Село Лямцино

Древнее село Лямцыно — село монастырское. В течение более двух столетий село являлось вотчиной Чудова мужского монастыря. Основанный московским митрополитом Алексием в 1365 г. в Московском Кремле Чудов монастырь был перестроен в 1501 г. и освящен в 1504 г. В 1679 г. царь Федор Алексеевич снова перестроил монастырь. А в 1814 г. после французского нашествия 1812 г. Чудов монастырь был обновлен.

В Чудовом монастыре были крещены царь Алексей Михайлович, царь Петр Первый и царь Александр Второй, три знаменитых царя, историческая деятельность которых принесла свои плоды для блага России.

Село Лямцыно в начале XVII века находилось в Тухачевской волости, Московского уезда, затем в Бронницком и Подольском уездах, с 1929 г. по 1969 г. в Подольском районе, а с 1969 г. в Домодедовском районе.

В селе Лямцыно в послереволюционные годы существовал Лямцынский сельский Совет, Лямцынское Сельпо (некоторое время оно находилось в деревне Заборье) и ветеринарная лечебница на большой куст сел и деревень.

Никольский храм в Лямцино, наше время

Село Лямцыно расположено на древней Бронницко-Подольской дороге среди широких полей, вблизи села Кутузово. Село Лямцыно, в котором я впервые побывал летом 1946 г., мне запомнилось по своему особому провинциальному лицу: пыльные дорожки с травкой-дерябкой по обочинам, дворы с лаем собак и мычаньем телят. Село старинное. Родственников ни ближних, ни дальних в селе не было.

В писцовых книгах 1627-1628 гг. сказано: «Церковь Николая Чудотворца в селе Лямцове древяна клетцки, ветха, стоит без пения, у церкви место попово, место дьяково, место Пономареве, место просвирницыно» (Писц. кн. ‘9808).

В 17-18 столетиях село Лямцыно называлось также Лямцово. По переписным книгам 1646 г. значится: «Церковь Николая Чудотворца деревянная клетцки, у церкви во дворе поп Андрей Григорьев» (Переп. кн. 9809).

В приходных окладных книгах «жилых данных церквей» за 1655 г. записано: «во 1655 году, по книгам Пехрянской десятины старосты поповского — села Домодедова Никольского попа Федора, прибыла вновь церковь Николая Чудотворца в вотчине Чудова монастыря, в селе Лямцыне, дани 14 алтын 3 деньги, заезда гривна. И августа в 31 день те деньги взято, платил староста поповский поп Федор» (Патр. пр. кн. 37). За последующие 1656-1739 гг. в тех же книгах Никольская церковь писалась под Пехрянскою десятиною.

В XIX веке село Лямцыно относилось к Бронницкому уезду. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано: «июля в 28 день, по досмотру князя Ивана Шелешпальского, церковь Николая Чудотворца в селе Лямцыне деревянная ветха, а по сказке тоя церкви попа Василия Федорова сына его дьячка Ивашки, к той церкви пашни дано прежним попам, которые у той церкви были и отцу ево Василью, из монастырских дач, после писцовых книг, 2 десятины в поле, а в дву потому ж, сена на 50 копен. Церковь старая, церковное строение монастырское» (Патр. пр. дозорн. кн. 141).

Никольская церковь в селе Лямцыне в 1702 г. описана так: «В селе Лямцыне — вотчине Чудова монастыря церковь Николая Чудотворца деревянная с трапезою, об одной главе, на ней крест железный, вокруг церкви паперти, крыта церковь и трапеза тесом, в олтаре на престоле одежда с переди выбойка крашенинная, с верху и с трех сторон крашенина лазоревая, напереди крест тафтяной, красной, на престоле антиминс печатной по атласу Положения Господня во гроб, литон того же полотна, Евангелие оболочено бархатом зеленым, напереди Распятие, застежки медные, Крест благословя-щий деревянный обложен серебром, Распятие серебряное чеканное, другой крест деревянный обложен медью. За престолом образ Пресвятой Богородицы Смоленския, венец и цата серебряные, басемные, позолочены, у того образа в прибавке денег позолоченных 2 копейки, да 5 алтын белых, на задней цке того же образа образ Николая Чудотворца, да Сергия Чудотворца, венцы и цата серебряные резные. На жертвеннике одежда крашенинная, сосуды: потир, дискос и три блюдца и лжица оловянные, звезда медная, ко-пие железное. В церкви царские двери, на них писаны святые по чину, на красках. По правую сторону царских дверей местные иконы: образ Николая Чудотворца в киоте деревянном, на нем венец и цата серебряные басемные, позолочено, на оплечках образ Спасов, да Богородицын, на них венцы и цаты серебряные ж, позолочено, перед образом подсвешник вощаной, на каменной подношке, образ Алексея Митрополита в киоте писанном, деревянном, по левую сторону царских дверей местные иконы: образ Пресвятой Богородицы Смоленския, на ней венец и цата серебряные резные, перед тем образом подсвешник вощаной, на каменной подношке, писан красками, на двери северной образ Илии Пророка. На налое три образа: Воскресения Христова, Николая Чудотворца и Жен Мироносиц, на них оклады и венцы и по полям оклады серебряные. У правого клироса херуговь, на ней писаны образ Спаса Нерукотворенного, с другой стороны — Николая Чудотворца, на них по полям оклады серебряные басемные, венец и цата серебряные гладкие, позолочено. Над трапезою колокольня, верх шатровый, на ней 4 колокола» (Колл. экономия, опись монастырей и вотчин за 1765 г. и переписи, кн. 1702г.)

Новая деревянная церковь в селе Лямцыне построена в 1715 г. В книге исходящих бумаг казенного приказа в 1715 г. записано: «декабря в 3 день, запечатан указ о священии церкви, по челобитью Чудова монастыря архимандрита Геннадия да келаря иеромонаха Аврамия с братиею велено в Московском уезде, в Чудовской вотчине, в селе Лямцыне, новопостроенную церковь во имя Николая Чудотворца освятить Успенского собору протопопу Федору с братиею и антиминс выдать, за одно полотно деньги взяты» (Патр. прик. кн. 438). В 1722 г. записано: «церковь Николая Чудотворца деревянная. При ней был священник Иван Васильев 1693-1711 годы». В книге за 1695 г. записано: «с попа Ивана Васильева за утаенные свадьбы, что он венчал в 1693 г. своего прихода, без венечных памятей, с дву свадеб: с троебрачнника, да с отрока, вдвое 28 алтын, а пенных денег править не велено для того, что он поп за тое вину в смиренье в хлебне по два времени был» (Патр. пр. кн. 153), «В 1712 г. на место попа Ивана Васильева, сосланного за воровство в ссылку, определен из дворцового села Петровского поп Иван Сазонтов, в 1715-1722 гг. поп Евсевий Федоров, переведенный из села Воробьева, от церкви Живоносного Источника, что при дворце; дьячки: Никифор Кириллов 1704 г., Иван Самойлов — 1722 г. и пономарь Леонтий Иванов — 1722 г.» (Патр. прик. кн. 220, переписи, кн. 9816). По писцовым книгам 1627-1628 гг. «Село Лямцыно, на пруде» Московского уезда, Тухачевской волости -«вотчина Чудова монастыря, что было преж сего вотчина Ивана Михайловича сына Антонова».

В 1627-1628 гг. в селе Лямцыне числилось крестьянских и бобыльских 5 дворов, да место, где был двор монастырский, в 1646 г. 8 дворов крестьянских, в 1678 г. — 22 двора крестьянских и бобыльских, в них 89 человек, 6 человек на монастырском дворе, в 1702 г. — 39 дворов крестьянских, в них 134 человека: «тягля под ними 30 осмаков», а в тех осмаках 2 выти, 7 осмаков, крестьяне в том селе пашню пашут на монастырь по 30 десятин в поле, а в дву потому ж, сено косят и всякие изделья на монастырь делают, да они же крестьяне на монастырь делают из столового припасу: пуд 17 фунтов с четвертью масла коровья, да 575 яиц и 7 рублев алтын денег. Прикащичья доходу 2 рубля 10 алтын, 2 четверти ржи, овса тож» (Писцов, кн. 9808, 9809, 9811).

В 1812г. через села Лямцыно, Кутузове, Буняково совершили обходной маневр русские войска из Бронниц на Подольск под командованием М.И.Кутузова. Многие годы, начиная с шестидесятых годов, село Лямцыно входило в колхоз «Заветы Ильича» ныне агрофирма «Русь».

© краевед Николай Чулков, 1996 г.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии