Древний Воскресенский погост* находился южнее села Растуново. Впоследствии, при расширении села, погост слился с Растуново и стал его южной окраиной. С давних пор на погосте находилась однопрестольная деревянная церковь во имя Воскресения Христова. В приходе оной значились деревни Матчино, Луканово, Минаево. В XX веке Воскресенская церковь была утрачена.
На сегодняшний день о Воскресенском погосте напоминает лишь остатки бывшего церковного кладбища, на территории которого сохранилось несколько старых надгробий. Кладбище представляет печальное зрелище — мусор, захват территории, планомерное уничтожение. Ещё ужасней – голые кости на поверхности земли. В 2000-х годах, в ходе прокладки трубопровода вдоль проходящей рядом с погостом дороги, были разрушены крайние могилы. Траншея засыпалась землей вперемешку с костными останками, фрагментами гробов. Некоторые костные останки осталась разбросанными по территории погоста. Ни местные жители, ни власти, ни духовенство не озаботились столь нечеловеческим отношением к праху предков. Никому нет до этого дела.
Маленький, заросший деревьями клочок сохранившейся части кладбища – это всё, что осталось от древнего погоста. Этот клочок тоже уничтожат, если никто не помешает.
Сведения о погосте из книги В. и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и селах». Выпуск восьмой «Пехрянская десятина» 1892 года издания (стиль текста сохранён):
«Ц. Воскресения Христова на погосте Воскресенскомъ, близъ села Ростунова.
Погостъ Воскресения у речке Езовки съ церковью Воскресения Христова, въ начале XVII ст., находился Боровскаго уезда, въ Ростуновскомъ стану.
По приходнымъ окладнымъ книгамъ Патр. каз. приказа, Пех-рянской десятины, за 7136 (1628) г. писано: „церковь Воскресения Христова на погосте, у речки Езовки, ВЪ селе Ростунове дани 8 алт. 2 ден., заезда гривна, и февраля въ 28 день, на нынешний 136 г. те деньги взято» (Патр. пр. кн. 2, л. 192).
По писцовымъ книгамъ 7141 (1633) г. „у вышеписанной церкви написано: дворъ поповъ, въ приходе 29 дворовъ, пашни церковной земли, лесом поросло 4 четверти въ поле, а въ дву потому-жъ, сена 10 копенъ»; церковной дани платилось въ 1634 —1711 гг. „20 алт., 4 ден., заезда гривна» (Патр. пр. кн. 196, л. 76).
По дозорнымъ книгамъ Патр. каз. приказа 7188 (1680) г. июля въ 29 день значится: „при Воскресенской церкви попъ Иванъ Алексеевъ; церковной земли у него во владении по 5 десятинъ въ поле, а въ дву потому-жъ, сена копенъ на 40; а въ межахъ та церковная земля съ разными помещиками и вотчинниками; въ писцовыхъ книгахъ та церковь не написана; а по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальскаго та церковь древна стара, а по сказке тоя церкви попа та церковь Пехрянской десятины, Ростуновскаго стана, изстари церковное строение мирское; приходскихъ людей» (ibid., дозорн. кн. 141, л. 735).
По переписнымъ книгамъ 1703 г. „у Воскресенской церкви попъ Иванъ Никитинъ, дьячекъ Иванъ Максимов, пономарь Кириллъ Захаровъ; въ приходе 63 двора; пашни церковной земли 4 десятины въ поле, а въ дву потому-жъ, сена 30 копенъ» (Патр. прик. св. 459, № д. 1580;.»
* Погост — это наиболее древнее селение с церковью. На Руси погосты существовали с X века. Первоначально погост – это постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (др.-рус. погостити — побывать в гостях). После слияния с соседним селом или исчезновения жилых дворов на его территории, погостом стали называть кладбище, которое оставалось на территории погоста.
© Владимир Шлёнсков.
Фото внизу: 1. Одно из сохранившихся старых надгробий надгробий. 2. Костные останки усопших разбросаны по земле. 3-4. Наш приезд спугнул черных копателей.