Александр Николаевич Парусников родился 24 ноября 1891 г. в селе Алешино Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника – Николая Васильевича Парусникова. Это была православная семья, и неудивительно, что Александр Парусников избрал именно священническое служение. Перед ним был пример его отца, дяди – священника Иоанна Парусникова и старшего брата Николая, который учился в Вифанской духовной семинарии. Александр закончил Рижское духовное училище и в августе 1907 г. также поступил в Вифанскую семинарию. Успешно окончив ее в 1913 г., 8 мая он был посвящен в стихарь и вскоре рукоположен во диакона и во священника.
Незадолго до этого Александр Николаевич женился. Его супруга – Александра Ивановна (1893 г.р.), урожденная Муравьева, была родом из города Дмитрова, тоже из семьи священника. Ее отец – протоиерей Иоанн Муравьев, состоял инспектором Закона Божиего школ уезда, и был известен своей благотворительностью. Он часто устраивал детские праздники, содержал стол для бедных, и паства его очень любила. Он умер на Рождество после Литургии, хоронить его собрался весь город. Оба брата Александры Ивановны тоже были служителями Церкви, один из них – в сане священника, другой – псаломщика. В Дмитрове Александра Ивановна окончила гимназию. Трудно было найти лучшую спутницу жизни, с детства впитавшую христианские идеалы милосердия и самоотверженного служения.
В 1914 г. отец Александр Парусников был назначен настоятелем храма в селе Большое Ивановское Бронницкого уезда. Молодая семья переехала на новое место, где им предстояло жить в ближайшие 10 лет. В те годы матушка – Александра Ивановна – работала учителем в сельской школе. Здесь у них родились первые трое детей: Нина в 1916 г., Вера в 1920 г. и Лидия в 1923 г. Растить детей помогала няня Прасковья. После революции Парусниковы не смогли ей платить жалование, но она, привязавшись к этим добрым людям, сказала лишь: ”И не надо, только не гоните”, и на много лет осталась в семье.
Отец Александр много служил, окормлял многочисленную паству, однако революция 1917 г. резко оборвала мирное течение жизни этого прихода. Войну, голод, произвол властей вполне испытала на себе и семья Парусниковых. Так, в 1918 – 21 гг. отца Александра периодически привлекали к тыловым работам, а в начале 1920-х гг. его и матушку лишили избирательных прав.
В 1924 г. отец Александр был назначен настоятелем Знаменского (с приделом в честь свв. мчч. Косьмы и Дамиана) храма в селе Кузьминское Михневского района Московской области. Через какое-то время поближе к сыну из села Алешино перебрались и родители отца Александра (отец Николай Парусников до самой смерти служил в храме села Хонятино Глебовской волости Коломенского уезда, и вместе с женою был похоронен около Знаменского храма села Кузьминское).
В Кузьминском у отца Александра и матушки родились еще трое детей – в 1927 г. — Лариса, в 1929 г. – Сергей, в 1933 г. — Николай. Таким образом, всего в семье Парусниковых было шесть детей.
Будучи настоятелем Знаменского храма, отец Александр получил сан протоиерея и стал благочинным Михневского района. Духовный рост отца Александра по-своему отметили и власти: в декабре 1929 г. его по обвинению в проведении контрреволюционной деятельности арестовал Серпуховской окружной отдел ОГПУ, и держал под стражей в течении месяца. 20 января 1930 г. народный суд Михневского района приговорил отца Александра к предупреждению.
В это время в стране развернулось колхозное строительство. Хотя семья Парусниковых и была раскулачена (их лишили земли, лошади и некоторого сельскохозяйственного инвентаря), но на многочисленные вопросы прихожан, идти ли им в колхоз, отец Александр отвечал, что «жить и работать надо при любой власти”, и благословлял вступать в колхоз.
В 1934 году многодетную семью Парусниковых выселили из их дома, который к этому времени уже принадлежал колхозу. Сначала их «уплотнили” на кухню, а в остальной части дома устроили колхозный клуб, а потом и совсем выбросили на улицу. В этот тяжелый момент Парусниковых приютила прихожанка храма Демидова Наталья Николаевна. Они прожили у нее зиму, потом продали корову и на вырученные деньги построили деревянный дом. Большой семье было очень трудно прокормиться без коровы, чтобы прожить купили теленка и вырастили его.
Служение отца Александра в 1930-е гг. можно без преувеличения назвать пастырским подвигом. Несмотря на непосильные налоги, преследования со стороны властей, отсутствие клира (единственный псаломщик – Протопопов Александр Васильевич — не вынес всех этих трудностей и подался в сапожники), отец Александр Парусников регулярно совершал богослужение. Часто ему приходилось служить одному в пустом храме. В 1930-х гг. храм грабили, украли серебряные сосуды. После этого случая отец Александр стал забирать сосуды домой. Наступление на храм продолжалось, и уже незадолго до закрытия, примерно в 1935-36 гг., с него были сброшены колокола.
Отец Александр как благочинный много ездил по селам района. В те годы большинство храмов были закрыты, и он духовно окормлял эти приходы. Так, в 1930 г. был арестован его близкий друг, протоиерей Павел Смирнов, настоятель храма в селе Ильинское, и отец Александр стал регулярно служить и там. Как позднее отметил в характеристике Парусникова председатель сельсовета Муравьев: «Парусников работает священником селения Кузьминское – Ильинское, обслуживает весь Барыбинский район».
Волна репрессий 1937-38 гг. не могла обойти стороной такого ревностного пастыря, как отец Александр. Однако перед арестом органы безопасности решили склонить его к сотрудничеству. За две недели до ареста отца Александра забрали в НКВД и предложили стать осведомителем. Он решительно отказался, хотя прекрасно осознавал, к каким это приведет последствиям. Когда сотрудники НКВД пришли с ордером на арест, отца Александра дома не оказалось – он поехал прощаться с сестрами, поэтому арестовали его утром на следующий день — 30 октября 1937 г., в праздник свв. мчч. Косьмы и Дамиана. Отца Александра обвиняли в контрреволюционной деятельности (ст.58 п.10 УК) и до расстрела держали в Каширской тюрьме.
На допросах 30, 31 октября и 13 ноября следователи пытались добиться от него признания в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Стойко и мужественно держась на допросах и никого не выдав, отец Александр не признал себя виновным ни в одном из пунктов обвинения: «…я говорил только о том, что надо молиться Богу и быть честным тружеником”. Постановлением судебной тройки при управлении НКВД СССР по Московской области от 14 ноября 1937 г. протоиерей Александр Парусников был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 16 ноября 1937 г. Место его захоронения неизвестно.
Как и во времена первых гонений на Церковь, безбожные власти принуждали священномученика Александра отречься от Христа и предать своих братьев, но он остался тверд в вере и своим подвигом стяжал нетленный венец. Память священномученика Александра совершается в день его мученической кончины 3/16 ноября и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайшее воскресение после 25 января).
Источники:
1. ГАРФ, ф.10035, оп.1, д.70327
2. ЦИАМ, ф.427, оп.1, д.4148
3. Воспоминания Ларисы Александровны Парусниковой
4. ЦГАМО, ф.66, оп.11, д.220
5. ЦГАМО, ф.66, оп.25, д.116
6. ЦГАМО, ф.66, оп.25, д.146
7. ЦГАМО, ф.66, оп.25, д.189
8. РГИА, ф.831, д.237
9. ГАРФ, ф.10035, оп.1, д.П-18808
Примечание:
справка о реабилитации от 22.02.64
Семье Парусниковых о судьбе отца Александра тогда не сообщили, а в 1940 году им выдали свидетельство о том, что он умер в заключении от воспаления легких. Александра Ивановна Парусникова 23 января 1956 года обратилась в военную прокуратуру с просьбой пересмотреть дело ее мужа. 25 февраля 1964 года Александр Николаевич Парусников был реабилитирован.
Из книги «Святыни земли Домодедовской». Домодедово, 2004 год.