«Мысль материальна», — из года в год твердишь ты всем и вся, пропагандируя эту истину. Да, иногда твоя жизнь бывает бедновата на некоторые виды материй, но с мыслью-то всё в порядке!
Магазин МУАРа. Ряды книг по архитектуре, альбомы, сувениры… Хей! Ты поворачиваешь голову и неминуемо получаешь чёрным по жёлтому выстрел в лицо: «Мысль материальна!». Вот же оно, вот! А вы мне не поверили! Разве альбом работ ВХУТЕМАСа способен соврать? И тебя уже двое.
Если оставить философскую лирику в покое, более всего, после фразы «мысль материальна», мой мозг исхлестала обложка альбома. Она оказалась сделана по принципу советских детских книг раскладушек-прорезушек, но от того ещё более конструктивистская и авангардная, чем сами работы в альбоме. До дрожи в коленях. Продираясь через её суть очень легко «поддать кипяточка» ранее, чем доберёшься до конечной станции: мысль — материя.
Собственно, почему именно ВХУТЕМАС? Во-первых, это такое же ярчайшее явление 1920-х годов, как школа БАУХАУЗ в Германии, творческое наследие которой с самого начала моего профессионального пути являлось не только путеводной звездой по миру «новой вещественности» в фотографии, но и каким-то непреодолимым эмпатическим наваждением. Оба ВУЗа совершили радикальный прорыв в профильном образовании, оказав тем самым колоссальное влияние на развитие мировых художественного и архитектурного процессов в целом. Во-вторых, преподавателями ВХУТЕМАСа были всё великие: В. Кандинский (с 1922 г. – адепт школы БАУХАУЗ), В. Фаворский, А. Шевченко, П. Флоренский, Ф. Шехтель, А. Родченко и др. В-третьих, в моей коллекции авторских офортов хранится работа Татьяны Шевченко, ученицы и дочери преподавателя ВХУТЕМАСа.
ВХУТЕМАС — высшие художественно-технические мастерские. Высшее учебное заведение, образованное в 1920 г. в Москве из Государственных свободных художественных мастерских, ранее образованных из Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В его составе работало 8 факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий. Необхватный рассадник советского авангарда.
© Владимир Шлёнсков
Фотографии автора