Сегодня, дорогой читатель, мы поговорим о каменном мосте в селе Ям. Лично я в него влюблен, ибо он – истинный шедевр инженерной мысли; в нем есть все: смелые инженерные решения, величие, красота.
Его предшественником с 1864 года являлся мост, построенный на основе ферм системы инженера Гау, которые в России при строительстве деревянных мостов начали применять с начала XIX века.
Долгое время на Пахре действовал плавучий мост. В частности 2 Августа 1838 года вышло высочайше утвержденное положение Комитета Министров «О считании торговаго тракта из Москвы въ Kaширу принадлежащимъ к составу государственных имуществ.», в котором имеются такие строки: «Существующий при селе Старофроловском Яму Подольскаго уезда Московской губернии, на торговом тракте из Москвы в Каширу, пловучий мост через р. Пахру с 1797 года содержался приписанными к Бронницкому Дворцовому конскому заводу крестьянами сего села, которым с 1812 г. оказывалось пособие выдачею из казны по 60 р., а с 1852 г. по 300 р. В последствии по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 9 июня І836 года положению Комитета Министров разрешено было отдать означенный мост, въ числе других 11, в десятилетнее арендное содержание с правом производить некоторый сбор с проезжающих». (ПСЗРИ, изд. 2, т. XIII, стр. 43)
Еще ранее на Пахре действовал паромный перевоз.
Проект каменного моста через Пахру разработан известным инженером Н.И. Мельниковым, специализировавшимся на строительстве мостов. Автор проекта лично руководил строительными работами. Ввод в эксплуатацию нового моста осуществлен в 1928 году — к четырехлетней годовщине смерти В. И. Ленина.
На мост Мельникова ссылаются в учебниках и монографиях, в том числе зарубежных. Он имеет значительную длину и протяженность пролетов сводов, а также пологость сводов 1/6 — 1/7. Это единственный в России мост с такой рекордной пологостью сводов.
Интересно:
На проект Мельникова оказали существенное влияние технические приемы из наследия французских конструкторов Жан-Родольфа Перроне и Поля Сежурне. Инженеры предполагают, что Мельников намеревался повторить неосуществленный проект Жан-Родольфа Перроне — мост через Неву, представленный в 1781 г. Императрице Екатерине II. По внешнему виду мост в Ям похож на проект Большого Каменного моста академика И. В. Жолтовского и профессора П. В. Щусева, участвовавший в Москве в конкурсе 1921 года, свод же смело реализованного среднего пролета моста наиболее близок к «своду Сежурне».
Общая длина моста — 113,06 м.
Ширина всех сводов – 8,5 метров
Ширина пролетов крайних сводов – 25 метров
Ширина пролета среднего свода – 35 метров
Ширина наружных стен — 0,8 метра
Пологость сводов крайних пролетов — 1/6
Пологость среднего свода — 1/7
Ножи кессонов опор моста уходят на восемь метров ниже горизонта минимального уровня воды в реке (меженный уровень), дотягиваются до материковой белокаменной плиты. Иначе говоря, мост своими опорами стоит не на грунте, а значительно глубже – на известковой плите каменноугольной системы.
Всего мост имеет три пролета. Свод центрального пролета имеет рекордную пологость 1/7. Своды пролетов опираются на два массивных быка с мощными ледорезами. Тело моста не является монолитным, например внутренний объем центрального пролета разделен тремя продольными кирпичными стенами шириной 0,4 метра, а также устроены четыре поперечные диафрагменные стены. Внутренние стены имеют сводчатые проходы для свободного перемещения при плановых осмотрах во время эксплуатации моста.
В строительстве разных частей моста использован кирпич, белый камень, серый гранит, бутобетон, железобетон.
Главным украшением моста можно считать его фасады, отделанные благородным красным кварцитом. Также изначально мост украшал парапет, имевший раздвоенные, словно перешагнувшие с кремлевских стен, мерлоны. При реконструкции они заменены на металлические решетки.
Инженеру Мельникову удалось грамотными техническими решениями, без особых украшательств и изысков, создать чрезвычайно изящный каменный мост, который мог бы стать настоящим украшением любого крупного города, в том числе столицы.
Думаю, для многих станет открытием тот факт, что в 1998 году мы чуть не лишились детища Мельникова. К тому времени мост, расположенный на довольно загруженном Старокаширском шоссе, полностью исчерпал свои возможности по интенсивности движения и нагрузке, да и требовал капитального ремонта, который с момента строительства ни разу не проводился. При капитальном ремонте заказчики планировали полностью его перестроить, но, к счастью, было принято решение сохранить столь видный образец инженерной мысли.
При написании статьи использованы данные и материалы:
- 7-й выпуск обзорной информации ФА Минтранспорта РФ «Каменные мосты России» (Москва 2004);
- П. В. Щусев «Мосты и их архитектура», Москва 1952.
- Фотография моста с мерлонами: Г. Ф. Гарин «К истории Домодедовских поселений», Домодедово 2009
© Владимир Шлёнсков