Из архива «ИСТОКа»: статья О. Кузнецова, 1988 г.
Куликовская битва была событием всемирно-исторического значения. Далеко разнеслась весть об этой замечательной победе. Еще два столетия будут терзаться золотоордынские ханы о потере власти над северными русскими княжествами.
В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей дерзким походом врывается в русские земли, вновь пылает Москва. С гонцом Девлет-Гирей шлет в Ярославль Ивану Грозному унизительное послание: „…Я пришел на тебя, город твой сжег, многих людей саблею побил, а других в полон взял, хотел венца твоего с головы, но ты не пришел и против нас не стал, а еще хвалишься, что-де я Московский государь! Захочешь с нами душевною мыслью в дружбе быть, так отдай наши юрты. Астрахань и Казань, а государства твоего дороги я видел и опознал…»
Отдать Казань и Астрахань? Нет, на это царь Иван пойти не мог. Нужно тянуть время переговорами, пока не улучшатся дела.
Ответное письмо с обещанием Астрахани мало удовлетворило Девлет-Гирея. Собирается новое войско, орда готовится к походу. Получив такое известие, Иван Грозный готовит свои полки к встрече и поручает князю Михайлу Воротынскому готовить Указ о сторожевой и станичной службе на степной окраине Московского государства, ему же царь поручает быть воеводой большого полка и ехать в Серпухов, чтобы принять командование над опричными и земскими полками.
26 июля 1572 года поздним вечером передовые всадники ногайского мурзы Теребердея подъехали к Сенькину броду через реку Оку. „Язык», захваченный у разбитой татарами русской заставы, дал ценные показания. Через час после допроса пленного из крепости под Серпуховым поскакали гонцы в Тарусу, Лопасню, Каширу и Калугу к воеводам сторожевого и полков левой и правой руки, а также к предводителю передового полка князю АндреюХованскому.
Однако крымский хан успел все-таки переправиться через Оку. Отданы приказы спешно следовать полкам к Воскресению — на- Молодях, „где колья бить и заплетать Плетень», то есть возводить полевые укрепления.
Молоди — небольшое сельцо — стоит на возвышенном берегу Рожайи, у впадения в нее реки Молодки. Здесь и была организована линия обороны. 30 июля 1572 года у Рожайи заговорили пушки Гуляй-города, и свершилось большое дело. Три дня продолжалась битва при Молодях между войсками крымского хана и Девлет-Гирея и русскими полками под командованием князей Михаила Ивановича Воротынского и Никиты Романовича Одоевского. Войско крымского хана было полностью разбито. Таким образом река Рожайя вошла в историю как оборонительный рубеж с юга на подступах к Москве.
По преданиям, именно в этот период нашествия татарские тумены частью своих сотен прорвались на правом крыле и захватили расположенные по берегам Рожайи деревни (нынешние, нашего района Тургенево, Одинцово, Судаково). Разбив и испепелив жилища, они в церкви села Архангельское (читай Одинцово) ради осквернения организовали конюшню, а уходя, частично ее разрушили и увезли награбленное. Позднее крестьяне решили воздвигнуть новый храм, и отстроенный на холме (с некоторым удалением от села) храм назвали „Одинец» — как одиноко стоящий. Может быть, в этой легенде не все достоверно, но так или иначе битва на Рожайе запечатлена в истории нашего района яркой страницей. В селе Молоди сохранился памятник архитектуры 1706 года — каменная церковь, построенная в усадьбе графа Ф. А. Головина. Трудно судить о замысле создателя уникального сооружения, но, вспоминая о происходящей здесь битве, невольно думаешь о запечатленном подвиге: как два воеводы, символизирующие князей Воротынского и Одоевского, стоят по обеим сторонам входа в храм две колокольни.
В боевой истории нашей земли есть и другие интересные страницы, повествующий о гордости нашей и вечной борьбе за свободу не только от иностранных посягательств, но и внутреннего порядка. В некоторых источниках можно встретить удивительную характеристику нашей местности. Были времена, когда в высших кругах нашу Домодедовскую волость иначе и не называли как „бунтарская». Особенно полно отражено в литературе „смутное время (1606-1607 гг.), когда предводительствуемые князьями Ф. И. Мстиславским и Д.И. Шуйским правительственное войска сошлись в Дoмoдeдовской волости по Коломенской дороге против войск И. Болотникова. Есть и другая запись, когда разбитые войска воеводы Мстиславского под Троицким, у Коломны, отступая под натиском восставших, бежали под защиту Москвы через земли Домодедовской волости, а во след за ними — армия Истомы Пашкова, преследовавшая их до села Коломенского, под самой Москвой, где восставшие стали лагерем.
Будет потом сражение под Нижними Котлами и отступление восставших к югу, лагерное сидение в деревне Заборье, полное поражение восставших в Калуге. Земля наша была к этим событиям тесно привязана и, пожалуй, не без энтузиазма крестьянской массы, которая очень патриотически поддерживала крестьянских вождей, о чем говорят скупые строки „Нового летописца», „Разрядных книг» и „Дневника В. Диаментовского».
С точки зрения военной истории очень интересна интернациональная страница заселения земли Домодедовской.
Уже в начале XIV века Русь и сама Москва вызывали большой интерес у людей из других земель и стран, которые направлялись сюда преимущественно для установления торговых и культурных связей. Многие из них оставались в Москве навсегда, потомки их получали дворянство, приобретали в Подмосковье землю, строили имения, возводили культовые сооружения. Можно установить связь с определенной этнической группой по наименованию населенных пунктов, топонимы которых указывают на национальное происхождение владельцев или на их фамилии. В нашем районе несколько таких населенных пунктов: Башкирово, Бехтеево, Ляхово, Минаево, Немцово, Татарское, Тургенево и два Юсупова. Эти населенные пункты имеют историю не в одну сотню лет, названия некоторых из них до нашего времени дошли несколько в измененном виде. Например, Юсупово на Злодейке на 1784 год по карте Никитского уезда значилось как Исупова, а Юсупово Константиновского сельсовета как Усупкова. Можно хорошо проследить историю деревни Тургенево. В 1627 году деревня называлась Борево и была вотчиной Ивана Юрьевича Тургенева. Здесь был и его двор. В 1662 году Тургенев умер, сельцо перешло к его жене Марфе, которая с той вотчиной в 1664 году вышла замуж за Автонома Ивановича Еропкина». С 1722 года сельцо перешло московскому Донскому монастырю, стало деревней, а потом было приписано к экономическому ведомству. Вот здесь и начались преобразования в названии; на 1784 год это „деревня Федоровская Севастьяново тож», к 1859 году деревне возвращается первичное название Борьево с добавлением Тургенево (Борьево-Тургенево), по некоторым справочникам (источникам) Барево-Тургенево. До Октябрьской революции — Тургенево-Борьево. Ныне деревня называется Тургенево. Так или иначе за деревней закреплено название по фамилии первых владельцев — Тургеневых, к роду которых, принадлежал великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Родоначальником этой фамилии был выехавший из Золотой орды к великому князю Московскому Василию Темному Мурза (знатный феодал, тюркское Мирза от Мирзаде – сын эмира, принц). Лев Тургенев «во святом крещении Иван».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Повесть о Куликовской битве. Из Лицевого летописного свода XVI века. Издательство „Аврора», Ленинград 1980 г.
2. Поле Куликово. Сказание о битве на Дому. Москва. „Советская Россия», 1980 г.
3. Сказание о Мамаевом побоище. Лицевая рукопись XVII века из собрания Государственного Исторического музея. Москва, „Советская Россия», 1980 г.
4. Меж Непрядвой и Доном. „Современник», Москва, 1980 г.
5. Геомар Куликов. У Дона великого на берегу. Историческая повесть. Москва, „Детская литература». 1980 г.
6. Поле Родины. 1380-1980. Сборник. Москва, „Молодая гвардия», 1980 г.
7. Б. Греков и А. Якубовский. Золотая орда. Государственное социально-экономическое издательство, ленинградское отделение, 1937 г.
8. А. Дегтярев, И. Дубов. От Калки до Угры. Научно-художественная книга. Ленинград, „Детская литература», 1980 г.
9. В. В. Каргалов. Конец ордынского ига. Издательство „Наука», Москва, 1980 г.
10. Константин Бадигин Корсары Ивана Грозного. Роман-хроника времен XVI века. Москва, «Детская литература», 1937 г.
11. И. И. Смирнов Восстание Болотникова 1606-1607 г. 2-е издание, 1951 г. Гос. издательство политической литературы. Академия наук СССР, ленинградское отделение института истории.
12. Восстание И. Болотникова. Документы и материалы. Издательство социально-экономической литературы. Москва, 1959 г.
© краевед О. С. Кузнецов, 1988 г.
ОБ АВТОРЕ
Олег Степанович Кузнецов родился 7 сентября 1923 года в селе Больше-Окинское Братского района Иркутской области.
В 1940 году был призван в военизированную Иркутскую областную школу связи. С 23 сентября 1941 года находился в действующих частях 122-й танковой бригады на Северо-Западном, Ленинградском, Волховском и 3-м Прибалтийском фронтах в должности командира танкового взвода. В одном из боев на Новгородской земле взвод был окружен противником. Спасая положение, Кузнецов принял на себя командование танковым взводом, прорвался из окружения, при этом приходилось сражаться и в рукопашную. За этот подвиг танкисты были награждены орденами и медалями, а О.С. Кузнецову было присвоено звание лейтенанта. В одном из танковых сражений Олег Степанович был ранен в голову, контужен, четыре месяца лежал на излечении в госпитале. Его мама получила с фронта похоронку на сына…
После окончания войны Кузнецов окончил Высшую офицерскую школу и проходил службу во 2-й Гвардейской Таманской дивизии до 30 мая 1946 года.
В августе 1946 года был назначен военруком домодедовской средней школы №3, где 15 лет преподавал военное дело. С 1961 года преподавал физкультуру. Олег Степанович был страстным коллекционером, историком и краеведом. В школе он создал музей, а затем все свои силы и талант посвятил созданию городского Историко-краеведческого музея. Со дня основания музея был главным хранителем его фондов.
О.С. Кузнецов удостоен звания «Отличник просвещения СССР».
За большой личный вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи, активную общественную деятельность в июне 1987 года Кузнецову О.С. присвоено звание «Почетный гражданин города Домодедово».
Олег Степанович умер 9 мая 1997 года.
Биография с сайта domod.ru