Островком среди необширных полей виднеется село Меткино, лежащее в стороне от дорог: в двух километрах от Каширского шоссе, в одном километре от железнодорожной станции Белые Столбы и совсем недалеко от кольцевой автодороги. А кругом леса и леса. К селу с севера подступает лес, который называется «Молодая роща», он тянется широкой полосой между железной дорогой и Каширским шоссе от станции Востряково, а с северо-запада к селу подступает «Меткинский лес» — самый грибной в былые времена среди здешних лесов. Существовала когда-то наезженная Меткинская дорога от села до Каширского шоссе. В детстве я часто слышал: «У меткинского поворота», «до меткинского поворота» — так называлось место съезда с Каширского шоссе на Меткинскую дорогу. Я помню с далеких довоенных времен эту, в колеях от колес повозок, Меткинскую дорогу, ныне уже заросшую и забытую.
Во времена, когда не было железной дороги, вся связь с «внешним миром» жителей села Меткино осуществлялась по Каширской дороге. По Каширке ездили в Москву и в Подольск, в Растуново и в Каширу на лошадках: летом — на колесах, зимой — на санях. Ездили обозами в несколько упряжек. Были времена конного транспорта.
У Меткинского леса в конце прошлого века произошла трагическая история, о которой мне рассказала еще до войны моя бабушка. История эта относится к 1884 году (бабушке было тогда четырнадцать лет — она родилась в 1870 году). По деревне Заборье ходил старичок с медной кружкой — сборщик денег на храм. Старичка того через некоторое время нашли ограбленным и убитым у Меткинского леса. Бабушка, будучи девочкой, ходила смотреть убитого старичка. Услышанная мною в детские годы история забылась и вспомнилась мне в 1964 году. В походе «по грибы» в хорошее летнее утро, пройдя Гридневский лес, я решил заглянуть в Меткинский лес, перешел Каширское шоссе, сделал несколько шагов от кювета и оказался перед белым камнем, на котором черным по белому было написано: «Здесь убит сбор-щикъ на храм». Место это за меткинским поворотом, недалеко от кольцевой дороги. И сразу вспомнилась та страшная «сказка», о которой мне поведала когда-то бабушка.
Зная те места, я никогда прежде не видел тот камень-памятник, который пролежал к тому времени восемьдесят лет. Место то у Меткинского леса оказалось Голгофой для христолюбивого старичка. Может быть, и теперь лежит установленный в те далекие времена памятник. Я описал услышанное мною предание, ибо из преданий пишется история.
В начале семнадцатого века в селе Меткине была церковь Козьмы и Дамиана. В писцовых книгах 1627-1628 гг. о ней говорится так: «Вотчина Рождественского девичья монастыря, что на Москве, у трубы, село Меткино, а в селе церковь Козьмы и Домьян древяна клетцки, а в церкви образы, и свещи,
и книги, и всякое строенье монастырское и приходных людей, у церкви во дворе поп Иван Данилов, во дворе дьячок Левка Данилов, во дворе пономарь Ивашко Алексеев, во дворе просвирница Овдотья Олферова, церковной земли по 12 четьи в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен, лес вообче у всего села» (Писц. кн. 9808).
По окладным книгам Патриаршего казенного приказа за 1628 год известно, что «с Косьмодемьянской церкви собиралось церковной дани 2 алт. полторы деньги, кормовая гривна», «за 1712-1739 гг. — рубль 15 коп.(Патр. пр. кн. 2).
В 1646 г. записано: «В селе Меткине церковь Николая Чудотворца и Козьмы и Дамиана, у церкви поп Иван Иванов» (Переписи, кн. 9809).
В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано: «Июля в 29 день по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского, церковь Козьмы и Дамиана в селе Меткине древяная, старая, а по сказке тоя церкви попа Афанасия Иванова, та де церковь Пехрянския десятины, Тухачевской волости, строение старое, мирское, а пашни церковной земли у него, у попа, во владении 6 четьи в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен, и против писцовых книг не достало шти четьи в поле, а в дву потому ж, и ему, попу, с писцовых книг дана выпись» (Патр. приказ, дозорн. кн. 141).
«В 1701 г. в селе Меткине церковь сгорела, на месте которой была построена деревянная часовня, крытая дранью. По переписным книгам в часовне находилось святых икон и всякой церковной утвари: Спасов образ, образ Рождества Пресв. Богородицы, образ св. чудотворцев Козьмы и Дамиана с чудесы в киоте деревянном, на нем оклад басемной, венцы и цата серебряные резные позолочено, образ Николая Чудотворца, на нем по полям и венцы и цата серебряные басемные позолочены, образ Илии пророка, пред местными образами подсвешники деревянные расписаны красками, да в деисусах 9 образов, в том числе на Спасове образе оклад, венец и цата, да на Архангелове образе венец серебряные позолочены.
Хоруговь, на одной стороне — образ Спаса нерукотворенного, на нем оклад и венец серебряные басемные позолочены, на другой стороне — образ Николая Чудотворца, образ Воскресения Христова штилистовой, по полям оклад басемной серебряный позолочен. Евангелие оболочено бархатом, на верхней цке на средине распятие и по углам евангелисты серебряные резные белые, крест благословящий обложен серебром, распятие и святые чеканные серебряные позолочено. Три иконы Богородичные запрестольные, в том числе на одном оклад и оплечки басемные серебряные, венец резной, у Пре-вечного Младенца венец и цата серебряные резные позолочено, убрус шит золотом и серебром, в привесе серьги серебряные с простыми каменьями, да 16 алт. денег, на задней цке образ Иоанна Богослова. Сосуды церковные: потир, дискос и два блюдца оловянные, звезда и лжица медные. У часовни три колокола, а сколько в них весу — не сказали. А часовня построена тому нынче другой год для того, что церковь сгорела» (Колл. Экономия, кн. 38)
В 1704 г. в селе Меткине была построена «новая деревянная церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы, ко дню освящения которой и выдан антиминс июня в 9 день того же года, под расписку тоя же церкви попа Афанасия» (Патр. прик. кн. 138).
По переписным книгам 1704 г. указано: «В селе Меткине церковь деревянная Козьмы и Дамиана, у церкви во дворе поп Афанасий Иванов, во дворе дьячок Андрей Иванов».
«В 1722-1738 гг. поп Алексей Андреев, дьячок Иван Иванов» (Переписи, кн. 9816).
«Село Меткино, на речке Метке, в начале XVII столетия находилось Московского уезда, Тухачевской волости, в селе были: двор монастырский и 33 двора крестьянских и бобыльских, в 1646 г. — 45 дворов крестьянских и бо-быльских и в 1704 г. — 67 дворов крестьянских» (Писц. кн. 9808, переписи, кн. 9809,9816).
Меткино в старину сравнительно с селами того времени было большим селом, в середине семнадцатого столетия (1646 г.) в нем имелось 45 крестьянских дворов, по размерам равное селу Никитское, и больше села Подол (с 1781 г. город Подольск), в котором было в 1646 г. 40 крестьянских дворов, и значительно больше села Шебанцево (23 крестьянских двора), села Растуно-во (21 крестьянский двор) и села Шубино, в котором было всего 4 крестьянских двора.
В селе Подол в 1678 г. был 41 крестьянский двор, в 1704 — 71 крестьянский двор и 7 дворов бобылей (всего 78 дворов), только в начале восемнадцатого столетия село Подол стало опережать в своем развитии село Меткино.
Село Меткино получило свое название от речки Метки. Разглядывая карту и не вижу речки с названием Метка, но вижу синюю прерывистую линию, которая тянется от села Меткино через Михеево и Степанчиково к селу Кутузове.
Метка — это приток Гнилуши, а точнее — Малой Северки. Это уже потом с ухудшением качества воды Малую Северку стали называть Гнилушей. Изучая историю сельского водоснабжения Московской губернии, знаю, что источниками водоснабжения отдельных сел и деревень в старину служили родники и реки, в которых текла родниковая вода.
© краевед Николай Чулков, 2002 г.