Грачиные гнезда

И. Грабарь «Белая зима. Грачиные гнезда» 1904.  Третьяковская галерея.

Моя старинная родина по мужской линии – домодедовская деревня Шестово, расположенная против нашего же села Колычево. Оба селения лежат на живописнейших берегах Пахры в прямой видимости от усадьбы художника Николая Мещерина «Дугино», наследника знаменитой Даниловской мануфактуры. Кстати, Колычево (правобережье) и Шестово (левобережье) – это и есть легендарный город Никитск, герб которого стал прародителем современного герба города Домодедово. Так что я не просто самый коренной домодедовец из большинства домодедовцев, но и исторический никитчанин!

Благословенное Колычево и моя деревня нашли отражение в этюдах Мещерина, Грабаря, Аладжалова и др. художников, что гостили и работали в дугинской мастерской у Мещерина. Как вы думаете, где великий Грабарь венчался с племянницей своего друга Николая Мещерина? Не поверите, в нашем Колычевском храме! Венчание состоялось 13 апреля 1913 года. Через 101 год после торжественного события в жизни Грабарей, главный дом усадьбы «Дугино» сильно пострадает в пожаре из-за преднамеренного поджога. Это совершенно чудовищное происшествие станет поводом для моего неожиданного знакомства с правнучкой Игоря Эммануиловича, искусствоведом Еленой Грабарь. Судьба – невообразимо удивительное явление!

Игорь Эммануилович Грабарь о своей картине «Белая зима. Грачиные гнезда»:

«В деревне Шестове, верстах в двух от усадьбы (усадьба Дугино художника Мещерина  — прим. В. Шл.), я заметил красивые плакучие бе­резы, усеянные шапками грачиных гнезд. Мне давно хоте­лось написать такую березу в зимний серебристый день, без солнца. Я взял старую избенку, со срубом цвета оксидированного серебра, занесенную снегом, а рядом с нею бе­резу. Хотелось передать эффект белого снега на белом не­бе, с белой березой. Эта белизна, без белильности, кажется, удалась… »

© Владимир Шлёнсков

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии