Косьма Родионович Коротких родился 25 октября 1886 г. в день памяти преп. Косьмы, епископа Маиумского, в селе Большая Уса Больше-Усинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. С детства избрав путь служения Богу, Косьма Коротких оставил родительский дом и уехал учиться в Москву, где и закончил пастырскую школу. Вскоре он женился, и у него с супругой Прасковьей Ивановной в 1905 г. родилась дочь Любовь, а позднее, в 1911 г., сын Геннадий.
С 18 лет Косьма Коротких исполнял послушание псаломщика, а в 1912 г. был рукоположен во диакона. Точно неизвестно, где он начал свое диаконское служение, но в личных бумагах отца Косьмы есть упоминание о том, что в 1917 г. он являлся диаконом Благовещенского Воткинского собора Сарапульского уезда Пермской губернии. Кроме службы в храме, с 1916 по 1919 гг. отец Косьма преподавал Закон Божий в 6-ом Воткинском смешанном начальном училище. В 1921 году отец Косьма был рукоположен во священника и в 1922 г. указом Преосвященнейшего Амвросия, Епископа Воткинского был переведен на штатное священническое место при Благовещенском соборе, как было отмечено в резолюции владыки: “за его плодотворную и полезную деятельность”.
Гонения, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь в 1920-30 гг. в полной мере разделил и отец Косьма. В 1927 г. он дважды находился под стражей Сарапульского исправдома, а также вынужден был много раз менять место служения: 30 марта 1927 г. Епископ Воткинский Онисим (Пылаев) благословил отца Косьму продолжить свое служение в качестве настоятеля кладбищенской церкви. Позже отец Косьма был священником Богоявленского храма села Нечкина Сарапульской епархии, а уже 27 сентября 1928 г. Павел, Епископ Кержинский (единоверческий) благословил отца Косьму на служение при единоверческом храме города Ижевска на псаломщической вакансии.
О дальнейших скитаниях семьи Коротких документов не сохранилось, однако к середине 1937 г. отец Косьма с матушкой поселились в селе Лукино Подольского уезда Московской области, где до революции действовал Крестовоздвиженский женский монастырь.
К 1937 г. дети уже жили отдельно от родителей, Любовь Косьминишна в Москве училась и работала медсестрой, а Геннадий Косьмич был рабочим в Орехово-Зуево. Семья Коротких жила бедно, никакого имущества у них не было. Не стяжав земного богатства, священномученик Косьма проповедовал богатство истинное, он говорил: “кто верит в Бога до конца, тот останется верным сыном Христа”.
Отец Косьма духовно окормлял не только жителей Лукино и окрестных сел, но, как позже показывали свидетели на допросах, в религиозные праздники к нему приезжали монахини из Москвы, которые пели в церковном хоре.
Ревностное служение отца Косьмы не могло остаться незамеченным органами НКВД. Его арестовали 27 ноября 1937 г. и с этого дня держали под стражей в Серпуховской тюрьме по обвинению в систематической контрреволюционной агитации. Протокол единственного допроса отца Косьмы от 28 ноября состоит из трех коротких вопросов и ответов. Виновным себя в антисоветской агитации отец Косьма не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 г. отец Косьма был приговорен к растрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года. Место его захоронения неизвестно.
Священномученик Косьма, оставшийся “верным сыном Христа”, стяжал мученический венец и, предстоя Престолу Всевышнего, молится за нас. Память священномученика Косьмы совершается в день его мученической кончины 25 ноября / 8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).
Источники:
1. ГАРФ ф.10035, оп.1, д.20818.
2. История Русской Церкви, кн.9, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1997 г.
Примечание:
справка о реабилитации от 15.07.89
По заключению прокурора Московской области Б.П.Наместникова от 15 июля 1989 года Коротких Козьма Родионович подпадает под действие ч.1 ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года “О дополнительных мерах по востановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-ых годов”.
Из книги «Святыни земли Домодедовской». Домодедово, 2004 год.