Щербинино, Щербинка, Горки тож на правом берегу речки Конопенки в 1627 году состояла из единственного двора помещика Абрама Дмитриевича Селунского, в котором проживал деловой человек Федька Карпов. Через шесть лет по Указу царя Михаила Фёдоровича это поместье дано в вотчину зятю Абрама князю И.Е. Долмацкому, а тот в 1640 году продал её звенигородцу Силе Маркову. По купчей 1657 года деревня перешла к стольнику князю Юрию Ивановичу Ромодановскому и вошла в его обширную Константиновскую вотчину. По переписи 1678 года в её пяти крестьянских дворах числилось 32 мужские души. Из других владельцев деревни следует отметить Зубковых и Похвистневых. Прапорщик А.В. Зубков приобрёл деревню в 1793 году. При нём и его наследниках деревня стала сельцом, т.к. в ней появился господский дом, в котором поселены дворовые люди из крестьян Ярославской и Рязанской губерний. Наиболее распространёнными фамилиями среди крестьян были Щербаковы, Медведевы и Ефремовы, а также переселённые из д. Овчинки братья Иван и Трофим Чуркины. В 1811 году в сельце числилось 9 дворовых людей и 82 крестьянина. При формировании народного ополчения девять мужчин сельца отправлены в 8-ой полк московской военной силы, четверо из которых домой не вернулись. По ревизии 1816 года Щербинка указана вновь как деревня, в 15 дворах которой проживало 145 человек. От Зубковых деревня по купчей перешла к камер-юнкеру И.Ф. Похвистневу, сын которого поручик Лука Иванович Похвистнев стал последним владельцем деревни. Молодой офицер жил на широкую ногу, постоянно залезая в долги. Пытаясь найти выход из трудного положения, он предложил крестьянам выкупить свои наделы в собственность при содействии правительства, но крестьяне сначала отказались, опасаясь того, что они не смогут выплачивать правительству выкупную сумму и проценты на неё, и только в 1866 году они пошли на сделку с помещиком. Крестьяне д. Щербинка стали собственниками 182 десятин надельной земли. По местному обследованию 1883года из 19 домохозяев деревни четверо свои наделы сдали в аренду, дворы и скот распродали, а сами работали и жили при фабриках. Но в деревне появились четыре семьи, не имевших земли, глава одной из которых имел свою избу, но сам работал в Серпухове на фабрике Коншина. С 1895 года некоторые из деревенских ребятишек стали обучаться во вновь открытой церковно-приходской школе Борисо-Глебского погоста.
В 1932 году здесь образован колхоз им. «13-ой годовщины Красной Армии» с 125 га земли. Колхозники заняты были в основном в полеводстве, выращивая зерновые, картофель и овощи. На начало 1940 года на колхозных фермах содержали семь лошадей, 10 голов крупного рогатого скота и 14 овец, купленных в 1939 году. Из 66 членов колхоза в работе его принимали участие 23 трудоспособных и пять подростков, а 37 взрослых жителей деревни трудились на стороне. Лишь в восьми из 15 дворов колхозников содержали трёх коров, трёх свиней и несколько голов овец и коз.
Название деревни закрепилось за древним городищем, расположенным на правом берегу р. Пахры при впадении в неё речки Конопенки. При его раскопках в 1961 году было установлено, что его нижний культурный слой формировался со второй половины первого тысячелетия до нашей эры. В нём археологи обнаружили костяные наконечники стрел, гарпуны, гладкостенную глиняную посуду с орнаментом и без.Ко II-1V векам н.э. они отнесли остатки большой жилой постройки, стены которой сложены из брёвен, зажатых столбами, с разделёнными деревянными перегородками помещениями длиной от 6 до 8 метров. Внутри каждого из них имелся очаг и хозяйственная яма для хранения нужных в быту вещей. В виде застывших капель металла найдены отходы литейного производства. Из железа готовили топоры, ножи, рыболовные крючки, наконечники стрел, из бронзы выплавляли главным образом украшения: пряжки, поясные подвески, кольца. Для изготовления рыболовных грузил, точильных брусков, пестов использовали камень.
Из более трёх тысяч обнаруженных костей большинство принадлежало домашним животным: лошадям, свиньям, крупному рогатому скоту, а часть диким: лося, бобра, северного оленя.
Городище было хорошо укреплено тремя рядами частокола в виде деревянных столбов, стоящих вплотную друг к другу, и мощными земляными валами.
Экспедиция института археологии АН СССР чуть позже в верхнем слое городища нашла клад украшений из 130 предметов, в т.ч. бронзовые подвески-серьги, ажурные бляхи, браслеты, бисер, золотостеклянные бусы III-IV веков н.э. Специалисты утверждают, что здесь проживало племя финно-угорского типа.
Текст: © Г. Ф. Гарин «К истории Домодедовских поселений», 2009 г.
Фото: © В. М. Шлёнсков, is-tok.ru.