Новомученики протоиерей Петр Розанов и диакон Павел Любимов +1930,1931

Протоиерей Петр Розанов с семьей

Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 года в селе Спасское-Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 году он окончил курс Московской духовной семинарии и 4 января 1888 года был определен во священники Космодамианского храма села Меткино Подольского уезда.

Незадолго до этого он женился на Анастасии Васильевне (1878 г.р.). У них в семье родилось девять детей: Сергей (1889 г.р.), Александр (1892 г.р.), Борис (1894 г.р.), Алексей, Василий, Иван (1901 г.р.), Мария, Анна (1908 г.р.), Евгения (1917 г.р.). Старшие сыновья Сергей, Александр и Борис в разное время окончили Перервинское духовное училище и Московскую духовную семинарию.

С 1902 по 1918 год отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети батюшку уважали, на его уроках были тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковно-приходской школе и своих детей. Отец Петр собрал замечательную библиотеку. С 1903 отец Петр был духовником священно-церковнослужителей 6-го благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 года.

В 1905 году за ревностное исполнение пастырских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1909 году – скуфьею, в 1914 году – камилавкой, а в 1919 году — наперсным крестом.

Хорошо характеризует служение отца Петра рапорт благочинного 5-го округа Подольского уезда протоиерея Николая Воскресенского Высокопреосвященнейшему Владимиру (Богоявленскому) митрополиту Московскому и Коломенскому от 20 сентября 1908 года. В нем говорится: «…считаю заслуживающим награды священника Козмодамиановской села Меткино церкви Петра Розанова. Он, Розанов, в бедном приходе, состоящем из 213 душ мужского пола, состоит священником уже 20 лет. По бедности прихода, до поступления священника Розанова в село Меткино, храм Божий находился в бедном, а не благолепном состоянии. С поступлением же Розанова, при его личном старании, храм стал приходить в более благолепный вид, именно: внутренние стены храма, вместо клеевой краски, окрашены масляною и украшены живописью. При его старании большой разбитый колокол в 120 пудов перелит в 150 пудов. Вокруг храма не имелось никакой ограды, при священнике же Розанове храм обнесен каменною, прочною оградою. Приход по своей бедности и нерадению не имел никакой школы для обучения детей, священник же открыл в селе сем церковно-приходскую школу, сначала в крестьянской избе, а потом изыскал средства на устройство прекрасного помещения для школы, в которой состоит заведующим и законоучителем. С 1903 он, Розанов, состоит в благочинии духовником священнослужителей».

Позднее отец Петр был возведен в сан протоиерея. Хотя он 6 июля 1923 года уволился за штат, но продолжал служить вплоть до закрытия храма в 1930 году (всего более 40 лет).

По воспоминаниям, отец Петр Розанов был человеком духовным, строго вел службу. Все шли к нему за советом, помощью и утешением.

Диакон Павел Любимов

Его друг и помощник диакон Любимов Павел Гаврилович тоже происходил из духовного звания. Он родился в 1870 году в селе Меткино. В 1886 году Павел Гаврилович окончил курс в Николо-Перервинском духовном училище. 23 ноября 1890 года он был определен в псаломщики храма Космы и Дамиана родного села, а через 26 лет, 5 июня 1916 года, посвящен в сан диакона. С 1918 года отец диакон состоял членом Благочиннического Совета 6-го округа Подольского уезда. Всего отец Павел прослужил в Меткино 40 лет.

Отец Павел был женат на Анне Васильевне (до замужества – тоже Любимовой). У них были дети: Александра (1894 г.р.), Василий (1897 г.р.), Сергей (1902 г.р.), Петр (1904 г.р.), Наталья (1906 г.р.) и Константин, который умер в 14 лет [2, л. 139 об.; 12, л. 1]. Известно, что сын Сергей с 1914 года учился в Виленском духовном училище.

По воспоминаниям, отец Павел был высокого роста, крепкого телосложения, составляя резкий контраст с отцом Петром, который наоборот был худощавый, небольшого роста, слабый физически. Отец диакон имел поставленный, сильный, красивый голос, часто напевал из службы. Он был трудолюбивым хозяином, все делал своими руками. Хотя сам жил небогато, всегда помнил о тех, кто живет беднее. На Пасху и другие большие праздники Любимовы пекли большое количество хлеба и пирогов для угощения прихожан.

Отец Павел с любовью и большим уважением относился к священнику отцу Петру Розанову. Отцы Петр и Павел жили рядом, в соседних домах. Дружили не только они, но и их семьи. Все невзгоды, обрушившиеся на них после революции, они переносили вместе. В 20-е годы они оба овдовели.

Местные власти были озлоблены против священника и более снисходительно относились к отцу Павлу, и он добровольно принимал нападки против отца Петра на себя, стараясь облегчить положение друга. Родным он говорил: «мы друзья и должны пройти один путь».

В начале апреля 1929 года в селе Меткино произошел бунт. Когда умер коммунист-безбожник Горшков, местные власти решили похоронить его в церковной ограде. Выкопали могилу у самого алтаря, прямо под иконой Пресвятой Богородицы, находившейся на наружной стене алтаря. Собравшийся народ возмущался: «Зачем коммуниста хоронить у церкви, да еще под самый алтарь. Даже православных людей так близко к алтарю не хоронили». Среди недовольных в основном были женщины. Приехала милиция с собаками. Несколько человек забрали в тюрьму. Позднее это дело послужило поводом для ареста отца Петра, отца Павла, церковного старосты Сазина Г.В. и учительницы Хоргиной, хотя они никакого отношения к этому не имели. Отец Петр, хотя и проходил мимо, но не стал вступать в спор, а отец Павел Любимов вообще в это время был дома.

7 октября 1929 года началось административное дело в отношении отца Петра. На допросе он показал: «Я виновным себя в подстрекательстве граждан Меткино на совершение хулиганства в день похорон не признаю».

15 января 1930 года власти провели собрание граждан села Меткино, которое постановило «церковь закрыть и использовать на культурные нужды. Колокола сдать государству на нужды индустриализации». Безбожное собрание также решило «вызвать на соревнование жителей соседних сел – Шебанцева и Данилова». Так храм был закрыт.

Вскоре, 2 февраля 1930 года, был арестован отец Петр Розанов. Все церковные книги при аресте были изъяты. 4 февраля арестовали и отца Павла Любимова. После ареста их держали под стражей в Каширской тюрьме. Собрав показания многих лжесвидетелей, следствие предъявило им обвинение в подрыве советской власти.

На допросе отец Петр сказал: «…Во время проповеди я имел беседу с прихожанами, чтобы они воспитывали детей в страхе Божием, да боятся и любят Бога, как своего Отца Небесного, а также в отношении самих родителей, чтобы они сами были примерными возле своих детей».

Следователь спрашивал:
— Что еще можете сказать по существу вашего вопроса?
— Добавляю, что вся моя вина в том, что я совершал и исполнял свои обязанности, как-то: богослужение, указания епархиального начальства…совершал требы, учил прихожан, как должно себя и своих детей воспитывать. Вину свою не признаю я ни в чем.

Отец Павел также не признал себя виновным в предъявленном обвинении.

3 марта 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила священника Петра Розанова, диакона Павла Любимова и церковного старосту Сазина Григория Владимировича к высылке в Северный край сроком на 3 года. Коллегия также постановила их семьи выслать в Северный край, имущество конфисковать.

Дети отца Павла много раз ездили в Москву в ОГПУ, хлопотали, чтобы отменили семьям высылку в Северный край, поскольку они имели малолетних детей.

23 июня 1930 года Коллегия ОГПУ пересмотрела дело и отменила высылку семей отца Павла и Сазина Григория Владимировича и конфискацию у них имущества. Хотя семью Любимова не сослали, но из дома, который был напротив храма, выгнали. Переселили их в самый бедный дом в селе, развалившийся, перекошенный и прогнивший.

Все имущество отца Петра забрали, семью из дома выгнали, жить им пришлось тоже в лачуге. А в доме священника расположилось правление колхоза. Затем семью пустили обратно в дом, но отдали им одну кухню.

Старосту Сазина Григория Владимировича оставили в Архангельске на три года на вольном поселении. После отбывания срока он вернулся в Меткино и умер в 1949 году.

Через год после ареста от отца Петра пришло письмо с Соловков . Он писал, что в лагере цинга, бани год не было. Это было последнее известие от него.

Священноисповедник протоиерей Петр Розанов умер в ссылке в конце 1930 года, а священноисповедник диакон Павел Любимов – в начале 1931 года. Они погребены в безвестных могилах.

Священноисповедники Петр и Павел, стяжав мученический венец, предстоят Престолу Всевышнего и молятся за нас. Память священноисповедников протоиерея Петра и диакона Павла совершается в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

Источники:
1. ГАРФ, ф.10035, оп.1, д. П-49463
2. РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 237, лл. 138-140 (Клировая ведомость за 1923 год).
3. РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 279, лл. 90-90 об. (Послужной список Розанова за 1923 год)
4. РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 238, л. 136 об. (Послужной список Любимова за 1923 год).
5. ЦИАМ, ф. 203, оп. 763, д. 66, лл. 13-17 (Рапорт благочинного о награждении Розанова с послужным списком).
6. ЦИАМ, ф. 234, оп. 3, д. 55, л. 35 об. (Список с метрическими данными МДС 1 курс сын Александр Розанов).
7. ЦИАМ, ф. 234, оп. 1, д. 2245, л. 23 (сын Борис МДС)
8. ЦИАМ, ф. 234, оп. 1, д. 2230, л. 73 (сын Сергей)
9. ЦГАМО, ф. 66, оп. 25, д. 146, л. 23
10. ЦГАМО, ф. 66, оп. 25, д. 128, л. 21
11. ЦМАМ, ф. 1215, оп. 1, д. 368, лл. 290-291 (Утверждение протокола собрания жителей Меткино РИКом).
12. Воспоминания Любимовой Евгении Григорьевны (снохи отца Павла Любимова).
13. Воспоминания Щегалевой Лилии Анатольевны (племянницы Сергея Павловича Любимова).
14. Воспоминания Карабанова Николая Николаевича (жителя села Меткино).
15. Воспоминания Петра Ивановича Розанова (внука отца Петра Розанова).
16. Воспоминания Кочкиной Людмилы Михайловны (внучки отца Павла Любимова).
17. Ответ ГИЦ МВД РФ на запрос.
18. История Русской Церкви. Т. 8. Ч. 1. С. 717

Из книги «Святыни земли Домодедовской». Домодедово, 2004 год.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии