Село Колычево

От редактора сайта: Бывший город Никитск — современное село Колычево — часто путают с селом Никитское, что расположено на Рожайке. На самом деле городом было именно село Колычево и деревня Шестово, которые расположены на реке Пахра. Город Никитск, в отличие от села Никитское, получившее свое название по существовшему в селе храму Никиты мученика, был назван в честь боярина Никиты Колычева, чей род владел селом Колычево несколько поколений. Не путаем!

 

В бассейне реки Пахры на участке Пахринской долины от села Ям вниз по течению реки до деревни Куприяниха протяженностью в 12 километров раскинулись многие древние поселения района: Старое и Новое Сьяново, Новленское, Киселиха, Камкино, Жеребятьево, Колычево, Семивраги, Куприяниха, Мещерино, Чурилково и другие.

Каменная сторона — так называли этот древний край от села Домодедово до села Нижнее Мячково(устье реки Пахры).

Из истории известно, что подмосковный известняк начали добывать еще в XII веке. Каменоломни действовали по берегам реки Пахры от ее устья и вверх по реке, возле Чурилково, Камкино, Киселихи, Новленского, Сьяново, Ям, Домодедово. У села Никитское на реке Рожайе находились древние каменоломни XIII века. С незапамятных времен у этих поселений сохранились пещеры.

Известный историк Москвы И.Е.Забелин считал, что для постройки белокаменного Кремля известняк добывали у села Мячково в XII веке. Село Мячково в 1462 г. перешло в государственное владение и тогда была организована государственная добыча камня: известняков, доломитов, мергелей и известняковых туфов.

К концу XVI века использование камня в строительстве достигло таких размеров, что потребовалось создание специального ведомства по добыче, обработке и использованию природного камня: «Государев Приказ каменных дел», основанный в 1584 г. Из всех Приказов допетровской эпохи «Приказ каменных дел» оказался самым долговечным, он просуществовал почти 200 лет, вплоть да закрытия его в 1782 г. императрицей Екатериной II.

Из перечисленных сел и деревень Каменной стороны я лучше всего знал маленькую деревеньку Киселиха, там жила моя тетя — Анна Васильевна Чулкова, сестра мамы. Самый первый свой очерк я написал именно об этой деревеньке, а точнее о молодежи колхоза, будучи внештатным селькором газеты «Московский комсомолец». Было это более 40 лет тому назад, очерк опубликован 16 сентября 1950 г. Колхоз имени Горького был тогда уже объединенный, в него входили село Ям и деревни Камкино и Киселиха. До сих пор помню председателя колхоза Николая Ивановича Скокина. А в отдаленной деревеньке Куприяниха я находился в течение двух недель осенью 1946 г. вместе с одноклассниками домодедовской средней школы N 3 на сельхозра-ботах. Деревенька приютилась на склоне к Пахре, через которую действовал тогда перевоз, представлявший собой паром, на котором могла разместиться лошадь с повозкой (по-видимому, такого образца перевозы были на реке Пахре у села Ям и села Колычево и в XVII веке).

В «Письмах русского офицера» Ф.Н.Глинка 4 сентября 1812 г. (по старому стилю) писал: «Москва в слезах, Москва уныла, как темная в пустыне ночь! Так говорил я вместе с одним из превосходнейших поэтов наших, стоя на высоком Мячковском кургане у Боровского перевоза на Москве-реке». Перевозы через реки, как мы видим из письма Ф.Н.Глинки, существовали в России и в начале XIX века и имели названия.

Село Колычево, расположенное на правом берегу реки Пахры, впервые упоминается в 1406 г. в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича. В царствование Ивана Грозного село Колычево принадлежало боярину Никите Борисовичу Колычеву, убитому под Казанью 20 октября 1552 г. Родоначальником Колычевых был Федор Александрович Колычев, живший в конце XIV века, давший название селу. В конце XVI века селом Колычево владели наследники Н.Б.Колычева.

Село Колычево в старину духовный центр большой округи деревень, приютившихся на берегах реки Пахры.

Маленькие деревеньки находились в духовной связи с селом Колычеве, где была церковь Воскресения Христова. Сюда приходили крестьяне на церковные службы, здесь крестили детей, венчались молодожены, исполняли прихожане свои христианские обязанности, здесь отпевали усопших и хоронили на Колычевском кладбище.

