитское.
К началу 1830 г. в России насчитывалось более 1700 ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей.
Писатель И.Ф.Горбунов писал («Уездный город»): «Не моему слабому перу, да и красок таких у меня нет, изобразить прежнюю ярмарку, а для будущего бытописателя это было бы весьма любопытно и поучительно».
© краевед Николай Чулков, 1996 г.