Воспоминания Героя Советского Союза Михаила Яковлевича Романова.
Побродив остатки этого дня по Москве, вечером мы выехали с Павелецкого вокзала на электричке через город Подольск до станции Столбовая. На станции ожидала грузовая автомашина, которая доставила нас в село Троицкое, где находился штаб 224 штурмовой авиационной дивизии (ШАД). Здесь мы заночевали, а утром всю нашу команду, прибывшую из Грозненского объединенного военного авиационного училища, распределили по трем полкам этой дивизии и отправили на автомашинах в разные стороны на полевые аэродромы — места базирования штурмовых авиационных полков.
Нас троих: Петю Абраменко, Ивана Белицкого и меня, направили в 565 штурмовой авиационный полк ( шап ). Николай Ваковский, Владимир Морозов, Вениамин Казаев и другие товарищи попали в братские 571 и 996 штурмовые авиационные полки.
20 октября, в среду, мы втроем выехали на грузовой автомашине в Добрыниху, где стоял 565 шап . Места, по которым мы проезжали, были живописными. Прекрасно Подмосковье в это время года. Березовые рощи, «в багрец и золото» одетые леса, перемежались с небольшими чистыми полями и лесными полянами. Изумительно красивая природа навеяла мне слова Н.А.Некрасова из стихотворения «Славная осень»: «…Около леса, как в мягкой постели. Выспаться можно — покой и простор! — Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер»
.. Вот и Добрыниха… Название этого населенного пункта у меня ассоциировалось с русским богатырем Добрыней Никитичем. Может быть он здесь родился? Или нес здесь ратную службу по охране Древней Руси? Или бывший ранее здесь монастырь, развалины которого аде сохранились, назывался именем этого богатыря.
Летный состав полка размещался на первом этаже кирпичного дома, приспособленного под больницу для психохроников. А «хозяева» жили на втором этаже.
Несмотря на то, что личный состав переживал большое несчастье по поводу гибели накануне двух экипажей во время тренировочных полетов, в полку и во 2-й авиаэскадрильи, куда нас сразу же определили тогда, встретили радушно. Приятное впечатление у нас осталось от первой встречи с командиром полка подполковником В.И.Сериковым, заместителем командира по политчасти майором В.И.Рысаковым, заместителем по летной работе майором М.И.Безух, начальником штаба майором И.И.Христич, инженером полка инженер-капитаном С.Т.Масловым. Хорошее впечатление, сложившееся во время первой встречи, осталось на все время. С первых же дней мы почувствовали, что попали в очень хороший, слаженный боевой коллектив, способный выполнять сложные задачи. Костяком этого коллектива были обстрелянные в боях летчики-командиры, офицеры штаба и опытные, знающие свое дело офицеры, старшины и сержанты инженерно-технического состава, душой всего коллектива была партийная организация, цементирующая весь коллектив.
И вот сейчас, в светлые дни запоздалой золотой осени 1943 года, этот слаженный боевой коллектив выполнял очередную немаловажную задачу: вводил в строй полка молодых летчиков, готовил их к предстоящим боевым действиям. Ввод в строй молодежи работа многогранная и кропотливая. Она охватывает все стороны жизни и деятельности человека: и его физическое состояние, и морально-политическое настроение, и его военно-теоретическую подготовку, и практический навык в применении сложной военной техники.
Строго рассчитанная программа ввода молодых летчиков в строй полка предусматривала все формы и методы обучения: беседы, лекции и доклады, стрельбы из личного оружия, тренировочные полеты строем, на полигон и т.д.
Командир 2-ой авиаэскадрильи капитан А.А.Дахновский, крепкого сложения, высокого роста, человек олимпийского спокойствия, изучая нас, задает вопросы: — Какую вы имеете военную летную подготовку? — Окончили Грозненское объединенное военное авиационное училище командиров звеньев. — Почти хором ответили мы, Абраменко, Белицкий и я. — А где раньше учились? — Спокойно продолжает комэска. — Учились и окончили в 1941 году Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. — Ответили Абраменко и Белицкий. — ЭВАШП, Энгельскую. — Коротко ответил я. — Выпускались из летных школ сержантами? — Да. — Ответили мы. — Командование решило назначить вас пока на должности летчиков-старших, — также спокойно продолжал говорить Дахновский, — так как вы еще не имеете опыта ведения боевых действий. Возражения имеются?
Мы ответили молчаливым согласием. В образовавшуюся паузу я подумал: «Почему должность называется «летчик-старший», а не проще и логичнее «старший летчик»? Но вслух этого вопроса не задал. Как бы угадывая мою мысль, капитан продолжал:
— Летчик-старший — это ведущий пары самолетов, он является фактическим заместителем командира авиазвена на земле и в воздухе. А почему эту должность так назвали? Командованию виднее. Лейтенант Абраменко назначен в звено управления авиаэскадрильи, лейтенант Романов — в звено младшего лейтенанта И.Т.Ромашова (вскоре Ромашову было присвоено звание «лейтенант»), а лейтенант Белицкий — в звено младшего лейтенанта Г.Т.Левина.
Во время этой беседы здесь же присутствовали заместитель командира, он же штурман 2-ой авиаэскадрильи лейтенант В.Я.Мокин, командиры авиазвеньев младшие лейтенанты И.Т.Ромашов и Г.Т.Левин, адъютант 2-ой авиаэскадрильи старший лейтенант С.Д.Зайцев и все летчики 2-ой авиаэскадрильи.
Кто-то из нас задал вопрос: — Как случилось, что 19 октября погибли два экипажа? На этот вопрос отвечал Мокин: — Экипаж младшего лейтенанта Саранцева выполнял тренировочный полет на бомбометание и стрельбу из пушек и пулеметов по учебным мишеням, щитам. При заходе на «цель» во время ввода самолета Ил-2 в пикирование у него отвалилось крыло и аэроплан упал на полигоне. Летчик и стрелок не успели выпрыгнуть с парашютами. А второй экипаж младшего лейтенанта Рунского погиб на взлете от столкновения с другим самолетом на низкой высоте…
М. Я. Романов «565 штурмовой. Воспоминания о войне», гл. 1. «Дорога на фронт»