В 1628 году по окладным книгам Патриаршего казенного приказа значится: «церковь Воскресения Христова Мячковской волости в селе Колычеве, дани 3 алт. с деньгою, кормовая гривна, февраля в 27 день, на нынешний 136 год, те деньги взято».

В тех же книгах указано за 1635-1740 гг. «в селе Колычеве, у речки Пахры, дани рубль 18 алт. с деньгою, заезда гривна», ас 1712 г. по 1739 г. платилось дани один рубль 84 с половиной копейки (Патр. прик. кн. 2, кн. 397).

По досмотру князя И.А.Шелешпальского 1680 г. августа в 13 день «в селе Колычеве церковь Воскресения Христова деревянная, церковное строение мирское, у церкви поп Михаил Васильев, церковной земли 20 чети в поле, а в дву потому ж, сена на Пахре 40 копен, да церковный лужок в Сельцах у деревни Семиврагов 12 копен».

В дозорных книгах за 1687 г. июня в 28 день написано: «по указу великого господина Святейшего Иоакима Патриарха Московского Ивану Иванову сыну Шарапову да подьячему Дмитрию Октаеву велено ехать им Московского уезду, Пехрянския десятины, великих государей дворцовой Мячковской волости в село Колычево для того, в нынешнем во 195 году апреля в 21 день, бил челом великому господину Святейшему Патриарху села Колычева церкви Воскресения Христова поп Михаиле Васильев, а в челобитной ево написано: в нынешнем во 195 году октября против 28 числа двор его сгорел без остатку от крестьянских дворов, а тот его двор построен до него был на кладбище, а которые дворы сгорели и те дворы построены были на церковной усадебной земле, да и иные крестьянские дворы стоят на церковной же земле и под теми-де дворами кладбище есть, а ему попу Михаилу с причетниками, опричь той кладбищной земли, под дворы земли нигде не отведено, да того же де села Колычева крестьяне завладели у него церковною землею по 20 чети в поле, а в дву потому ж, да сенными покосами по реке Пахре на 40 копен, да у деревни Семиврагов сенных покосов на 12 копен, да к той же церкви написан на Пахре-реке перевоз и тем перевозом он, поп, не владеет и Святейший Патриарх пожаловал бы его велел церковной кладбищной и полевой земли и сенных покосов и перевозу против писцовых книг досмотреть, а крестьянам на кладбищной церковной земле строиться не велеть, и которые дворы ныне есть близ той церкви велети бь с той земли снесть, а ему попу с причетниками под дворы земли отвесть, опричь той кладбищенской земли, в ином месте, где пристойно. А в присланных из Приказу Каменных дел писцовых книгах письма и меры Федора Пушкина да подьячего Андрея Строева 1627 и 1628 гг. написано: «село Колычево, на реке Пахре, да к нему припущено в пашню издавна пустошь Жеребцова, а в селе церковь Воскресения Христова, а у церкви во дворе поп Артемий Степанов, во дворе церковный дьячок Иван Максимов, во дворе просвирница Татьяна Иванова дочь, да место бобыльское; пашни церковные по 20 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена на реке Пахре 40 копен, да церковной луг в Сельцах у деревни Семиврагов 12 копен. Да в писцовых книгах Казенного Приказу 1633 года написано: к церкви Воскресения Христова в селе Колычеве, у реки Пахры, на реке Пахре, на дороге Колычевке перевоз вешний. И Ивану Шарапову и подьячему Дмитрию Октаеву, не доезжая села Колычева, взяв с собою окольных сел попов и церковных причетников и крестьян старост и целовальников, в селе Колычеве кладбище и попа Михаила и крестьянские погорелые дворы велено досмотреть и описать в книги, да те книги прислать в Казенный Приказ».

По указу Святейшего Патриарха Иоакима (1674-1690 гг.) «4 июля 1687 г. был сделан досмотр при понятых, а по досмотру оказалось «в селе Колычеве церкви Воскресения Христова кладбища от алтаря до дороги, что ездят через село Колычево во рвы для каменья 25 сажен, на западную сторону от церкви к дьячкову огороду 8 сажен, на северную сторону от церкви до поповы житницы 12 сажен. Двор попа Михаила Васильева стоит на церковной кладбищной земле и кладбищные признаки в его Попове дворе есть, а мерою того ево попа двора Длинно длиннику к Пахре реке 12 сажен, поперечнику 19 сажен его же попа Михаила огороду длиннику к реке Пахре 22 сажен, с полусаженью, поперечнику — в обоих концах по 20 сажен. Двор дьячка Лариона Васильева длиннику возле кладбища к Пахре реке до пустыря что тем пустырем владеет того ж села Колычева крестьянин 12 сажен, поперечнику в одном конце полшесты сажени, в нижнем конце к Пахре реке 9 сажен с полусаженью, да возле ево ж дьячкова двора к Пахре реке пустырь до ево ж дьякова огорода мерою того пустырь длиннику 7 сажен, поперечнику 9 сажен, а пустырем владеет крестьянин села Колычева, дьячкова огорода длиннику к Пахре реке 24 сажени, поперечнику в верхнем конце от Пахры реки 9 сажен, а от кладбища тот Дьячков двор полторы сажени. Два двора крестьянских села Колычева, а по досмотру понятых те два крестьянских двора построены на церковной кладбищенской земле и кладбищные признаки каменье в тех дворах есть. Двор просвирницы Татьяницы Ивановой дочери длиннику пол-осмы сажени, поперечнику 4 сажени, а от кладбища тот двор полчетверти сажени. Двор крестьянина от кладбища 4 сажени. Место порожнее по конец дьячкова огорода, что преж сего живали церковные ж дьячки, по берегу вверх’Пахры.длинннику от врага и от дороги, что ездят из Села Колычева на Пахру реку, до другого врага 30 сажен, поперек от дьячкова огорода к Пахре реке 9 сажен, а по сказке понятых что де то порожнее место бывало церковное и на том церковном месте живали дьячки и то церковное место взято к селу Колычево под выпуск, а вместо того отвели дьячку под дворовое строение тяглой крестьянской земли, на которой ныне он дьячок живет, близ церкви, где они же понятые сказали про погорелые крестьянские дворы, что построены были те дворы исстари, а слыхали они, что та земля церковная.»

В 1687 г. в приходе церкви Воскресения Христова села Колычева находились: «двор попа, двор дьячка, двор просвирницы, да в селе Колычеве 19 дворов крестьянских, деревня Шестово — 16 дворов, деревня Семиврагова — 10 дворов, деревня Чурилково — 11 дворов, деревня Новлянская — 15 дворов, сельцо Котляково, а в нем двор помещика стольника Федора Федоровича Нарышкина и двор окольничего князя Ивана Михайловича Коркодинова, деревня Вялково — 14 дворов, деревня Воеводина — вотчина князя Ивана Коркодинова — 12 дворов, деревня Камкино -14 дворов, деревня Киселиха — 14 дворов, вотчины Николаевского Угрешского монастыря деревня Киприяно-ва — 10 дворов, вотчины Кириллова монастыря, что на Бело-озере, деревня Елгозина — 11 дворов, деревня (пробел), а в ней двор вотчинников Степана Чебышкина и 8 дворов крестьянских, вотчины княгини вдовы Ирины Боря-тинской сельцо Шишкине, а в нем двор вотчинников и 5 дворов крестьян, вотчины Троицы Сергиева монастыря деревня Жеребятьева — 5 дворов, дворцового села Пахрино в деревне Красине — 13 дворов, вотчины боярина Петра Ивановича Матюшкина сельцо Немчиново двор вотчинников и 5 дворов крестьян, сельцо Витовтова — Осипа Квашнина, в сельце двор помещиков, поместье стряпчего Льва Коковинского сельцо Лукино двор помещиков 3 двора крестьян»(Патриарш.прик.дозорн. кн. 122, кн. 141).

В конце XVIII века на место старой деревянной церкви построена каменная часовня, а рядом в 1697 г. построена каменная церковь Воскресения Христова. «При церкви состояли священники: Ларион Васильев (1710-1722 гг.) и Василий Родионов (1733 г.)» (Переписи, кн. 1710 г., кн. 1 ревиз, 1722 г., Патр. прик. кн. 363).

В селе Колычеве и в окрестных деревнях, находящихся в приходе церкви Воскресения Христова, престольным праздником являлся «День Святой Троицы — Пятидесятница», (в 50 день от Пасхи), праздник переходящий по числам.

В древности православные христиане «День Пасхи определяли путем счета на перстах левой руки — так называемая «Зрячая Пасхалия» — метод ныне уже забытый.

Для определения дня Пасхи крупнейший немецкий математик Карл Фридрих Гаусс (1777-1855 гг.), директор Геттингенской обсерватории, автор фундаментального труда «Теория движения небесных тел» предложил формулу, которой пользуются и в настоящее время.

Первый Вселенский Собор христианской церкви (325 г.) установил День празднования Пасхи совершать в первый воскресный день после весеннего равноденствия и полнолуния, который по старому стилю бывает между 22 марта и 25 апреля (4 апреля-8 мая нового стиля).

Православная Пасхалия обоснована на согласовании последовательного счета семи дней седмицы с 10227 сутками, т.е. 28 солнечных лет.

Летоисчисление разделяют на Великие индиктионы или Великие миротворные круги. Великий индиктион — это период времени, обнимающий собою 532 года и получаемый от 28 обращений солнечных кругов и 19 обращений лунных кругов. Первые круги как солнца, так и Луны встречаются только через 28 х 19 = 532 солнечных года (С.Соколов, Православная Пасхалия. М. 1900г.).

XIV Великий индиктион начался в 1409 г. и закончился в 1940 г. С 1941 г. начался новый XV Великий индиктион, который должен окончиться в 2472 году.

Герб города Никитска с одного из оригинальных планов города XVIII в.

Село Колычево по надписи, сделанной на первых листах напрестольного Евангелия 1703 г., хранящегося в церкви, находилось около 1711 г. во владении А.Д.Меньшикова и отписано у него после его ссылки в Березов. В 1767 г. Колычеве находилось в ведении ведомства Дворцовой канцелярии. В 1781 г. Екатерина II удостоила Колычево «имени, прав и преимуществ города» под названием Никитск (в честь Никиты Борисовича Колычева) с примеживанием к нему особого уезда. По представлению сената 20 декабря 1781 г. был утвержден герб нового города. В верхней его части повторяется герб Москвы, в нижней изображались «три положенные отесанные белые камни, в золотом поле, в знак изобильных каменных ломок, находящихся при сем городе».

В начале 1784 г. Екатерина II утвердила план Никитска. В Никитске проживало в конце XVIII века 747 человек в том числе 180 крестьян, 101 разночинец, 50 купцов, 30 мещан и др.

В Никитске, кроме пятиглавой церкви и колокольни, достопримечательных зданий не было. В 1802 г. Никитск исчез из списка русских городов, вновь став селом Колычеве. В конце XIX века еще оставались в селе Колычеве остатки нескольких рвов, окружавших город. В 1834 г. к храму Воскресения Христова пристроена трапезная теплая церковь с двумя приделами: во имя Всемилостиваго Спаса (правый) и во имя Собора Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных.

В 1856 г. церковь обнесена каменной оградой с деревянной решеткой, в 1868 г. деревянная решетка была заменена железной.

В 1871 г. 29 августа во имя Казанской иконы Божией Матери заложена, а 26 августа 1873 г. закончена и освящена каменная колокольня. В 1874 г. трапезная теплая церковь выкрашена масляными красками и расписана изображениями священных событий.

В 1886 г. рядом с храмом в небольшом каменном доме постройки 1868 г. открыта приходская школа. В 1895 г. на средства землевладелицы Марии Яковлевны Мещериной, вдовы фабриканта В.Мещерина, к церковному дому было пристроено кирпичное здание школы на 60 учащихся с квартирой для учителя. Село Колычеве находилось в XIX веке в Подольском уезде (1892 г.)

В 1897 г. в селе Колычеве было отмечено 200-летие существования храма Воскресения Христова (в престольный праздник — Воскресение Словущее — 26 сентября н.ст.).

В 1934 г. церковь в селе Колычеве была прикрыта, возобновлена в 1992 г.

Село Колычево с храмом Воскресения Христова запечатлены на многих полотнах замечательного художника Н. В. Мещерина, жившего по соседству в Дугине (ныне Мещерино) начала XX века.

© Текст: краевед Николай Чулков, 1996 г.

Паромная переправа на р. Пахра между деревней Шестово и селом Колычево, 1900-е гг. Фотографическое сравнение, GIF: В. М. Шлёнсков, is-tok.ru
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии