О достоверности источников

Прежде чем перейти к основному вопросу статьи, вспомним, что же понимают под словом краеведение.

По данным Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), краеведение, «это всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение  изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное краеведение изучает все эти вопросы во взаимосвязи. Основной метод краеведения — сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. Краеведение имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветельное значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе».

И так, помимо всего прочего, краеведение в своей основе имеет цель изучения истории края, и на этом пункте мы остановимся.  Как академическая дисциплина, краеведение – достаточно редкое явление, но так как никаких ограничений для занятия этим видом деятельности нет, то  заниматься им может любой желающий, независимо от степени образования. При этом стоит обратить особое внимание на тот факт, что краеведение имеет большое культурно-просветительное, и даже общественно политическое значении, поэтому  краеведу следует со всей серьезностью относиться к материалам исследований, которые в дальнейшем станут доступны широкой публике.

Так как историческое краеведение — это в первую очередь история,  история определенной местности, то и комплекс методов  для исследовательской и просветительской деятельности должен быть аналогичным.  А как известно, история – наука требующая огромного количества фактов, на основании которых  в дальнейшем будут интерпретироваться события прошлого. Зачастую факты эти достаточно скудны, и что бы правильно их понимать, нужно хорошо представлять себе сущность предмета, и во многом для историка этому способствует опыт.  Не правильно растолкованные понятия могут привести к сильному искажению всей сути вопроса, что в дальнейшем спровоцирует многочисленные ошибки, и история потеряет всякую достоверность.

Именно неправильная интерпретация фактов – самый страшный враг исторического краеведения, и истории в целом.  Искаженные факты создают ложное представление об отдельных событиях, а читателю остается только довериться автору исследования.

Какими же фактами могут оперировать краеведы? Пожалуй,  первым и самым главным источником являются исторические документы.  Они являются первоисточником и не вызывают сомнений в достоверности. Однако, даже здесь нельзя расценивать событие, описанное в документе со 100%-ной уверенностью. Это объясняется хотя бы тем, что когда-то эти документы составляли живые люди, которые так же как и все мы, были склонны к ошибкам. Ошибки могли быть как случайные, так и вполне сознательные, дабы изначально создать не правильное представление у адресата.  Так же как и в наше время, в прошлом  существовали «фиктивные» документы, которые позволяли автору уклоняться от налогов, наказания и т.д. При изучении исторических материалов нельзя исключать такие факты, и подходить к вопросу комплексно, подтверждая взаимодополняющими материалами.

Исторические документы, ввиду своего возраста, конечно же склонны к разрушению. Не редко из-за сырости на бумаге буквы становятся нечеткими, и прочитать текст становится проблематично. Иногда нечитаемые слова приходится дополнять по смыслу, что создает возможность ошибки. Но и прекрасно сохранившиеся документы порой вызывают сложности в прочтении. Краеведы, работавшие в архивах с рукописями 15-18 веков,  хорошо знают, что у каждого писца, составлявшего документ сотни лет назад, была своя характерная только для него, манера письма. Так называемая «скоропись» применялась в случаях, когда требовалось написать текст достаточно быстро, либо при переписке больших количеств материала. При этом писцы, не редко пользовались своей системой сокращений, известных только им. При чтении таких текстов в наше время, иногда вовсе невозможно понять значения слов. Кроме того, одни писцы отличались «каллиграфическим» почерком, другие же разборчивостью письма не отличались. Необходимо учитывать и речевые обороты прошлых столетий, значение устаревших слов.  Все это создает проблемы в понимании написанного, что так же может привести к ошибкам и поставить факты под сомнение.

Другим источником краеведческого материала служат старые книги, которым так же стоит доверять с осторожностью. На момент издания публикации система знаний была значительно хуже развита, в сравнении с нашим временем, что так же может спровоцировать не правильное понимание описанного у человека, плохо разбирающегося в специфике того времени.

Пожалуй  самым распространенным и спорным источником  в краеведении является  народная память. Сюда относятся воспоминания очевидцев событий, предания, легенды и т.д.

Что такое память? Это совокупность биолого-физиологических  и психических процессов. Поток нервных импульсов в головном мозге человека.  Память и время неотделимы друг от друга – чем дальше остаются в памяти события, тем туманнее они становятся. Одни детали искажаются, другие вовсе стираются.   Самая длинная память – память очевидца. Когда человек собственными глазами видит происходящее, впечатление оставляет самые прочные воспоминания. Пересказанное другому человеку, не видевшему предмета, сохраняется в его памяти во много раз хуже. А пересказанное с пересказанного обычно имеет мало общего с оригиналом, и как достоверный источник расцениваться не может. Каждому знакомы слова «забыл», «не помню», «вроде бы» и др., которые означают искажение и утрату деталей в памяти. Попробуйте вспомнить события 5-летней давности, затем 10 и 20-летней. Никто не вспомнит деталей и не будет уверен в достоверности. Человеку свойственно забывать.

Так забываются и легенды. Пересказанные десятки раз, передающиеся из поколения в поколение, с утраченными деталями они редко соответствуют оригиналу и обычно имеют несколько версий. Неинтересная сухая забытая легенда, заканчивающаяся на втором предложении – поэтому народное слово дополняет ее новыми подробностями «для красного словца», что приводит к появлению совершенно новых преданий, как говорится, «обрастает бородой».  Как источник исторической информации народная память совершенно не годится. Однако она не теряет свою ценность как фольклор, и даже приобретает  некую уникальность.

Следующим источником в краеведении являются материальные следы былых эпох. Все то, что было создано руками человека – отличный фактический материал для изучения истории, особенно столь давней, от которой не осталось ни очевидцев, ни древних рукописей, ни описаний в книгах.  Любые предметы, будь то монета, пуля, кирпич или осколок горшка – могут пролить свет на события далекого прошлого. Но,  как и любой источник,  они требуют грамотной интерпретации. А этот источник особенный – на нем может не быть надписей, рисунков, иногда вовсе невозможно понять назначения предмета. Для этого нужно исследование и знания специалиста. Краевед, отлично разбирающийся в письменных источниках и знающий особенности своей земли,  вряд ли определит возраст осколка керамики, если не обладает практикой в археологии. Вряд ли он отличит кремневый отщеп эпохи мезолита, от отщепа времен неолита. Это работа археолога, но даже археолог часто не может дать гарантированный ответ на многие вопросы, даже после планомерных археологических раскопок, архивной работы, совместных работ с экспертами по различным вопросам. Потому что время нещадно. Оно  способно уничтожить все, и многие ответы давно канули влету совершенно безнадежно. Даже материальные следы прошлого являются лишь косвенным материалом.

И так, из выше сказанного  делаем вывод – любые источники исторических исследований необходимо понимать  с поправкой на неточности и ошибки, учитывая их исторические особенности, но главное – подходить к их интерпретации комплексно, что бы добиться взаимодополнения.  Это поможет наиболее правильно расценить ситуацию.  При это ценность каждого из источников не подвергается сомнению, и требует лишь грамотной оценки.

Увы, история как наука, не способна ответить на все вопросы. Даже историки, всю жизнь занимающиеся поиском ответов, справедливо говорят о своей беспомощности, употребляя слова «возможно», «предположительно», «вероятно» и т.д.

Но как ни странно, находится краевед, который знает все ответы! У него нет образования историка, он не специалист в архивном деле, но по выходным, между делом почитывает статейки по истории, иногда выезжает за город, фотографирует памятники архитектуры, и вроде бы никому не мешает. Напротив, познает историю своего края, приобщается к культуре и других приобщает. Но со временем знания его накапливаются, он начинает их переваривать – замечает, что на многие  вопросы нет ответов, хотя по его разумению ответ то лежит на поверхности! Тогда он начинает выдвигать различные тории, которые по логике возможно,  и не лишены смысла, но которые в свою очередь не подтверждаются фактами, и хуже всего, когда совсем противоречат им.

Не задумываясь о значении слова «факт» он преподносит как несокрушимую твердыню рассказы местных стариков, утверждает о правдивости фантастических легенд, и ржавый гвоздь в его руке становится наконечником стрелы, а кусок щебенки из ближайшего карьера – орудием древнего человека!

Печально смотреть на таких краеведов. Человек интересуется историей, хочет узнать истину, но не хватает ему знаний, что бы понять иное. Он не подозревает, что история сродни криминалистике – наука, которая нуждается в веских доказательствах подтвержденных фактами, что бы как можно меньше слов «вероятно», «не исключено» и др. осталось в ней. О том, что от них никогда не избавиться, он так же не знает.

И все бы ничего, если всему виной банальное незнание. Но находится и такой краевед, который возомнил историю дешевым романом, в котором можно писать все что вздумается.  Не укладывается в голове, как может взрослый образованный человек судить об исторических событиях по единичным находкам непонятного назначения, которым он не в состоянии определить хотя бы датировку, не говоря уже о других подробностях. И он пишет статьи, заметки, публикует их в газетах, публикует на страницах социальных сетей…  И все это читают люди, сотни, тысячи человек, которым остается только верить написанному. Так искажаются представления об исторических событиях среди простых обывателей.

Хочется пожелать начинающим краеведам целеустремленности и терпения,  а так же правильного понимания исторических источников.  Помните,  краеведение имеет большое культурно-просветительное, и  общественно политическое значение.

© К. Ю. Низамутдинов.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии