Поселок Барыбино

Говори о звездной ночи,
О березах, об осинах,
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России
И.П. Бауков

Поселок Барыбино получил свое название по названию железнодорожной станции Барыбино, открытой в 1900 году с пуском в эксплуатацию Павелецкой железной дороги.

Рязанско-Уральская железная дорога в течение 34 лет не была соединена с Москвой, отчего промышленники и предприниматели Урала и юго-восточных губерний России несли убытки при реализации своей продукции.

Правление дороги, ввиду необходимого расширения рынка страны, ходатайствовало перед правительством о разрешении соединить Рязанско-Уральскую дорогу с Москвой, начать строительство дороги на участке Павелец-Москва. На строительство южной (Павелецкой) дороги имеется Указание от 23 апреля 1897 года: «…Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета Обществу Рязано-Уральской железной дороги дано разрешение строить железнодорожные пути от станции Павелец до Москвы через Каширу…» Расстояние от Москвы до Павелец составляло 250 верст. Павелецкая железная дорога была построена в кратчайший срок — за два года. Павелецкий вокзал (первоначально названный Саратовским) был построен в 1901 году. Открытие Павелецкой железной дороги состоялось в январе 1900 года, в том же году была открыта станция Барыбино. Движение поездов вначале было открыто до станции Бирюлево, а потом, с введением в эксплуатацию Павелецкого вокзала, до Москвы.

Откуда же произошло название станции Барыбино? Рассматриваю «Географическую карту Московской Провинции», сочиненной с генеральных уездных межевых планов попечениями Межевой канцелярии членом Коллежского Советника Зенбулатовым и Инженер-Майором и над чертежною Директором Горихвостовым. 1774 г.».

К местонахождению станции Барыбино по карте 1774 г. тяготеют сельцо Барыдино, сельцо Гальчино и село Кузьминское. Железная дорога прошла между двумя поселениями: Барыдино и Гальчино. Барыдино осталось с западной стороны дороги, а Гальчино — с восточной.

Из статистических сведений по Шебанцевской волости за 1836 год известно: «сельцо Барыхино — помещичья усадьба, имеет 17 мужских и 15 женских душ. Расположена в 29 верстах от уездного города Подольска…… В документах за 1871 год, селение упоминается
уже как Барыбино. А в двух верстах от него и в 31 версте от Подольска расположено сельцо Гальчино — усадьба помещицы (сельцо писалось и как Галичино).

Итак, 1774 г. — Барыдино; 1836 г. — Барыхино и 1871 г. — Барыбино — все сводилось в изменении одной буквы в названии сельца. Сельцо Гальчино стало деревней. А сельцо Барыбино исчезло (оно находилось на том месте, где находится теперь центральная опытная станция ВИУА), но дало название станции Барыбино и поселку Барыбино. Станция Барыбино находится от Москвы на расстоянии 57 километров.

Павелецкая железная дорога в районе станции Барыбино пролегла по землям крестьян деревни Гальчино и была у них куплена Обществом Рязанско-Уральской железной дороги.

Все сооружения и здания на Павелецкой железной дороги строились основательно, фундаментально, как говорят, «на века». Многие существующие доныне железнодорожные вокзалы на станциях Павелецкой железной дороги построены в 1899-1900 годах. К таким постройкам относится и вокзал на станции Барыбино.

Высококвалифицированные русские инженеры путей сообщения — проектировщики Павелецкой железной, дороги — заложили в своем проекте месторасположение будущих поселков при железнодорожных станциях, наметив на планах расположение железнодорожных вокзалов. Вокзал на станции Барыбино был построен с западной стороны дороги. С западной стороны и образовался впоследствии поселок Барыбино. Это характерно и для других железнодорожных станций на Павелецкой железной дороге. (Ярким примером тому является город Домодедово, где первые дома были построены у вокзала. В сторону запада от вокзала и шло развитие города).

В течение пяти лет после открытия Павелецкой железной дороги у станции Барыбино построено около десятка домов с булочными, продуктовыми и промтоварными лавками. Краевед Л.Муравьев сообщает, что первыми торговцами в Барыбино были Сурков и Чулков, а чайную третьего разряда открыла торговка Иванова.

О торговце Чулкове никакими сведениями я не располагаю, возможно, это был один из сыновей трактирщика А.Т.Чулкова из села Растуново.

Самый большой кирпичный дом в Барыбино построил Насокин. В двухэтажном доме на втором этаже была открыта чайная с гостиной, а на первом этаже — продуктовая лавка. У своего дома Насокин устроил пруд, на берегу которого поставил баню и пекарню.

Появились в Барыбино и свои ремесленники, особенно славились Барыбинские резчики по дереву, изготовляли они, в основном, киоты для икон. Были в поселке также иконописцы и позолотчики.

Достопримечательностью поселка Барыбино до Октябрьской революции был трактир. К станции Барыбино тяготели многие села и деревни: Растуново, Купчинино, Юсупово Шишкино, Кузьминское, Гальчино, Введенское, Лобаново Успенское, Ильинское, Ляхово, Кишкино и другие. И все дороги этих сел и деревень сходились у станции Барыбино.

Взгляд в историческое прошлое Барыбино показывает: как мудро инженеры-путейцы выбирали месторасположение станций по трассе Павелецкой железной дороги. Станция Барыбино расположена на ровном плато, которое с севера огибает река Северка (вот уж удачнее не придумаешь!). К югу местность немного поднимается, а у станции Михнево находится водораздел. Станция Барыбино располагается в бассейне стока реки Северки, а Михнево — в бассейне стока реки Каширки, что и предопределило ее месторасположение.

Школу в поселке Барыбино построили только в 1916 году. Она представляла собой кирпичное здание с двумя классными комнатами. Основателем школы был С.Ф.Комиссаров. Начальной школой в поселке Барыбино много лет заведовала А.И.Комиссарова. Более сорока лет проработала в семилетней школе, а потом и в средней Н.С.Федорова. В предвоенные годы директором семилетней школы был Н.С.Феклисов.

К началу двадцатых годов в поселке Барыбино насчитывалось более 50 домов. По статистическим данным население поселка в 1926 году составляло 350 жителей.

В 1932 году, когда началась реконструкция Павелецкой железной дороги — строительство нового третьего пути — в поселок прибыли новые жители-строители. Жили они поначалу во времянках, расположенных недалеко от станции.

Реконструкция железнодорожных путей продолжалась в течение 1932-1934 годов. За эти же годы были уложены рельсы третьего пути для грузового железнодорожного транспорта (в народе этот путь получил название «товарный»). Дорога получила название: Московско-Донбасская железная дорога (МДЖД), так как она связала Донбасс с Москвой. К Москве из Донбасса пошли поезда с донецким углем. Это было время «сталинских пятилеток», шла техническая революция в стране, быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность, создавались оборонные предприятия для выпуска военной техники. Огромную роль МДЖД сыграла в перевозке воинских частей и военных грузов в годы Великой Отечественной войны.

В предвоенные годы поселок быстро рос, прибавлялось население, появлялись новые улицы.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поселок жил напряженной трудовой жизнью. Многие жители ушли на фронт.

В августе-сентябре 1941 года Барыбино подвергалось бомбежкам немецкой авиации, а в октябре 1941 года бомбежки стали более интенсивными. На станцию прибывали воинские эшелоны с частями, направляющимися на фронт.

В начале ноября 1941 года на станцию Барыбино прибыли части 2-го кавалерийского корпуса генерала П.А.Белова. В одном из домов на улице Леваневского, вблизи перекрестка улиц, располагался штаб дивизии кавалерийского корпуса генерала П.А.Белова. Кавалерийские части, переночевав в поселке Барыбино, направились по дороге через село Кузьминское к деревне Глотаево, а затем держали путь на Серпухов. Одна из улиц поселка после войны будет названа «Улица генерала Белова».

На обелиске, стоящем на площади поселка Барыбино, начертаны имена 287 барыбинцев, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы поселок Барыбино быстро растет, благоустраивается.

В 1953 году от станции Барыбино до Москвы стали ходить электропоезда, был введен в эксплуатацию электрофицированный участок дороги: станция Барыбино — станция Домодедово. (От станции Домодедово до Павелецкого вокзала электропоезда начали ходить с конца 1946 года).

К 1959 году население поселка Барыбино выросло до 5,6.тысячи человек.

В 1958 году в восточной части от станции Барыбино на базе нескольких колхозов был организован совхоз «Барыбино». В настоящее время совхоз трудами крестьян превратился в высокорентабельный госплемзавод «Барыбино». В западной части от станции Барыбино в 1960 году был организован совхоз «Заря коммунизма», построен первый в Московской области агрогород. Ныне это госплемзавод «Заря Подмосковья». Там, где когда-то было расположено сельцо Барыбино, давшее название станции и поселку, находится центральная опытная станция Московского института ВИУА (ЦОС ВИУА), а в 1925 году здесь была организована сельскохозяйственная коммуна «Герольд».

В 6,5 километрах к юго-западу от поселка Барыбино находится деревня Барыбино, но не надо считать, что по этой деревне получила название станция.

Поселок Барыбино в настоящее время благоустроен: электрофицирован, проведены газопровод и водопровод. В шестидесятые-семидесятые годы в поселке построены кирпичные здания магазинов, аптека, дом быта и поссовет. В поселке имеется библиотека с большим фондом книг.

Благоустроены административные и жилые здания ЦОС ВИУА и «Домодедоагросервис». Недалеко от поселка Барыбино находится старинное село Кузьминское с древней каменной церковью на Домодедовской земле «Знамения Божией Матери» с приделом Козьмы и Дамиана, построенной в 1672 году, сохранившейся до наших дней — уникальный памятник русского зодчества. В селе действует Кузьминская больница с конца XIX века (бывшая земская). (На данный момент не существует – прим. админа).

Поселок Барыбино насчитывает около сорока улиц. В честь выдающихся военачальников названы улицы: Фрунзе и генерала Белова. В честь Героев Советского Союза названы улицы: Чкалова, Леваневского, Осипенко. В честь русских писателей названы улицы: Пушкина, Чернышевского, Чехова и Макаренко.

Барыбино в «Алфавитном каталоге» городов значится как поселок городского типа. Год образования — 1960.

Герб поселка утвержден в 1991 году и значится за № 100 в справочнике-журнале «Гербовед» № 3 за 1993 год.

Население поселка Барыбино на 1 января 1995 года составляло более пяти тысяч человек.

© краевед Николай Чулков, 2002 г.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии