Полтавщина в Малороссии в девятнадцатом веке славилась своими знаменитыми городами и селами: Полтава, Миргород, Гадяч, Диканька, Великие Сорочинцы. В Великих Сорочинцах родился великий русский писатель Николаи Васильевич Гоголь.
Полтавщина земля Гоголя, воспетая им в замечательных произведениях.
Чуть севернее Великих Сорочинец на берегу реки Псел раскинулся прекрасный город Гадяч — это родина Всеволода Александровича Коломийца. Здесь, в Гадяче, Всеволод Александрович родился 29 января 1911 года. Его предки принадлежали к великому племени малороссийского казачества, а один из предков был генералом русской армии.
Отец В.А. Коломийца Александр Диомидович был известным на родине врачом, а мать Екатерина Николаевна (1888-1971 гг.) — великой труженицей, она скончалась, когда сыну Всеволоду было уже шестьдесят лет.
Полтавщина прославилась многими известными учеными, писателями, поэтами. Город Гадяч известен рождением и пребыванием в нем многих видных ученых деятелей украинской и русской литературы: историк Д. Р. Пащенко (1759-1809 гг.), писатель М.М. Макаровский (1783-1843 гг.), писательница Олена Нчилка (1849-1930 гг.), общественный деятель М.П. Драгоманов (1841-1895 гг.).
В Гадячах учился и работал Панас Мирный, а известная украинская поэтесса Леся Украинка приезжала в город Гадяч и написала там поэму «Роберт Брюс, король шотландский» и многие стихотворения.
В знаменитом селе Веприк на Полтавщине родился известный врач и ученый, автор первого в России учебника по медицине Н.М. Максимович (1744-1812 гг.). А в знаменитом селе Великая Обуховка родился в 1758 году и жил известный поэт В.В. Капнист (1758-1823 гг.) В усадьбе поэта собирались и обсуждали план восстания 1826 года Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Пестель, Лунин, сыновья В. В. Капниста и другие деятели Южного общества декабристов.
А поселок Шишаки известен тем, что с ним связана жизнь и творческая деятельность В.Г. Короленко и первого президента Академии наук УССР академика В.И. Вернадского (1863-1945 гг.).
История Полтавской земли, и особенно города Гадяч, всегда интересовала В.А. Коломийца. Он был поклонником творчества Н.В. Гоголя.
В.А. Коломиец любил свой родной город, восхищался историческими памятниками, особенно архитектурой Всехсвятской церкви, построенной в 1836 году.
Трудовую деятельность В.А. Коломиец начал в 1930 году после окончания Полтавского автодорожного техникума на строительстве дорог.
В 1932 году на преддипломную практику в дорожно-строительную организацию, где Всеволод Александрович был начальником дистанции на Шепетовке, приехала Елена Степановна Поклонская — студентка Харьковского автомобильно-дорожного института (ХАДИ). Она была уроженкой Калужской земли, имела добрый характер и хорошее воспитание и приглянулась Всеволоду Коломийцу, человеку высокой нравственной культуры. Там, на стройке, Всеволод Коломиец и Елена Поклонская полюбили друг друга и вскоре создали семью.
Не прошло и года после свадьбы, как В. Коломиец был призван на службу в Красную армию, в которой находился с 1933 по 1935 год.
О начале своего трудового пути В.А. Коломиец писал (в статье «Дорогами пятилеток»): «…Августовская ночь, по-украински еще теплая, быстро окутала натруженное село. Лишь мы, дорожные строители, не торопились закончить свои «посиделки», обмозговывая по обыкновению завтрашний день. И как всегда, я вникал в каждое слово начальника участка — ленинградского коммуниста с фамилией, словно взятой прямо из этих мест, — Пасичник… Страна утопала в бездорожье, а здесь, в приграничных областях, надежные дороги были жизненной необходимостью. Но наши инструменты — «грабарка» да трамбовка, наши «механизмы» — конные волокуши да ручные тачки. Тяжела работа до-рожника, сделанное за день измерялось метрами, и я, новоиспеченный техник подучастка, чтобы «раскрутить темпы», сам хватался за лопату… Это шел 1931 год, третий год пятилетки. Экономика страны все увереннее переходила на рельсы социализма. Но революция еще не стала историей, воспоминаниями… Разлетелись вдребезги той ночью стекла наших окон. Отвратительный грохот обреза потряс хату. Я срываюсь с табуретки, чтобы смахнуть керосиновую лампу. Взгляд выхватывает торчащие во всех окнах черные стволы. Замечаю, как хватается за сердце Пасичник, и что-то горячее ощущаю у себя на груди, но в запале выхватываю оружие, стреляю в направлении окон… так кулацкие прихвостни припоминали нам содействие местным активистам в кампании по раскулачиванию. Но они бежали… Я возвращался на участок из киевского гос¬питаля спустя полтора месяца с рукой на перевязи, терзаемый мыслью: что с Пасичником, как дела на дороге? Товарищи показали тропинку к его могиле. Никто не покинул участка, не испугался бандитских пуль… Житомир, Коростень, Овруч, Шепетовка… Здесь прошли для меня годы и второй пятилетки… А потом был бросок через всю страну — в Приморье».
В.А. Коломиец начал строить автодорогу Владивосток-Хабаровск.
В 1938 году В.А. Коломиец был призван на военную службу в Первую Отдельную Краснознаменную армию. Он участник боев у озера Хасан с японскими самураями в 1938 году.
В документе, выданном В.А. Коломийцу, сказано: «Удостоверение участника Хасанских боев 1938 года Коломийца Всеволода Александровича.
Дано на право ношения нагрудного значка участника Хасанских боев 1938 г. согласно постановлению Президиума Верховного Совета Союза ССР от 5 июня 1939 г.
Военный Совет Первой Отдельной Краснознаменной армии.
Комдив Попов — подпись.
Корпусной комиссар — подпись.
г. Ворошилов».
За строительство автодорог в Приморье В.А. Коломийцу было присвоено в 1939 году звание «Почетный дорожник».
В.А. Коломиец в воспоминаниях писал: «И здесь, на Дальнем Востоке, снова строительство дорог, снова на важнейших опорных плацдармах, там, где по ту сторону границ бряцало оружие, — озеро Хасан, Раздольное. Здесь в 1940 году получен партбилет. Здесь в первый же день войны надета армейская форма, здесь на протяжении многих месяцев мы валились с ног от усталости на ударном строительстве автодороги Владивосток — Хабаровск, которую закончили в 1943 году. А потом снова далекий путь на запад. Мы шли за фронтом, очищая заминированные территории, восстанавливая дороги, аэродромы на местах вчерашних сражений у Орла, Харькова, Херсонеса, Одессы. Казалось, нашей работе не будет ни конца, ни края.
В.А. Коломиец командует инженерно-саперным батальоном легендарной Чапаевской дивизии, пройдя сотни километров в годы Великой Отечественной войны.
В 1978 году В.А. Коломийцу выдано удостоверение к наградному памятному знаку «Ветеран дорожных войск СА», подписанное 2 октября 1978 года пред¬седателем совета ветеранов дорожных войск СА генерал-майором В. Федоровым и секретарем подполковником-инженером И. Дмитруком.
С 1945 года, после демобилизации из армии, В.А. Коломиец возглавляет строительные организации в Москве и Подмосковье, в Рязани, Тюмени и снова в Подмосковье.
В 1945-1946 годах он строит комплекс жилых зданий на Октябрьском поле в Москве. В одном из этих двухэтажных зданий Всеволод Александрович и жил в Москве, ездил на работу на строительство аэропорта «Домодедово». Затем в сороковые годы он строит здание Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) на Ленинградском проспекте.
В пятидесятые годы В.А. Коломиец строит автодорогу Рязань — Михайлов. «Редки для нас, — писал В.А. Коломиец, — дорожных строителей, праздники, когда мы, прощаясь с готовой дорогой, обуваем до глянца начищенные штиблеты, чтобы в последний раз пройтись по ровному твердому полотну асфальта или бетона. В своих буднях мы всегда первопроходцы — по болотам, глинам, пескам. Но ведь чем суровей будни, тем дороже и ярче праздники труда. И вновь я вспоминаю митинг жителей небольшого рязанского городка Михайлова в связи с открытием дороги отсюда к областному центру… Ее пятидесятикилометровую ленту мы проложили за один сезон».
Из рядового техника В.А. Коломиец вырос в послевоенные годы в управляющего трестом «Нефтедорстрой».
С 15 сентября 1959 года Всеволод Александрович Коломиец — начальник строительного управления № 13 треста Главдорстроя, он строит дороги в Подмосковье.
Но впереди строительство Домодедовского аэропорта. Главным строительным объектом В.А. Коломийца стал Домодедовский аэропорт. Более двадцати лет, до августа 1982 года, до ухода на пенсию, В.А. Коломиец работал начальником строительного управления № 862 ордена Ленина треста «Центрдорстрой».
Нагатинский комплекс, олимпийский объект в Крылатском, Каширское шоссе, аэропорт «Домодедово» — все это создавалось при главном участии СУ- 862, возглавляемого В.А. Коломийцем.
Высокий, могучий, широкий в кости, чуть сутуловатый, с цепким взглядом зорких глаз, с «гоголевским» профилем лица и с усами в серебряных сединках, немногословный и требовательный — таким В.А. Коломиец запомнился многим своим сослуживцам.
Главный инженер управления М.Б. Левянт стал позже управляющим трестом. Выросли и стали авторитетными руководителями Владимир Баранов, Алексей Корнев, Александр Китов, Леонид Дорожок, Александр Головкин.
Воспитанник Коломийца Юрий Романович Макачев (1937-1995 гг.), окончив Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал профессором, заведующим кафедрой «Автомо¬бильные дороги».
Многие годы в управлении славно трудились рабочие династии Грачевых, Маслаковых, Чучиных, Ягольников, Печинниковых.
Всеволод Александрович Коломиец работал на строительстве аэропорта «Домодедово» увлеченно, целеустремленно, страстно, отдавал всего себя большому государственному делу.
В пору наивысшего трудового напряжения перед пуском аэропорта в эксплуатацию Всеволода Александровича Коломийца в 1964 году внезапно подкосил инфаркт — два месяца отлежал в больнице. И снова с полной отдачей сил он трудится на строительстве аэропорта «Домодедово», открытие которого должно было состояться 20 мая 1965 года.
Всеволод Александрович Коломиец после образования в 1969 году Домодедовского района избирается членом бюро ГК КПСС и депутатом городско¬го Совета народных депутатов.
С 1974 года В.А. Коломиец — заслуженный строитель РСФСР. В 1976 году ему присваивается звание «Отличник Аэрофлота».
В.А. Коломиец имел государственные награды: орден «Знак Почета» (1944 г.), орден Трудового Красного Знамени (1966 г.), орден Трудового Красного Знамени (1969 г.), орден Октябрьской Революции (1976 г.)
5 марта 1981 года В.А. Коломийцу был выдан за подписью заместителя министра транспортного строительства диплом: «Почетный транспортный строитель».
У Всеволода Александровича (1911-1983 гг.) и Елены Степановны (1909- 1996 гг.) Коломийцев — трое детей.
Старший сын Евгений Всеволодович (рожд. 1939 г.) окончил Московский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева, стал инженером- технологом. Младший сын Василий Всеволодович (рожд. 1945 г.) окончил Московский автомобильно-дорожный институт — строительный факультет по специальности «Мосты и тоннели», участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Профессия строителей у Коломийцев стала семейной.
А дочь Екатерина Всеволодовна (рожд. 1941 г.) пошла по стопам своего деда — она избрала профессию врача, окончила медицинский институт.
Всю свою жизнь Всеволод Александрович Коломиец работал там, куда его посылали комсомол и партия коммунистов. На Дальний Восток в тридцатые годы он уехал по комсомольской путевке, а с 1940 года его на различные главные объекты строительства направляла партия.
В строительном управлении — СУ-862 — под руководством Всеволода Александровича Коломийца в семидесятые годы работало более семисот человек. Отдельные строительные подразделения, бригады дорожников — работали на различных объектах — стройучастках, разбросанных на большом пространстве. На пути главного отряда дорожников, прокладывающего трассу автомобильной дороги, были сложные преграды, приходилось прорубать лесные полосы, поднимать дорогу, насыпать земляное полотно над глубокими оврагами или опускать дорогу, врезаясь в холмы и возвышенности территории. Земляные работы велись в глинистых грунтах, в болотистых низинах. На трассах автодорог строились водопропускные сооружения.
На строительстве взлетных полос Домодедовского аэропорта, расположенного в большей части на лесных площадях «Казенного леса», велись большие подготовительные работы.
Всюду надо было успеть В.А. Коломийцу, всюду принять то или иное безотлагательное решение, скоординировать работу дорожников, провести сове¬щание по важным возникающим проблемам.
Земляное полотно — это основание дороги, которое требует тщательной и скрупулезной работы — инженерной технологии.
Песок, камень, щебень, бетон и асфальт дорожники возили за десятки километров.
Скоростная прокладка новых километров дорог обеспечивалась строгим нормированием стабильной плотности земляного полотна, с тем, чтобы сразу после введения полотна покрыть его дорожной одеждой.
Опыт мудрого руководителя, каким был В.А. Коломиец, передавался молодым специалистам. В коллективе управления строительные мастера искали внутренние резервы — таково было требование начальника управления.
СУ-862 принимало участие в строительстве двадцатикилометрового участка шоссе Москва — Симферополь, имеющего шестиполосное движение по трассе.
В зимнее время дорожники СУ-862 заготовляли основные строительные материалы, готовили склады, приводили в порядок дорожно-строительную технику, вагончики. СУ-362 освоило скоростную прокладку дорожных магистралей.
Особая черта В.А. Коломийца — это доверие людям, работа без мелочной опеки. Работа на совесть — основной девиз В.А. Коломийца.
На новый объект рабочие направлялись при полной экипировке, обеспеченные всем необходимым: кухня, столовая, душевые, передвижная баня. бытовки, комната отдыха. Забота о людях — главная забота начальника управления.
В СУ-862, возглавляемом В. А. Коломийцем, трудовой коллектив был стабильный, рабочие увольнялись только с уходом на пенсию.
Строительное управление — СУ-862 — строило в Домодедове много жилья, рабочие регулярно получали квартиры. Большой девятиэтажный жилой дом для дорожников был построен на привокзальной площади в городе Домодедово. За годы руководства СУ-862 В.А. Коломийцем в городе Домодедово было построено десять домов для работников строительного управления. В 1978 году был заложен на Каширском шоссе дом, который был введен в эксплуатацию в 1987 году.
В СУ-862 была большая партийная организация — более семидесяти членов КПСС. Главные и важные вопросы решались на партийных собраниях строительного управления. Многие годы парторгом управления был Георгий Григорьевич Мохов.
Автострада Москва — аэропорт «Домодедово» была введена в 1967 году, в том же году состоялся авиационный парад в Домодедове.
20 мая 2000 года аэропорт «Домодедово» отметил свое 35-летие.
В создание аэропорта «Домодедово» вложил свой огромный труд Всеволод Александрович Коломиец!
Всеволод Александрович Коломиец был на пенсии всего четыре месяца: он ушел с поста начальника СУ-862 в августе 1982 года, когда ему был 71 год, а 10 января 1983 года он скоропостижно скончался.
Пятьдесят лет — таков трудовой стаж В.А. Коломийца.
По воспоминаниям сына В.А. Коломийца Василия Всеволодовича, его мама Елена Степановна иногда укоряла отца, что он работает не жалея себя, особенно после случившегося инфаркта в 1964 году, но отец с улыбкой отмалчивался и родному делу не изменял, хотя временами судьба, казалось, ополчалась против него.
— Удивляюсь, как ты не устаешь, Сева? — как-то заботливо сказала Елена Степановна.
— Устаю. Кто тебе сказал, что не устаю? — ответил Всеволод Александрович. — Так накрутишься за день, натрясешься по колдобинам — аж спина гудит. А на сердце легко, если день с толком пройдет: что пообещал людям — сделал, что намечали сработать — сработали.
Последний год жизни Всеволода Александровича: воспоминания и воспоминания — душа рвалась на родину, на Украину, в родной и милый Гадяч на Полтавщине, на реку Псел.
Вспоминал стихотворение Алексея Константиновича Толстого:
Ты знаешь край, где все
обильем дышит, Где реки льются
чище серебра, Где ветерок степной
ковыль колышет, В вишневых рощах
тонут хутора…
Всеволод Александрович Коломиец — почетный гражданин города Домодедово. В честь Всеволода Александровича в городе Домодедово названа одна из улиц — улица Коломийца.
Жители города хранят память о В.А. Коломийце. В городе Домодедово очень многие помнят Всеволода Александровича Коломийца.
Его портрет висит в кабинете нынешнего директора СУ-862 А.Н. Головкина, который начал работать под руководством Всеволода Александровича в 1977 году
Директор строительного управления — СУ-862 — Александр Николаевич Головкин, вспоминая, рассказывает:
«После окончания Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) я был направлен на работу в СУ-862 Центрдорстроя. Не прошло и двух недель после защиты дипломного проекта, как я приехал на станцию Космос и пришел в кабинет начальника СУ-862 В.А. Коломийца. Запомнился день — это было 13 июля 1977 года. Всеволод Александрович произвел на меня сильное впечатление, принял меня хорошо. На первый взгляд он показался мне строгим. Но на другой день я был удивлен: он выделил для меня с молодой женой комнату в бараке в Чурилкове. А первой мебелью в комнате стал стол, найденный где-то на улице. Так началась моя трудовая деятельность — жизнь на строительстве автодорог.
Под руководством В.А. Коломийца мне посчастливилось работать более пяти лет. Какие это были удивительные годы! Я весь ушел в работу, да так, что, когда родился сын, не смог забрать из роддома супругу с сыном. Забирали родственники.
У В.А. Коломийца была удивительная преданность делу строительства дорог, он был неутомим на творческие идеи. Он любил людей и для своих сотрудников строил много жилья. Но, главное, пожалуй, состояло в том, что Всеволод Александрович заложил в СУ-862 школу преемственности поколений. 60% инженерно-технических работников в СУ-862 были выпускники МАДИ и многие продолжали учиться, повышать свой творческий багаж. Ведь не случайно СУ-862 было привлечено к строительству Московской кольцевой автодороги — наш трудовой коллектив построил около 25% МКАД. Да, у нас создана школа Коломийца, и это вызывает у нас чувство гордости и радости. Мы испытываем радость творческого труда».
Достойный продолжатель дела В.А. Коломийца Александр Николаевич Головкин — опытный руководитель строительного управления, он без отрыва от производства окончил аспирантуру, защитил диссертацию и ему присвоена в 1987 году ученая степень кандидата технических наук, он внедряет свои разработки в производство…
Кунцевское кладбище, где похоронен Всеволод Александрович Коломиец, посещают в памятные дни его воспитанники и коллеги, отдавая дань памяти прекрасному человеку.
© краевед Николай Чулков. Из цикла «История края в лицах».