Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою
Целуясь с матерью землею
Колосью бесконечных нив…
Н.А.Некрасов
С чего началось село Щеглятьево? С починка, с сельца? С одного двора, одного дома или с одного жителя? В писцовых книгах 1627-1628 гг. село Щеглятьево записано так: «деревня на речке Бытенке, находящаяся в Московском уезде, Замыцкой волости, в вотчине Перваго Григорьева сына Глазова, в деревне два двора крестьянских, людей в них тоже».
Итак, в начале XVII века будущее село называлось деревней, в которой было всего два дома и в каждом по одному жителю. Через 18 лет число жителей увеличилось вдвое, о чем нам рассказывают писцовые книги 1646 г.: в деревне Щеглятьево «2 двора крестьянских, в них 4 человека и двор пуст» (Писцовая книга 9809). Вотчинником деревни в 1627 г. был Григорий Глазов. А кто же был первым вотчинником? Щеглятьев? Мы не знаем и никогда уже не узнаем основателя деревни Щеглятьево. Много еще белых пятен в истории Руси.
В конце XVII века село Щеглятьево находилось в Перемышльской десятине Патриаршей (Московской) области. Десятина получила свое название по селу Перемышльское, существовавшему с XIV века около одноименного погоста — городища Перемышль у реки Мочи. В 1675 г. Перемышльская десятина была выделена из Боровской десятины. Позже село Щеглятьево находилось в Хотунской десятине (получившей свое название по селу Хотунь). Село Хатунь (в современном написании) по переписной книге за 1646 г. находилось на реке Лопасне в Московском уезде «на старом Городище, церковь Воскресения Христова» в дворцовой Хатунской волости. Хотунская десятина до 1765 г. занимала южную часть Московского уезда, а села причисленные к Перемышльской десятине в XVII столетии занимали юго-западную часть Московского уезда, а со времен генерального межевания в 1765 г. находились в Подольском, Серпуховском и Верейском уездах.
Село Щеглятьево, как и село Хатунь в 1889 г. находилось Серпуховском уезде Московской губернии.
Первая церковь в селе Щеглятьево построена деревянной в 1694 г. и посвящена Святителю Иоанну Златоустому. Святитель о Златоуст (347-407 гг.) архиепископ Константинопольский (по трудам Ф.В.Фаррара «Жизнь и труды святых отцев и учителей церкви», том II, Петроград, 1903 г. — Патриарх Константинопольский в 398 — 404 годах).
Жизнь Иоанна Златоуста распадается на резко очерченные периоды, а именно: его юность (347-369), его крещение в 370 г., его жизнь отшельником (370-380), его шестилетнее диаконство (381-386), его двенадцатилетнее священство (386-398) в Антиохии, его шестилетнее епископство (398-404) в Константинополе и его трехлетнее изгнанчество (405-407). В июле 407 г. Иоанн Златоуст во время гонения был веден двумя преторскими солдатами в Пифиунт на восточный берег Евксинского (Черного) моря, был доведен до Кома-ны в Понте и скончался при склепе мученика Василиска на южном Кавказе. Последними словами его были: «Слава Богу за все. Аминь.» Иоанн Златоуст автор многих трудов и поучений, в том числе творец «Литургии Св. Иоанна Златоуста».
В книге Казенного приказа 1694 г. записано: «декабря в 10 день, по указу Патриарха, а по челобитью стольника Алексея Юрьева сына Лутохина и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено ему, Алексею Лутохину, в Московском уезде, в Замыцкой волости, в отчине его, в сельце Щеглятьеве построить вновь церковь Иоанна Златоустаго, а тоя церкви на попа с причетники положить дани, с просвирницына, с вотчинникова, с 20 дворов крестьянских, с 5 деловых людей, да по памяти, какова прислана из Поместного приказа, за приписью дьяка Ивана Козлова, с пашни с 10 чети в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 10 копен, по указной статье, 16 алтын, заезда гривна и по тому окладу данные деньги велено имать с 204 (1696 г.) (Патриарший приказ, книга 153). Церковь Иоанна Златоустового в приходных окладных книгах Казенного приказа за 1693-1739 года писалась под Хотунскою десятиною (Патриарший приказ, книга 158).
В записной книге исходящих бумаг Казенного приказа за 1721 г. значится: «мая в 13 день запечатан указ о строении церкви, по челобитью Никона Иванова сына Волкова, велено ему в Московском уезде, в Хотунской десятине, в селе Златоустовском, вместо ветхой церкви, построить новую церковь во имя Иоанна Златоустаго, пошлин гривна, принял Роман Дементьев» (Патриарший приказ, книга 255).
В 1722 г. в селе Щеглятьеве церковь деревянная, при ней были: священник Иван Лукьянов (1704-1722 гг.), дьячки Никита Владимире (1704-1719 гг.) и Алексей Иванов (1722 г)» (Переписная книга 9816).
Проследим по первоисточникам за владельцами села Щеглятьево в течение XVII-XVIII веков. В 1660 г. «деревня Щеглятьево отписана на Великого государя», а в 1661 г. «отписана во владение Андрею и Иову Глазовым (несомненно, родственникам первого вотчинника, упоминаемого в 1627 г., Григория Глазова), от них продана а 1666 г. Василию Федоровичу Пестрикову, а у него куплена в 1670 г дьяком Василием Протопоповым. При указанном владельце Щеглятьево было сельцом, в котором находилось в 1678 г. Двор вотчинников и 5 дворов крестьянских». Дьяк Протопопов продал свое имение в 1692 г. Алексею Юрьеву Лутохину, при котором в селе Щеглятьеве была построена деревянная церковь, от чего село стало называться «Златоустовским, Щеглятьево тож».
После кончины Алексея Лутохина его жена вдова Аграфена Юрьева «продала село Златоустовское в 1709 г. Юрию Степановичу Нелединскому-Мелецкому, в селе находились дворы вотчинников, скотный с деловыми людьми и 12 дворов крестьянских». В 1742 г. селом Щеглятьево владела «Александра Никоновна Нелединская-Мелецкая, бывшая замужем за Алексеем Никифоровичем Дубенским, а с 1774 г. селом владел их сын Сергей». При Сергее Алексеевиче Дубенском — по его прошению и по выданной ему грамоте в 1781 г. была построена в селе Щеглятьеве каменная церковь в 1783 г. (И.А.Благовещенский, Краткие сведения о всех церквях Московской епархии, 1874 г.)
Златоустовский придел церкви был освящен 12 ноября 1785 года священником Алексием Стахиевым.
Новопостроенная каменная церковь была освящена во имя Владимирской иконы Божией Матери 13 ноября 1796 года протоиереем Петром Алексеевым. Позже к трапезной новопостроенной церкви была пристроена колокольня. Второй же придел во имя Рождества Христова был освящен только 23 декабря 1823 года.
Село Щеглятьево в 1789 году было продано женою Якова Яковлевича Познякова Анною Алексеевною, урожденной Дубенскою (сестрой С.А. Дубенского) жене графа Владимира Григорьевича Орлова Елизавете Ивановне (Вотчинная коллегия по г. Москве, переписные книги 9811 и 9816).
Граф В.Г.Орлов один из знаменитых братьев Орловых в царствование Екатерины II, был Президентом Академии наук.
Графу В.Г.Орлову принадлежало в конце XVIII века древнее село Семеновское (недалеко от станции Михнево), расположенное на левом берегу реки Лопасни, южнее Щеглятьево. В.Г.Орлов по выходе в отставку создал в Семеновском усадьбу, названную «Отрадой». А селом Хатунь владел в конце XVIII века граф А.Г.Орлов. В семи верстах от села Семеновское, выше по течению реки Лопасни была расположена усадьба «Нерастанное», принадлежавшая младшему из братьев Орловых Федору Григорьевичу, который скончался в 1796 г.
Недалеко от Никольской церкви села Семеновского существовал в XIX столетии мавзолей — фамильная усыпальница братьев Орловых.
В 1831 году прах братьев Орловых по желанию дочери Алексея Григорьевича Орлова Анны Алексеевны был перенесен в Новгородский Юрьевский монастырь. Только спустя 65 лет по ходатайству графа А.В.Орлова-Давыдова прах знаменитых братьев был перезахоронен в усадьбе «Отрада».
Во времена помещика С.А.Дубенского в селе Щеглятьево был господский дом с фруктовым садом и мельницей.
В 1780 году в селе Щеглятьево насчитывалось 61 крестьянский двор с 378 жителями.
Е.И.Орлова помимо села Щеглятьево приобрела сельцо Ведищево и сельцо Максимиха. Весь этот куст селений получил название «Щеглятьевская вотчина», которую она завещала своему мужу В.Г.Орлову. А по кончине В.Г.Орлова в 1831 году все его вотчины перешли во владение дочери графине Екатерине Владимировне по мужу Новосильцевой.
В 1845 году в селе построено «здание правления вотчиной». Штат правления состоял из бургомистра, сборщика оброка, сотского, кучеров и сторожа. В селе находился господский дом, стояли скотный двор, где содержались сорок коров, овчарня с десятками овец, а также птичник.
В вотчине строго следили за духовной жизнью крестьян. В случае несоблюдения христианских обычаев крестьян штрафовали, а в течение святой четырехдесятницы были обязаны все быть на исповеди.
Для дальнейшего обустройства церкви графиня наняла архитектора Мартемьянова. В 1847 году были доставлены строительные материалы: камень, металл. На окнах были установлены железные решетки, а сама церковь была обнесена железной оградой. В церкви установили трехъярусный иконостас.
По указанию графини в селе в 1846 году была открыта школа, в которой обучение вёл учитель Иван Королев. Он обучал учеников чтению, правописанию, закону Божию и священной истории.
После кончины графини Щеглятьевской вотчиной стал владеть её племянник — действительный статский советник Владимир Петрович Орлов-Давыдов.
Открытая графиней Е.В.Новосильцевой школа в селе была переведена в конце шестидесятых годов в село Сокольниково которое купил В.П. Орлов-Давыдов.
После смерти В.П.Орлова-Давыдова в 1882 году Щеглятьевская вотчина перешла во владение Сергею Владимировичи Орлову-Давыдову. Сестра его Мария Владимировна основала в селе Щеглятьево церковно-приходскую школу, открытую в 1885 году.
Владимирская церковь в селе Щеглятьево по описанию в 1887 году имела вид: наружные стены с пилястрами и выемками для фальшивых окон, карниз из белого камня и кирпича, кровля на сводах-дуговая, а на приделах — трехскатная, железная; одна глава вызолочена, крест шестиконечный металлический — позолочен; в церкви семь дверей: по две в западном, южном и северном приделах, а также дверь в арке; внутри церковь — круглая, алтарь от храма отделен каменной стеной стремя пролетами, оба придела — теплые.
В 1894 году к юго-западу от церкви была построена одноэтажная кирпичная сторожка. К югу от села в трех десятках метров находился овальный пруд. К северо-востоку от церкви находилось старое, заброшенное кладбище.
Архитектура церкви выполнена в форме раннего классицизма, колокольня — двухъярусная.
Во Владимирской церкви сохранялся Синодик с 1755 года.
Село Щеглятьево в конце девятнадцатого века входило в границу мелиховского медицинского участка, обслуживаемого земским врачом А.П.Чеховым. В границы этого участка входили села и деревни, расположенные по Старо-Каширскому тракту. А.П.Чехов прожил в Мелихове с 1892 г. по 1899 г. Жизнь крестьян села Щеглятьево, безусловно, нашла отражение в творчестве Антона Павловича. В Мелихове А.П. Чеховым написаны: пьеса «Чайка», рассказы, и повести: «Палата № 6», «Мужики», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и другие. Жизнь крестьян деревни Угрюмово изображена А.П.Чеховым в повести «В овраге». В Щеглятьеве церковь закрыли в 1932 году, когда у священника был конфискован дом и он вынужден жить в сторожке, а через некоторое время он уехал.
В здании церкви устроили общежитие. Разрушение церкви началось со снятия колоколов, решеток в окнах.
Церковь села Щеглятьево была возвращена православной общине в январе 1998 года. К этому времени сохранялись лишь стены церкви с куполом и с крестом. Предстоят большие восстановительные работы. Настоятелем в церкви назначен священник Валерий Балакирев.
В 1995 году в селе Щеглятьеве имелось 7 домов с 18 жителями.
© краевед Николай Чулков, 2002 г.
Фото: Христорождественский храм в с. Щеглятьево (Владимирской иконы Б. М.) и сторожка при храме.