Село Михайловское

Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон.
Ф.И. Тютчев
.

Село Михайловское расположено в самой южной части Домодедовского района, многие годы в XIX и в начале XX века оно находись в Серпуховском уезде Московской губернии, а с 1929 по 1969 г. михневском районе Московской области.

Впервые село Михайловское увидел я в 1974 году, посетив храм Архангела Михаила в 150-ю годовщину его освящения. Это было на праздник Преображения Господня (19 августа н.ст.). Автобусом доехав до села Глотаево, далее надо было пройти пешком немногим более двух километров до села Михайловское. Пройдя небольшой лесок, попадаешь на Михайловское поле, откуда видна громада Михайловского собора. Память запечатлела: в лучах яркого утреннего солнца на небосклоне розовели точеные стены собора Архистратига Михаила с высокой красивой колокольней. При подходе к селу Михайловское храм увеличивался и представлял собой великолепное сооружение, на стене которого при входе красовалась мраморная доска с надписью, гласившей, что церковь является памятником архитектуры и охраняется государством.

Первое впечатление было таково, что подобный храм я где-то уже видел: так он напоминал мне о Псково-Печерском монастыре, в котором построенный в начале XIX века собор Архистратига Михаила архитектурно был похож на собор в селе Михайловском.

Но когда я вошел в храм, то удивился тому, что и алтари соборов тоже похожи. Первая мысль — строились храмы в Псковско-Печер-ской обители и в селе Михайловское по проекту одного архитектора.

В год первого моего посещения села Михайловское (1974 год) собор Михаила Архангела выглядел так: на карнизах и в желобах крыши росли небольшие березки и липки, крыша протекала, что привело со временем к утрате многих настенных и купольных росписей в храме, видны были подтеки на стенах.

Настоятель храма в селе Михайловском — протоиерей Андрей — служил в нем с 1966 года и прилагал все усилия для восстановления храма, на что требовались значительные капитальные вложения, а при удаленности храма от районного центра прихожан в храме было мало и отсюда — мал приход. На восстановление храма при скудных финансовых средствах требовались годы.

В тот двунадесятый праздник Преображения Господня — первого моего посещения храма Архангела Михаила — на службе читались утренние часы, священник производил каждение, в храме было умиротворенно — в ожидании Божественной Литургии. И вот началась литургия, хор монахинь, стоявших на правом клиросе умиленно запел. Это были певчие от Бога. Слово в слово, все понятно, все пение доходило не только до уха, доходило до ума. На память пришло ранее читанное: А.Н.Муравьев «Письма о Богослужении восточной кафолической церкви» (Андрей Николаевич Муравьев — известный духовный писатель XIX века, автор Акафиста Святому Апостолу Андрею Первозванному, его письма состоят из четырех книг: «О Литургии и Всенощной», «О Великом посте и Пасхе», «О седми таинствах», «О праздниках и погребении» — II-е собранное в 4 книгах относится к 1836 г., последнее — к 1899 г.)

Неторопливость служения и, по словам А.Н.Муравьева, «повторение тайной вечери Христовой, и таинственно изобразили всю Его жизнь течением одной Божественной Литургии», исчезло все земное — присутствовал мир горний. Божественная благодать. Особая одухотворенность по окончании Божественной Литургии и в ушах праздничный колокольный звон…

О селе, затерявшемся среди полей и лесов и удаленном от железнодорожных и шоссейных дорог, хотелось сказать словами поэта:

Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле.


В начале XVII века село Михайловское находилось в Московском уезде Хатунской волости. В книге 2 Патриаршего приказа за 1627-1628 годы сказано: Церковь Архистратига Михаила в Михайловском на погосте, по окладу 2 алтына с деньгою, по наказу гривна.»

По переписной книге 9809 за 1646 год значится: «Село Михайловское, на речке Раменке, у церкви во дворе поп Иван Андреев, да в селе крестьянских 10 дворов.»

По писцовой книге 1675-1677 годов известно: «В селе Михайловском церковь во имя Архистратига Михаила древяная клетцки, около церкви паперть, на паперти два всхода, церковь и паперть, и всходы крыты тесом, на паперти клепало, колокольня на столбе, на ней два колокола, по смете в них пуда с три, в церкови двое двери. В церкви царские двери, сень и столбцы, местных образов по правую сторону царских дверей: образ Архангела Михаила обложен серебром, оклад золочен, венцы белые серебряные, в киоте, перед местными образы две свечи поставные, деревянны, писаны красками, по левую сторону царских дверей: образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, образ Архангела Михаила обложены серебром, оклад гладКий, золочен, в табле деисусов 11 икон, перед ними паникадило медНо о 6 шанданах. Хоруговь, на ней писаны на одной стороне браз Богоявления Господня, на другой стороне — Архангела Михаила. На северных дверях писан образ благоразумный разбойник. А алТаре на престоле одежда выбойчатая, евангелие в полдесть печатное, евангелисты медныя. За престолом образ Пресвятой Богородицы Одигитрия, оклад серебряный басемный, венец и цата басемные, золочена, крест выносной, большой, на жертвеннике сосуды оловянные, кадило и укропник медные.»

А о земле села Михайловское сказано: «На церковной земле во дворе поп Семен Иванов, во дворе дьячек Федька Семенов, место пономарево, место просвирницыно, под дворами и огородами усадебной церковной земли десятина без четверти десятины, животинный выпуск вообще с крестьянами, пашни паханые церковные земли 9 четвертей в поле, а в дву потому ж, да церковная пустошь, что было село Маслово, на верховье речки Чегодаевки, а Бытенка тож, церковное кладбище полдесятины, да место попово, да место дьячково, пономарево и просвирницыно, земли под теми церковными местами десятина без четьи, пашни паханыя церковные земли 2 четьи с третником да перелогом четь без третника, да лесом поросло 2 четьи в поле, а в дву потому ж, сена на кладбище и на усадебной земле и около поля и по лужку Мостищам 100 копен, церковною землею владеет Михайловский поп Семен с причетники, а оброк за нее платит на патриарше дворе» (Вотч. колл. по г. Москве, книга 50).

«В 1678 г. на церковь Михаила Архангела положена вновь дань 22 алт., заезда гривна» (Патриарший приказ, книга 91).

При осмотре церкви и церковных земель князем Иваном Шелешпальским записано: «По указу Патриарха, села Михайловского Семена Иванова сын дьячек Федька сказал: церковные де земли у них, написал писец Иван Офросимов (1675-1677 гг.) 9 четьи в поле, а в дву потому ж, а ныне владеет только по три четьи в поле, а в дву потому ж, а остальною землею владеют насильством крестьяне того же села, сенных покосов 60 копен, а по досмотру та церковь деревянная, ветхая, строение церковное изстари мирское, да он же дьячек сказал: в приходе у них церковная пустошь Маслова и та пустошь отдана в поместье князю Федору Степановичу Мещерскому» (Патриарший приказ, дозорная книга 1.41).

В 1722 году церковь Архистратига Михаила деревянная. В 1732 г. В Синодальном казенном приказе производилось дело о церковной земле в селе Михайловском. Священник церкви Архангела Михаила Леонтий Андрианов подал в Казенный приказ 31 января 1732 г. прошение, в котором писал: «При означенной Архангельской церкви имелась изстари усадебная церковная земля без четверти десятина да пашни по 9 четвертей в поле, а в дву потому ж, сенного покоса на 100 копен, да в пустоши Маслове, о чем значится в переписных книгах, и оною землею владеет со 1678 г. и по ныне дворянин Андрей Калинин Тяпкин, и чтоб повелено было тою приписною землею владеть им, а оному дворянину Тяпкину от той земли отказать и о том владении дать им указ.»

На прошение священника Леонтия Андрианова в Синодальном казенном приказе дана справка: «В окладных книгах сего приказа 1732 г., Московского уезда, в Хатунской волости, написано: церковь Архангела Михаила в селе Михайловском, дани и заезд и десятильнича доходу рубль 6 коп., казенных пошлин 17 коп., а в писцовых книгах вышеописанной Архангельской церкви не написано. В переписной книге 1703 г. у оной Архангельской церкви написано: во дворе поп Андриан Федоров, у него во дворе братья дьячек Дмитрий и пономарь Василий Федоровы, в приходе 55 двора, да к той церкви церковной земли без четверти десятина, да пашни по 9 четвертей в поле, а в дву потому ж, да сенного покосу на 100 копен, да в пустоши Масловой, приписанной к той церкви 2 четверти с третником, да перелогом четверть без третника, да лесом поросло 2 четверти в поле, а в дву потому ж, да сенных покосов на кладбище, на уселке усадебной церковной земли и около поль и по лужку Мастищем на 100 копен.» По этому делу в Синодальном казенном приказе в 1732 г. марта в 27 день, определено: «вышеописанному попу Леонтию Андрианову с причетники для владения объявленною и оной Архангельской церкви, по писцовым книгам 1675-1677 годов и по перепИсным 1703 года книгам, пашенною землею и сенными покосами из Казенного приказа дать указ.» Того же года марта в 30 день из Синодального Казенного приказа выдать указ попу с причетники о владении церковною землею.»

В 1722 году при Архангельской церкви села Михайловское были: священник Андриан Федоров, дьякон Иван Андрианов, дьячек Леонтий Андрианов и пономарь Михаил Иванов.

С 1750 года в храме Архистратига Михаила служил священник Григорий Иванов. При нем в 1769 году 14 июня произошел пожар, деревянный храм сгорел, но церковную утварь, иконы, служебные книги, антиминс спасли. Священника после дознания сослали в московский Сретенский монастырь. На месте сгоревшей церкви была привезена церковь из села Жуково — упраздненная церковь Пречистой Богородицы. В 1775 году Дворцовая Хатунская волость была пожалована императрицей Екатериной II графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому. С 1807 года по кончине А.Г.Орлова-Чесменского село Михайловское принадлежало дочери графа Анне Алексеевне Орловой-Чесменской. В1816 году по прошению владелицы села было получено разрешение на постройку вместо деревянной церкви новой каменной церкви. Собор Архистратига Михаила был построен к 1822-1823 годам, а освящен в 1824 г. Два придела собора были построены в 1830 г. к этому времени созданы иконостасы и живопись в интерьерах, внутренняя отделка собора продолжалась и позже — в XIX веке и в начале XX века. В начале XX века была выполнена кирпичная ограда с металлическими решетками.

Храм Архистратига Михаила был построен на некотором расстоянии от старой деревянной церкви.

Храм Архистратига Михаила построен с двумя приделами: правый — святителя Николая Чудотворца и левый — во имя безсеребренников Космы и Дамиана на собственный кошт Ея Сиятельства графини А.А.Орловой-Чесменской. Новый храм сооружен в виде четверика размерами 30 на 30 аршин с центральным барабаном, опирающимся на четыре пилона. К храму пристроена двухъярусная колокольня

Собор Архистратига Михаила был освящен серпуховским протоиереем Стефаном Бортниковским 9 ноября 1824 года. В храме был установлен двухъярусный иконостас. На южных дверях изображен св. Архидиакон Лаврентий, а на северных – св. Архидиакон Стефан. На колокольне были установлены шесть колоколов, самый большой — 104 пуда, второй — 24 пуда.

В 1709 году в селе Михайловское насчитывалось 14 крестьянских дворов с 101 жителем, в 1789 году -23 двора, в 1852 году -76 дворов с 631 жителем, в 1857 году — 80 дворов с 828 жителями, в 1871 году — 87 дворов с 880 жителями, в 1995 году — 15 домов.

С 1818 года священником в Михайловском храме состоял С.И.Фелищев. Придел святителя Николая Чудотворца был освящен 7 ноября 1837 года, второй — позже.

С 1857 года священником собора состоял Тимофей Павлович Розанов, который прослужил 52 года.

Богослужение в соборе Архистратига Михаила прерывалось только на короткое время в годы Великой Отечественной войны.

В 1966 году настоятелем Михайловского собора был назначен протоиерей Андрей Усков.

Большие восстановительные работы по собору Архистратига Михаила были выполнены в 1966-1986 годах под руководством настоятеля храма протоиерея Андрея Ускова. В 1999 году возрожденный Собор Архистратига Михаила отметил свое 175-летие.

Посещая село Михайловское в 70-80 годы, я видел, как возрождался стараниями настоятеля протоиерея Андрея храм Архистратига Михаила. В середине семидесятых годов в храме велись наружные работы: восстановили крышу, воздвигли крест, побелили стены храма (они стали снеговой белизны), восстановили поврежденную ограду, отремонтировали сторожку — в ней русскую печь заменили водяным отоплением с водогрейным котлом. А в начале 80-х годов началась внутренняя отделка собора: восстановление стенных росписей и икон. Храм, наконец, принял свой первозданный вид, утраченный в годы разрухи. И надо отдать должное в восстановлении храма усилиям и трудам протоиерея Андрея.

Вот на такой высокой ноте мне и хотелось закончить повествование о знаменитом селе Михайловском, в котором графиней А,А.Орловой построен великолепный и необыкновенной красоты собор Архистратига Михаила.

И на память приходят строки поэта Николая Рубцова:

Привет, Россия — Родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
и пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое.


© краевед Николай Чулков, 2002 г.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии