Архимандрит Алипий (Воронов) 1914—1975

Архимандрит Алипий — наместник Псково­-Печерского монастыря.

На Домодедовской земле родился известный архимандрит Алипий (1914—1975), наместник в 1959-1975 годах Свято-Успенского Псково-Печерокого монастыря. Богомудрый пастырь архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) родился в небольшой деревеньке Торчиха (ныне Лобановского сельского округа), раскинувшейся на левом берегу живописной реки Сверки в месте впадения в нее речки Речицы, что восточнее знаменитого села Введенское.

Деревня Торчиха, расположенная в полутора десятках километров от станции Барыбино, административно находилась ранее в Михневском районе Московской области, а в девятнадцатом веке — в Коломенском уезде Московской губернии.

Ваня Воронов родился в 1914 году (в первый год первой мировой войны) в простой русской глубоковерующей крестьянской семье. Его отец Михаил Воронов, по словам архимандрита, «всю жизнь пас скот по деревням, беря иногда с собою и меня попасти какое-нибудь стадо, вот почему, наверное, я теперь пасу малое, но Божие стадо, не без Промысла Божия, не без заступничества Царицы Небесной. Я пастырь по призванию!» Этим архимандрит подчеркивал промыслительный характер своей пастырской деятельности. А родная мать архимандрита Алипия Александра, простая русская женщина, своим жизненным примером заложила в детскую душу сына глубокую веру в Бога. Архимандрит Алипий всегда с любовью вспоминал о своей маме и успех в делах приписывал ей тем, что она привлекала благословение Божие.

Детские годы Вани Воронова прошли в родной деревеньке на прекрасной русской природе, на берегах хрустально чистой реки Северки с заливными лугами и обилием на них цветов. Окружающая природа воспитывала в ребенке художественный вкус, задатки художника. Архимандрит с детства полюбил цветы, и когда он стал наместником Псково-Печерской обители, много внимания уделял цветоводству; монастырь утопал в клумбах прекрасных флоксов.

В 1926 году двенадцатилетний Ваня Воронов закончил начальную сельскую школу и в том же году переехал жить к старшему брату в Москву, где учился в средней школе.

В 1931 году Ваня Воронов закончил среднюю общеобразовательную школу. В годы учебы он часто приезжал домой помочь больной матери по хозяйству, а на каникулах постоянно жил в деревне.

В 1932 году восемнадцатилетний Иван Михайлович Воронов начал работать в Метрострое и, обладая незаурядными способностями к живописи, стал готовиться к поступлению в художественный институт. О том времени архимандрит Алипий в 1974 году писал так: «В 1935 году строительство метро окончилось, и я остался работать в метрополитене сначала кассиром, затем контролером, а позже помощником дежурного по станции. В 1936 году начал учиться в изостудии, организованной управлением ВЦСПС».

В октябре 1936 года И.М. Воронова призвали служить в армию. Как художника его оставили служить в Москве. В течение двух лет И.М. Моронов занимался организацией изокружков и художественных студий при воинских частях Московского военного округа. После демобилизации из армии И.М. Воронов стал работать на одном из московских заводов диспетчером и экспедитором, в основном в ночное время, что давало ему возможность учиться. Накануне Великой Отечественной войны, в мае 1941 года, И.М. Воронов закончил художественную студию и получил диплом художника.

В своей автобиографии архимандрит Алипий о начальном периоде войны писал: «Первое время наш военный завод был как бы фронтом и домой никто не уходил, а когда враг подошел к Москве, я, как и все, вышел с оружием в руках защищать столицу. Уезжая на фронт, я прихватил и этюдник. И так от Москвы до Берлина: справа — винтовка, слева — этюдник с красками. Я прошел всю войну, был участником многих боев».

И.М. Воронов сражался на фронте с первых боев под Москвой и до последних — в Берлине и Праге. Он был награжден орденами и за освобождение многих городов страны медалями, которых у него было свыше десяти. Он получил первую медаль «За отвагу», имел две медали «За боевые заслуги», был награжден орденом Красной Звезды (за сотрудничество в написании истории 4-й танковой армии, в которой он служил и воевал).

Архимандрит Алипий в своей автобиографии рассказал: «Осенью 1945 года, возвратясь с фронта, я привез около тысячи разных рисунков, эскизов, этюдов и

сразу же организовал выставку своих фронтовых работ. Эта выставка помогла мне вступить в члены горкома товарищества московских художников и дала мне

право работать художником. Каждый год я устраивал одну-две индивидуальные или групповые выставки. В 1948 году, работая на пленэре в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, я был покорен красотой и своеобразием этого места сначала

как художник, а затем и как насельник лавры, и решил посвятить себя служению

лавре навсегда. С марта 1949 года по июль 1959 года работал над восстановлением Троице-Сергиевой лавры, применяя все свои специальности. 30 июля 1959 года указом Священного Синода Русской Православной Церкви был направлен на псковскую землю для восстановления древней Псково-Печерской обители, которая к этому времени после многих войн и долгих лет своего существования пришла почти в полное разорение».

Работая в Троице-Сергиевой лавре художником, Иван Воронов, имея глубокую веру, решил стать монахом. 27 февраля 1950 года он поступает послушником в лавру. На поступление в Троице-Сергиеву лавру Иван Воронов получает благословение от родной мамы Александры, которая благословляет его иконой Божией Матери «Утоли моя печали», сказав: «Матерь Божия, пусть он будет беспечальным». Это благословение родной матери он увидел действенным. 15 августа 1950 года он был пострижен в монашество наместником лавры архимандритом Иоанном (впоследствии митрополит Псковский и Иорховский) с наречением имени Алипий в честь преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского Алипия (имя было наречено по календарю). Алипий в переводе означает «беспечальный» — вот так и исполнились слова его матери.

12 сентября 1950 года Алипий рукоположен Патриархом Алексием н иеродиакона, а 1 (14) октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, — в иеромонаха с назначением ризничим Троице-Сергиевой лавры. За свои труды во славу Божию, иеромонах Алипий в 1952 году был награжден наперсным крестом. В 1953 году к празднику Пасхи иеромонах Алипий был возведен в сан игумена.

Выполняя послушание ризничего, игумен Алипий одновременно исполнял поручение руководить художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в лавре. Под его руководством и при непосредственном участии был создан иконостас с рядом Богородичных икон в проходе под древним монастырским Никольским храмом. В пятидесятые годы игумен Алипий принимает также участие в восстановлении и украшении ряда московских храмов.

Указом Святейшего Патриарха Алексия от 15 (28) июля1959 г. игумен Алипий назначается наместником Псково-Печерского монастыря. Он сменил наместника Псково-Печерского монастыря игумена Августина (Судоплатова), который был назначен начальником Русской духовной миссии в святом граде Иерусалиме. Игумен Алипий прибыл в Псково-Печерский монастырь к пре­стольному празднику в честь Успения Пресвятой Богородицы.

К концу XVI века Псково-Печерский монастырь, являясь оплотом Православия на северо-западе Руси и находясь под небесным покровом Пресвятой Богородицы, стал духовным и церковно-культурным центром на псковской земле. Он стал и русской крепостью, выдержавшей многие осады поиск Стефана Батория, Ходкевича и Адольфа Густава, обители угрожали и войска Карла XII.

В монастырских пещерах покоятся останки сотен верных сынов России: простых иноков, ополченцев-крестьян, стрельцов, и среди них представителей и известных русских родов — Бутурлиных. Пушкиных, Мусоргских, Назимовых, защитников крепости и воинов, погибших в Ливонскую войну.

При преподобномученике игумене Корнилии (1501-1570) Псково-Печерская обитель обустраивается: обнесена мощной крепостной стеной, сооружена большая звонница, Благовещенская церковь (1570 г.), наддворный Никольский храм (1564 г.)

В храме Успения Божией Матери почивает в гробнице преподобномученик Корнилий. История Псково-Печерского монастыря начинается с 1473 года — года освящения храма Успения Божией Матери.

Псково-Печерская обитель по Божией милости никогда не закрывалась, благодаря усилиям наместника монастыря в 1959-1975 годах архимандрита Алипия монастырь не был закрыт в начале 60-х годов.

«Здесь (в Псково-Печерском монастыре) в семи подземных коридорах —  «улицах» из века в век погребали, как погребают и ныне, усопших печерских иноков».

В сан архимандрита игумен Алипий был возведен в 1961 году. В 1965 году архимандрит Алипий был награжден вторым крестом с украшением.

В последующие годы он был удостоен ордена Святого князя Владимира III стени, а затем ордена Святого князя Владимира II степени.

Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Феодосием VI архимандрит Алипий был награжден орденом Христа Спасителя и крестом II степени

Архимандрита Алипия мне лично пришлось лицезреть впервые в сентябре 1968 года, когда я, получив отпуск, отправился в путешествие по Псковскому краю. В Псково-Печерский монастырь я прибыл 5 сентября, стояла теплая осень, монастырь утопал в цветах, благоухал запахами; первое впечатление о монастыре — райский уголок. Разнообразие флоксов: красные, синие, розовые, белые — радовало душу. В течение нескольких дней я присутствовал на богослужениях в храмах лавры.

Рождественским постом в первые дни января 1975 года я побывал в Псково- Печерском монастыре. В тот свой приезд архимандрита Алипия я не видел… (в начале января у отца Алипия был третий инфаркт).

27 февраля (12 марта) 1975 года архимандрит Алипий скончался.

За время правления в течение пятнадцати с половиной лет, с 1959 по 1975 год, архимандрит Алипий практически восстановил стены монастыря, произвел многие реставрационные работы на зданиях. Много внимания архимандрит Алипий уделял поддержанию иконописной традиции обители, как художник сам

писал иконы. Архимандрит Алипий твердо руководил порученной ему обителью.  Известно, что в хрущевские гонения на Церковь был подготовлен указ о закрытии Псково-Печерского монастыря, когда наместником был архимандрит Алипий. Монахов уже готовили к выселению. Однако этому противовосстал архимандрит Алипий, когда ему было предложено подписать указ. На глазах представителей властей он, взяв в руки указ, бросил его в пылающий камин, и монастырь не был закрыт. Архимандрит Алипий, прошедший фронт Великой Отечественной войны, был не только воином на поле брани, но и воином Христовым. Запомнились его слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление».

Архимандрит Агафангел в слове, произнесенном в Сретенском храме перед отпеванием архимандрита Алипия, сказал: «Язык мой нищ, чтобы достойно восхвалить богомудрого руководителя, собрата, авву нашей святой обители, верного сына Святой Руси, славного гражданина нашей родины — в бозе почившего отца наместника архимандрита Алипия… И чего еще жаждала душа нашего почившего аввы Алипия? Просил ли он Господа чем-либо иным утолить скорбь его в последние дни и часы его жизни? Только Святым Причастием! И не

оставлявшие его в это время досточтимый старец и духовник наш архимандрит Афиноген, и архимандрит Иоанн умолчат ли о том, как все время в течение последних двенадцати дней его жизни он жаждал божественной силы Святого Причастия, как ежедневно, торопя, как бы не опоздали его причастить, взывал: «Скорее, скорее, я умираю!» И Господу было угодно утешить нашего авву в последние мгновенья его земной жизни. За два часа до смерти он воскликнул, весь просияв последней великой радостью: «Матерь Божия! Смотрите. Смотрите, какой чудесный у Нее лик! Скорее, скорее начертать этот дивный образ!..», но карандаш уже выпадал из его ослабевшей руки. Больше уже никто не слышал из его уст ни одного слова: заранее попросив у всех прощения и всех простив, он мирно отошел ко Господу в 4 часа 30 минут утра. Скончался прекрасный человек, монах, иконописец, монастырский строитель, всеобщий благотворитель, истинный воин Христов…

На вопрос: «Как Вы стали верующим и почему именно монахом?» — отец Алипий обыкновенно отвечал, что нет людей до конца неверующих, все мы — верующие, ну а уж так, как надо по-настоящему веровать, так каждый уверует, когда придет время: один Господь знает, каким путем. Ну а монах я — тоже по призванию…»

Особенно часто проповедовал отец Алипий об основе основ христианской жизни — Любви, говоря: «Страдавший на кресте Христос заповедал нам: «Любите друг друга!» И потому (вся жизнь нас этому учит), чтобы избавиться от зла, нужно только одно: исполнять последнюю заповедь Господню — и все!»

Хочется сказать сегодня о том, как много сделал авва для нашей святой обители. С началом его пребывания на столь трудном, но почетном послушании, каким является должность наместника, в обители, можно сказать без преувеличения, настала новая эпоха. Именно его инициативе обязаны мы восстановлением обветшалой, полуразрушенной крепости — этого замечательного памятника древнерусской архитектуры. В лице отца Алипия обитель приобрела одного из славных продолжателей и хранителей русской православной культуры — благоустроителя, строителя, стоятеля за православную веру, богомудрого авву. Следует особенно подчеркнуть, что в его лице мы потеряли ныне не только монаха и отца-руководителя, но и деятеля нашей национальной культуры: он по духу был глубоковерующим, истинным сыном православия не только в своем повседневном монашеском послушании, но и в своем отношении ко всему прекрасному в мире, сотворенном Богом. Любя красоту земли — деревья, цветы, птиц, любя все добрые проявления земной человеческой деятельности —  литературу, музыку, живопись (в первую очередь, конечно, церковные), он всегда помнил, что все это — дары Божии нам, грешным, отражение в нашем мире небесной красоты Божией, укрепляющей нас на земле и низводящей к небу.

А как он заботился о благоукрашении обители — о красоте и первозданном лице церковных зданий, храмовых икон, богослужебного чина, церковного монашеского пения.

Он был человеком широкого кругозора и большого сердца. Широта его взглядов и обширные знания давали ему возможность легко устанавливать контакты с самыми широкими слоями русского народа: с простецами и интеллигентами, с простыми крестьянами и известными деятелями культуры. Свою православную убежденность он умел передать и многим мирским, светским людям, порой любившим, как и он, красоту тварного мира, но не всегда умевшим найти в ней высший смысл и гармонию вечности, гармонию Творца. Общение с отцом Алипием открывало им окно правды Божией, что всегда вызывало их |признательность батюшке. А многих из них привело в ограду церковную. О нем знали и его любили не только в Церкви, но и люди светские — ученые, поэты, художники, музыканты Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Таллина. Он и сам хорошо владел не только кистью художника-иконописца, но и пером историка как монах-летописец. Издавший в «Журнале Московской Патриархии» ряд статей по истории нашей обители.

Наш пастырь был большой труженик — каждый согласится, что святая обитель Печерская ныне приведена в такой порядок и исполнена такого благолепия, что последующим продолжателям его послушания, последующим аввам обители остается только ревностно хранить плоды его трудов, хранить крепость и красоту нашего воистину прекрасного дома Пречистой, дома, в красоту которого вложена теперь и часть прекрасной и доброй души нашего дорогого батюшки…»

Архимандрит Алипий ровно двадцать пять лет пребывал в монашестве, он стал послушником 27 февраля 1950 года, а скончался 27 февраля 1975 года, из них более пятнадцати лет — в Псково-Печерском монастыре. Он прожил всего шестьдесят лет, как сказал архимандрит Агафангел: «Он ушел от нас рано, и мы уже не могли ничем ему помочь нашими слабыми человеческими силами: ангел смерти закрыл книгу его жизни… Мы должны сознавать, что по своей земной жизни отец Алипий по делам своим, по любви своей к Богу и к людям — ближе нас ко Господу и Матери Божией, и потому мы и сами должны просить его молитв о нас, многогрешных, осиротевших его чадах».

Сохранился рассказ отца Алипия, — как вспоминал архимандрит Александр (Васильев), — когда он руководил реставрацией трапезного храма Троице-Сергиевой лавры: многие ощутили истинное, хотя и незримое присутствие преподобного Сергия… Однажды во сне отцу Алипию явился преподобный Сергий и сказал: «Скорей иди в храм». Отец Алипий отвечает ему: «Один я ничего не смогу сделать, если что случилось, а скажу — не поверят. Управь все сам. Святый отче!» Утром по пробуждении, перед братским молебном, отец Алипий поспешил в храм, и что же видит: в центре храма дотлевает тумбочка, с вечера стоявшая у стены. Отец Алипий уходил последним, никто попасть в храм не мог: сам преподобный Сергий спас храм от неизбежного пожара!..

Архимандрит Алипий, как иконописец и реставратор, позаботился отреставрировать в Псково-Печерской обители забронзированный темный иконостас Успенского храма. Внутреннюю роспись Михайловского собора, восстановил табловый иконостас Никольского храма, отреставрировал в нем икону Спасителя, расширил храм за счет башни, укрепил стены и восстановил купол. В Никольской часовне отец Алипий с мастерами написал шесть икон  Божией Матери. И келейная икона архимандрита Алипия — Казанская икона Божией Матери — написана им самим.

В Псково-Печерском монастыре за 530 лет (1473-2003) его существования в пещерах покоится сонм Собора псковских святых. Когда в монастырь поступил запрет на посещение пещер, отец Алипий благословил ежедневно утром, в 7 часов, служить в пещерах панихиду, чтобы верующие имели возможность посетить пещеры и помянуть своих родных и близких…Архимандрит Алипий по своей воле не выходил за монастырские ворота, а в отпуск никогда не ездил. А уехавшему в отпуск насельнику отец Алипий написал в стихах:

Милый брат, что в мир глядит, —
У тебя кругом горит,
И ты ходишь по углам,
Ищешь встреч и там и сям.
Говорят, совсем забыл ты
Милую обитель,
Сделался совсем ты
Агасфер-любитель.
Разъезжаешь все по свету,
Душу раздираешь,
Что в обители собрал,
Глупо распыляешь.
Ты смотри, не опоздай
К нам на пир монашеский,
Потеряв в миру совсем
Весь свой образ Ангельский.
Возвращайся ты домой,
Грязный и нечистый,
Поклонися до земли
Матери Пречистой!

Архимандрит Алипий говорил: «Вот так бывает с нами, покуда не открываются наши духовные очи. Словами нельзя выразить то счастье, которое испытывает человек, познавая Бога и приближаясь к Нему. Надо, чтобы каждый из нас открыл Ему свое сердце, — и светом, и радостью наполнится вся жизнь наша».

Архимандрит Алипий был славным подвижником, молитвенником и тружеником.

Архимандрит Нафанаил говорил: «Отец Алипий имел дар слова, не раз приходилось слышать от паломников: «Если на молитве в храме у отца Алипия появлялись воздыхания и слезы, то воздыхания и слезы сразу же слышны были и у молящихся с ним, такова была его сила духа».

Псково-Печерская обитель славится своими старцами. Вспоминая свои поездки в Псково-Печерский монастырь, хотелось бы рассказать о старцах, которых я знал и которые уже ушли в иную жизнь.

Схиигумена Луку (1880-1968), валаамского монаха (в миру Яков Савельевич Земсков), я лицезрел в сентябре 1968 года перед самой его кончиной. Он был болен, но благословлял паломников иконкой Валаамской Божией Матери. Схиигумен Савва (1898-1980) (в миру Николай Михайлович Остапенко) благословлял паломников: кого — иконками, кого — книжечками с различными сочинениями (каждому по его духовному запросу). В наши дни изданы книги схиигумена Саввы: «В дополнение к общему молитвослову», «Лествица», 1997 г., «Схиигумен Савва», изд. «Русский дом», 1999 г. Старец архимандрит Афиноген (1881-1979), в схиме Агапий (в миру Василий Кузьмич Агапов), часто преподавал прихожанам наставления, молился со страждущими перед иконой великомученика и целителя Пантелеймона.

Имена многих духоносных старцев, преподобных отцов, чьи нетленные останки покоятся в знаменитых «Богом зданных» пещерах, хорошо известны в истории русской святости…

В этих пещерах покоится и архимандрит Алипий… Приближается 30-я годовщина кончины архимандрита Алипия, наместника Псково-Печерского монастыря в 1959-1975 годах.

Не однажды мне пришлось видеть архимандрита Алипия: на богослужениях в храмах, на балконе настоятельского дома, на дорожках Псково-Печерской обители. Как-то видел я отца Алипия в светло-зеленоватом плаще, одетом поверх монашеской мантии, — высокого, стройного, красивого — мудрого пастыри, шагающего по дорожке у храма Архистратига Михаила, — таким запомнился мне наш Домодедовский земляк.

Текст: © Краевед Николай Чулков, 2004 г.

НОВЫЕ ФАКТЫ

— 24 августа 2019 года на Аллее 60-летия Победы в г. Домодеово (у городского собора) при большом стечении домодедовцев и гостей открыт бронзовый памятник архимандниту Алипию «Защитнику Отечества и веры Архимандриту Алипию (Ивану Михайловичу Воронову) Благодарные земляки 2019 год«. Церемонию возглавил управляющий Московской епархией митрополит Ювеналий. Автор памятника — скульптор Сергей Сережин.

— 26 сентября 2019 года на малой родине архимандрита Алипия (Воронова), в домодедовской деревне Торчиха, в его память воздвигнут Поклонный крест.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии