Словно вечность на земле!
П.А. Вяземский
Домодедовская земля — земля Московская — имеет большое историческое прошлое. Она является кладовой эпох и времен, народов и событий, судеб личностей и поселений.Взглянем на Домодедовскую землю тысячелетней давности.
Археологи выявили наиболее древние памятники культуры бронзового века, относящиеся ко второму тысячелетию до Рождества Христова. Это бескурганные могильники, расположенные на высоких берегах рек Московской земли, так называемой фатьяновской культуры. К эпохе железного века (примерно VII в. до Рождества Христова — VIII в. от Рождества Христова), длившейся около полторы тысячи лет, на Домодедовской земле, относятся древние городища (места стоянки людей) — археологические памятники дьяковской культуры (до VIII в.).
Одним из таких памятников является Борисоглебское городище (у деревни Заболотье). За полторы тысячи лет у народов, населявших Домодедовскую землю, наблюдались смена систем обороны, переход от охоты и рыболовства к земледелию и совершенствованию орудий труда и предметов быта. Население древних городищ принадлежало к балтийским (голядь) и угрофинским народностям.
На Московской земле с VIII в. устанавливается сравнительно теплый климатический период (VIII-XIII века), благоприятный для жизнедеятельности человека. Увеличивается население земли, продолжается переселение народов.
Первые поселения славян — вятичей на Домодедовской земле относятся к VIII-IX векам. Это время ассимиляции славянами- вятичами местного балто и финноязычного населения. Славяне-вятичи занимали земли от среднего течения реки Оки до реки Москвы (Замоскворечье). От славянской (древнерусской) эпохи на Домодедовской земле сохранилось большое количество архео¬логических памятников. К ним относятся поселения укрепленного типа — городища и поселения неукрепленные — селища, а также многочисленные курганы и курганные группы — древние кладбища славян-вятичей язычников.
«Московские гнездовья градов, — указывает Г.Я.Макеев, — представляют собой типичную форму расселения славян». Вятичи оставили после себя древние кладбища с захоронениями X-XI веков. Московские земли вятичей простирались от Старой Рузы до Бронниц. Именно на этом пространстве встречаются курганы Московских вятичей на Домодедовской земле с характерными погребальными обрядами и инвентарем: захоронения на горизонте — поверхности земли. Исследовавшая землю вятичей Т.Н. Никольская указала цепочку из 7 городищ — на юге по рекам Пахре и Москве. До XII века Московская земля называлась: «Московь-земля», а с начала XII века — «Москва».
Московская земля была заселена славянами — вятичами с юга от Оки двумя приливами. Первый прилив в VIII веке занимал верхний бассейн Оки, а бассейн Москвы-реки — с начала IX века. Ослаблен¬ные борьбой за землю вятичи во II половине IX — начале X веков, видимо, подверглись нашествию хазар и попали в зависимость к хазарскому каганату и платили ему дань.
О нашествии на Русь хазар вспоминается в «Песне о Вещем Олеге» А.С. Пушкина:
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
Второй прилив состоял из непокорившихся, сильнейших общин вятичей, которые отошли в зону среднего течения Москвы-реки и Пахры и не платившие дани хазарам (к таким относились и вятичи Домодедовской земли).На рубеже IX-X веков у вятичей на Москови появилось свое управление и свое войско. В 964-966 годах киевский князь Святослав разгромил в союзе с вятичами хазарский каганат. Вятичи оставались в продолжении полутора веков как самостоятельный народ. О чем великий князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.) с гордостью вспоминал перед своей кончиной, что он несколько раз проезжал «сквозь вятичи» в период с 1073 по 1117 г. Из Киева и Смоленска в Ростов можно было проезжать только «сквозь Московь». Наиболее густонаселенные были берега рек Рожайки и Пахры. Именно плотность населения сыграла основную роль в процессе создания границ отдельных княжеств в 40-е годы XII века. Вятичи на берегах Рожай и Пахры дольше других оставались свободными общинниками, неподвластными княжеским данщикам. Домодедовские вятичи были дружелюбным, но и воинственным народом. В XI и первой половине XII веков московские вятичи сохраняли все еще родовой строй, племенной быт и языческие обряды, приняв даже христианство, т.е. жили в первобытно-общинном строе.
Московская земля в XII веке была распределена между русскими княжествами: Владимиро-Суздальским, Смоленским, Черниговским и Рязанским. Только в середине XII века московские вятичи вошли в состав Великого Ростово-Суздальского княжества. С середины XII века на Московской земле стал быстро исчезать языческий обряд курганных захоронений, когда хоронили под земляными насыпями — курганами. 1147 год — год основания города Москвы можно считать и годом окончания захоронений в курганных кладбищах, хотя отдельные курганы появлялись и в XIII веке.
Наиболее древними на Домодедовской земле являются курганы, расположенные по берегам рек Пахры, Рожайки и Северки Это Тургеневские, Ивановские, Битяговские, Заборьевские, Никитские, Авдотьинские, Константиновские, Растуновские, Съяновские и другие курганы IX-XI веков.
«Мы знаем славян оседлыми и живущими в форме родового союза», — писал С.М. Соловьев. Оседлыми были и наши предки славяне — вятичи, жившие на Домодедовской земле. Об этом напоминают нам древние курганы захоронений славян — язычников в окрестностях многих сел Домодедовской земли. Князь Владимир Великий — Святой, который вошел в историю как Креститель Руси (годы княжения 980-1015), крестил Киевскую Русь в 988 г. Но крещена была тогда только часть Руси, оставалась еще долго некрещеной значительная часть населения.
Профессор Е.Е.Голубинский писал: «…Владимир крестил половину Руси, которая по своему населению была чисто русская, и оставил некрещенною другую половину, которая была по населению или инородческою, как области Ростовская и Муромская с значительною частью области Новгородской, или хотя славянскою но не чисто русскою, как земля Вятичей» (История русской церкви том 1, период первый, Киевский или домонгольский, М. 1901 г.).
Известно, что Владимир-Креститель, руководствуясь государственным благоразумием, не хотел крестить инородческую Русь силой и принуждением. Е.Е.Голубинский поясняет: «Вятичи с Ради мичами — не были инородцы в собственном смысле, но они были столько строптивы, что с ними надлежало обходиться еще более осторожно, чем с настоящими инородцами…».
И хотя «язычество» было объявлено верою запрещенною и преследуемою, тем не менее вятичи еще долго оставались в язычестве.
По кончине Святого Владимира в 1015 г. Вера Христова продолжала распространяться и утверждаться в пределах Русской земли — в областях Ростовской, Муромской и Вятской. В Ростовской и Муромской областях христианство начало утверждаться с середины XI века. В 1051 г. епископского сана удостоился в Ростове Святой Леонтий, а первым архимандритом в Русской Православной Церкви был преподобный Аврамий Ростовский. В «Слове о законе и благодати» (XI век) первый русский митрополит Иларион излагает духовно — нравственные правила Русского православия.
В области вятичей, изначально в Курске и его окрестностях, христианство стало утверждаться в первой четверти XI века. Но до конца этого века большая часть жителей оставалась еще в язычествве. Просветителем их в конце XI века был преподобный Кукша, инок Киево-Печерского монастыря. Он оставил Киев и отправился в страну вятичей, чтобы просветить их учением Христовым.
«Славянин-язычник жил внешнею, непосредственною жизнию природы и на все смотрел сквозь ее формы и свойства. Божествам своим он приписывал тот же вид, свойства и действия, какие природе и человеку, только, конечно, в больших размерах. Этим понятием о Богах определился характер и славянского Богослужения. Чувствен¬ная обрядность заменяла славянину-язычнику его нравственные обязанности. Без сомнения, он не в состоянии был по принятии христианства, тотчас отрешиться и от самого язычества и от прежнего понимания Веры и вдруг довести до сознания возвышенное Евангельское учение, проникнуть в глубину мудрости Христовой Веры, назначение которой — возрождать ум и волю, и всю природу человека» (профессор Н.Я. Аристов. Первые времена христианства в России, С-Петербург, 1888 г.).
Так что можно с полным основанием сказать, что наши предки — вятичи в IX-X веках были еще язычниками и лишь в конце XI века приняли христианство. Курганы вятичей на Домодедовской земле представляют значительный интерес с точки зрения археологии, как древнейшие памятники культуры.
Заселение и обживание южных районов Московской земли славянами — вятичами продолжалось в течение долгого времени. Древний летописец записал о славянах: «живяху в лесах». Так было и на Домодедовской земле — древние села строились в лесах. С.М.Соловьев писал, что «прежде всего надобно было для построения дома выжечь в лесу место — это огнище… Постоянное жилище славянина носило название соба, откуда произошло собина (собственность)».
Основателем Московского княжества был младший сын Александра Невского Даниил Александрович. А при Иване Данилове Калите (годы княжения 1328 — 1340) город Москва стала столи¬цей Великого Московского княжества. По благословению Митрополита Петра в Москве был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. С переносом митрополии Москва стала церковною сто¬лицей всея Руси, а Иван Данилович Калита стал «великим князем всея Руси».
Время стерло к началу XX века древние кладбища христиан на Домодедовской земле, оставив кладбища не более двухсотлетней давности. Но время сохранило кладбища-курганы 9-10-ти вековой давности славян-вятичей. Это великие памятники культуры Древней Руси.
О предках наших вятичей родились у меня когда-то такие строки:
По берегам реки Рожай В курганах вятичи лежат. Давно они в боях сражались, Давно они смиренно спят. Прошли века. Людские судьбы Мимо истории прошли. Порой жестоко время судит, Но все упрямее молчит. Что знаем мы о тех, в курганах, Почивших в дальние века? Молчат леса, поля, туманы. Одно и то ж твердит река… Где звон мечей? Где коней ржанье? Мерцают звезды и дрожат… По берегам реки Рожай В курганах вятичи лежат.
О вятичах Домодедовской земли нам многое могут поведать древние курганы — эти русские пирамиды, которые еще мало исследованы археологами.
В стихотворении «Век за веком» (1907 г.) В.Я. Брюсов о наших предках пропел:
А древние пращуры зорко
Следят за работой сынов,
Ветлой наклоняясь с пригорка,
Туманом вставая с лугов.
А наш известный поэт Н.И. Тряпкин в стихотворении «Обелиск» написал:
Как я люблю вас — позабытых,
Ушедших в землю, как вода, —
Творцов, ничем не знаменитых
И отгоревших навсегда!
Свершили путь свой безвозмездный,
Отдали все, что здесь могли.
И вот — молчанье Млечной бездны
Да запах спелой конопли…
Что, можно добавить к этим замечательным строкам поэта? Вспомнить своих далеких и близких предков, чередой просиявших на Русской земле. Да, существует, несомненно, нравственная связь поколений русских людей!
Христианство и грамотность становятся нерасторжимыми на Руси с XI века. Сын князя Владимира — великий князь Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) — христианин, человек ученый и высокой культуры. Он положил начало Киево-Печерской Лавре в 1051 г., издал «Русскую Правду», построил великолепные соборы Святой Софии в Киеве и в Новгороде и основал первое училище в Новгороде.
Одиннадцатый век — первый век второго тысячелетия — это век утверждения христианства на Руси, век просвещения. А двенад¬цатый и тринадцатый века — это века собирания Русской земли.
Явление Преподобного Сергия Радонежского (1314-1392 гг.) — основателя Троице-Сергиевой Лавры, первоигумена, положило начало национальному единству, согласию и надежде. Вдохновитель Куликовской победы над Ордой, молитвенник и собиратель земли Русской Святой Сергий Чудотворец остается, по словам протоиерея С. Булгакова, «духовным вождем русского народа». Преподобный Сергий Радонежский открыл множество школ на Московской земле.
Домодедовская земля вятичей лежит в треугольнике, вершинами которого являются монастыри: 1. Даниловский мужской монастырь, основанный в 1272 г. не задолго до кончины великого князя Даниила Александровича, перенесенный затем в Кремль в 1330 г. и вновь возобновленный при царе Иване Васильевиче Грозном; 2. Серпуховской Высотский мужской монастырь, основанный в 1374 г. серпуховским князем Владимиром Андреевичем в 3-х верстах от впадения реки Нары в Оку по благословению преподобного Сергия Радонежского (побывавшего на открытии монастыря), а первым настоятелем был ученик преподобного Сергия Афанасий; 3. Коло¬менский старо-голутвинский Богоявленский мужской монастырь, основанный великим князем Дмитрием Донским в 1385 г. по совету Неподобного Сергия Радонежского при впадении реки Москвы в КУ. а первым игуменом был ученик Преподобного Сергия
священноинок Григорий.
Четырнадцатый век — это век русского монашества и победы в Куликовской битве (1380 год).
Пятнадцатый и шестнадцатые века — это века русского подвижничества, русской святости; начало составления книг «Жития святых». А шестнадцатый век надо считать веком упрочения национальных основ России, собирания русской старины, древнерусских обычаев, преданий, навыков.
«Ни один век нашей древней истории, — утверждал С.М.Соловьев, — не может быть представлен веком коснения; в каждом замечается сильное движение и преуспеяние… а между тем дело внутреннего порядка идет вперед: христианство распространяется, общество постоянно выделяет из среды себе людей, которые словом и делом дают силу нравственным началам…; южная, днепровская Русь сходит с главной сцены: на ее место выступает Русь северная с новым характером, с новою деятельностью: начинается собирание земли, утверждение единовластия».
На Домодедовской земле в первой четверти пятнадцатого века существовало Перемышльское княжество с известным станом «Растовец».
Перемышльское княжество включало в себя город Перемышль, и села: Ознобишино, Троицкое, Сатино, Товарищево, Ворсино, Окулово, Кленово, Сальково, Воскресенское, Сертякино, Толбино, Сынково, Матвеевское, Романцево, Битяговское, Константиновское, Домодедово, Никитское, Заборье и другие.
Перемышльское княжество граничило со станами: Шахо Лукомский, Молоцкий, Ратуев и другими. Растовец включал в себя земли сел и деревень: Домодедово, Константиновское, Никитско Битяговское, Заборье, Сынково, Матвеевское, Романцево и другие.
Перемышль, как город был заложен на реке Моче Юрием Долгоруким в 1152 году и являлся форпостом Суздальского княжества. О точном расположении города Перемышль сообщили археоло¬ги С.В.Киселев и А.Ф.Дубынин в 1925 году, указав на обследованное ими городища на реке Моче 12-ю километрами юго-западнее города Подольска. А в 1954-1955 годах археологическими раскопками экспедицией Музея истории и реконструкции города Москвы подтверждено о расположении на том городище исчезнувшего города Перемышля Московского. Перемышль в двенадцатом веке являлся городом-крепостью, укрепленный бревенчатыми срубами, так называемыми: «заборолы» или «забрала». Крепость занимала площадь около 9-ти гектаров земли.
В духовном завещании великого князя Ивана Даниловича Калиты (1288-1340), датированной 1339 годом (историк Н.С. Борисов сообщает: около 1339 года) сказано: «А се дал есмь сыну своему Андрею: Лопастну, Северьску, Нарунижьское, Серпохов, Нивну, Темну, Голичичи, Щитов, Перемышль, Растовец, Тухачев. А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфановское, село Ясиновское, село Коломниньское, село Ногатинское…»
С весны 1353 года Перемышль входил в состав Серпуховского удельного княжества и по смерти князя Андрея Ивановича переходит к его сыну Владимиру Андреевичу, родившемуся в том же 1353 году.
Владимир Андреевич — князь Серпуховский и Боровский, герой Куликовской битвы, получивший за нее прозвище «храбрый».
В декабре 1370 года князь Владимир Андреевич, собрав свою рать, стоял в Перемышле, так как 6 декабря 1370 года литовцы во главе с Ольгердом подошли к Москве. В Перемышль прибыли тогда также рати Рязанская и Пронская. По прошествии восьми дней стояния под Кремлем Ольгерд заключил с московским князем перемирие до Петрова дня. Ольгерд хотел даже вечного мира, предлагая родственный союз — выдать свою дочь Елену за князя Владимира Андреевича. Зимой 1371 года в Москву прибыли от Ольгерда послы и состоялось обручение князя Владимира Андре¬евича с дочерью Ольгерда Еленой. Свадьба состоялась зимой следующего года.
С 1374 года с постройкой крепости в городе Серпухов Перемышль теряет свое значение. В 1380 году русские войска Пере¬мышля и его окрестностей принимают участие в Куликовской битве.
По кончине князя Владимира Андреевича Храброго в 1410 году город Перемышль в 1411 году переходит во владение сына князя 17-ти летнего Василия.
Город Перемышль недолго оставался столицей удельного княжества, он перешел во владение князя Василия Ярославича Боровского из рода Серпуховских — сына князя Ярослава Владимировича и Марии Федоровны Кошкиной. Будучи сторонником великого князя Василия Темного он в 1447 году помирил московских князей, но потом в 1456 году был схвачен и заточен в Угличе, переведен в Вологду, где в 1481 году и был казнен «за крамолу». Боровский же удел, в который входил Перемышль, в 1462 году был присоединен к Московскому княжеству, став Перемышльскою волостью.
По писцовым книгам 1627-1628 годов известно, что Перемышль, как город исчез, стал городищем. В 1635 году в писцовых книгах сказано, например, что Борисоглебский погост, находившийся у деревни Заболотье, был расположен в «Перемышльской десятине, Домодедовской волости, что в Ростовцах».
К началу XVII века Русская цивилизация Московского государства с падением Византии становится Великой Православной христианской державой, а Москва — третьим Римом. Русское Православие основывается на добротолюбии, благочестии, национальной памяти. Оплотом русского национального сознания продолжает оставаться в течение многих веков, вплоть до XX века крестьянство и купечество.
Семнадцатый век — век особый в истории России. Это век Московского Патриархата. Это век первой гражданской войны — «смуты». Это век воцарения династии Романовых (царь Михаил Федорович Романов, восшедший на престол в 1613 г. был сыном Федора Никитича Романова, постриженного при Годунове в монашество, ставшим затем митрополитом Ростовским Филаретом и в 1619 г. Патриархом Московским и внуком Никиты Романовича Юрьева — Захарьина, родного брата царицы Анастасии Романовны, первой супруги царя Ивана Грозного). Это век широкого строи¬тельства каменных церквей. Это, наконец, век письменной памяти. «От времен царя Михаила, — писал В.О. Ключевский, — сохранилось немало поуездных списков служилых людей, десятин и поземельных описей, писцовых книг…»
В.О. Ключевский относит семнадцатый век к четвертому периоду русской истории, к началу новой истории. «В одном существе верховной власти, — пишет Ключевский, — два непримиримых свойства царя и вотчинника. Мысль о народе еще не слилась в тогдашнем понимании с идеей государства. Начало семнадцатого века — это страшная картина опустелых и сожженных сел и деревень с заброшенными избами». Поводом к «Смуте» В.О. Ключевский считает пресечение династии Калиты и неравномерное распределение государственных повинностей, порождающих социальную рознь.
А знаменитый историк С.М. Соловьев о семнадцатом веке сказал так: «У народов существует поверье, что никакое здание непрочно без жертвы: возрожденное русское общество после бурь смутного времени могло обещать себе прочность: оно основывалось на крови Ржевского, Сусанина и многих других безымянных жертв… Нравственное очищение и совершенствование возможно только при сознании несовершенств и при твердой решимости от них изба¬виться; и вот Россия семнадцатого века громко вопиет против этих нравственных недостатков; правительство церковное и гражданское в сильных, беспощадных выражениях указывает на общественные язвы, требуя их исцеления, употребляя к тому средства, вооружаясь против людей, которые не сознавали того, что гражданин, прежде всего, должен иметь в виду общее благо, а не частные корыстные цели. Такое глубокое сознание своих несовершенств, такое сильное искреннее, горячее искание выхода в положение лучшее не могли не принести плода: средство упрочить крепость благосостояния и величие государства было найдено: это средство было просвещение…»
Административное деление Московского государства XVII века, вопрос весьма сложный в русской историографии — эта неопределенность и непостоянство тогдашних границ уездов, станов, волостей.
Наряду с государственным административным делением существовало церковно-административное деление на десятины. Патриаршая область (Московская) делилась на десятины, которые не имели никакого отношения к административным территориям уездов и станов. Начало деления на десятины точно не определено, но известно, что десятины существовали уже в XVI столетии.
Территория Домодедовского района в XVI веке относилась к так называемой Пехрянской десятине (река Пахра в древности носила название Пехра) Московского уезда (Московский уезд XVII века Московского государства — это почти нынешняя Московская область).
В Патриаршую область входили: Боровская, Вохонская, Загородская, Звенигородская, Пехрянская, Перемышльская, Радо¬нежская, Рузская, Селецкая и Хотунская десятины и отдельно Москва. Московский уезд в сущности, составлял центральную часть Патриаршей области.
Границы Патриаршей области менялись во времена пребы¬вания московских Патриархов: Иов (1589-1605), Святой Гермоген (1606-1612), Филарет (1619-1633), Иоасаф I (1634-1641), Иосиф (1642-1652), Никон (1652-1667), Иоасаф II (1667-1672), Питирим (1672-1673), Иоаким (1674-1690), Адриан (1690-1700).
Эта область то увеличивалась, то уменьшалась в зависимости от личности Патриарха.
Со времен Патриарха Филарета (1619 г.) и до времен Патриарха Никона (1667 г.) включительно Патриаршая область расширялась, а далее она стала суживаться, сокращалась в пользу других епархий.
Пехрянская десятина в XVI веке находилась к югу от Москвы, охватывая территорию следующих административных станов Московского уезда: Островский, Ратуев, Копотенский, Жданский, Лужицкий и др. Границы станов не были постоянны, они перемещались во времени. Так, например, село Починки в 1624 г. относилось к Копотенскому стану, а в 1704 г. к Ратуеву.
Судя по тем селам, которые входили в Пехрянскую десятину, можно сказать, что Пехрянская десятина включала в себя террито¬рии современных районов: Домодедовского, Ленинского, Подольского и Ступинского.
Исторические сведения о церквах, храмах и соборах Московской области наиболее полно даются в историко-церковных литературных и архивных материалах. Исторические литературные материалы дают сведения иногда точно, иногда приблизительно о времени основания той или иной церкви, времени построения, о переделках или ее возобновлении, о личности строителя, об архитектуре церкви и материалах для ее постройки. Исторические материалы дают сведения также о церковных принадлежностях, именно об утвари, книгах, иконах, колоколах и о церковных землях.
В исторических материалах имеются сведения о времени пожара, упразднения церквей, о быте владельцах, на землях или по соседству с землями которых находилась известная церковь.
На Домодедовской земле, по сведениям писцовых книг, других исторических материалов жили многие известные поколения людей. На территории Домодедовского района расположены: город областного подчинения Домодедово, посёлки городского типа Барыбино, Белые Столбы и Востряково. На древней Домодедовской земле имеются 9 сельских округов, в них 30 сел и 122 деревень и сельских поселков госплемзаводов, совхозов и агрофирм, а также других поселений. Некоторые села, утратившие церкви, превратились в деревни, к таким относятся, например, Вахромеево, Кутузово и другие.
Во многих сёлах восстановлены и находятся на стадии восстановления церкви, разрушенные в тридцатые-восьмидесятые годы двадцатого века.
В Домодедовском благочинии имеются 30 приходов, новые храмы построены в городе Домодедово, в поселке Востряково и в селе Одинцово.
Многие села и деревни Домодедовского района упоминаются в писцовых книгах XVII века. Имеются древние сёла и деревни, например, село Битягово упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году.
Вотчинником села Битягово с 1646 г. являлся Степан Васильевич Телепнев — сын известного государственного деятеля России, заведующего Оружейной палатой, стольника Василия Григорьевича Телепнева. Известно, что царь Михаил Федорович Романов (1613- 1645 гг.) передал по дарственной грамоте 1617 г. подмосковное село Косино детям В.Г. Телепнева, в том числе и Степану Васильевичу. А сын Степана Васильевича Телепнева Иван Степанович в 1670-1671 годах построил в селе Битягове каменную церковь «Воскресение Христово», а в 1673 г. — в селе Косино деревянную церковь Николая Чудотворца.
Село Домодедово упоминается в духовной грамоте Владимира Андреевича Серпуховского в 1401-1402 годах. К исчезнувшим се¬лам и деревням относятся: дворцовое село Пахрино (1917 г.), деревня Сукромка (начало XIX в.) и деревня Елгозино (1963 г.) и др. Село Пахрино упоминалось еще в 1341 г. в завещании великого князя Ивана Даниловича Калиты. В 1680 г. село Пахрино состояло в дворцовом ведомстве, в селе был двор великого государя Федора Алексеевича Романова.
А село Колычево на реке Пахре, упоминаемое впервые в 1406 г. в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, примечательно тем, что в 1781 г. императрица Екатерина II удостоила его «имени, прав и преимущества города» под названием Никитск — центр одноименного уезда. По представлению сената 20 декабря 1781 г. был утвержден герб города Никитска. Город Никитск просуществовал двадцать один год с 1781 по 1802 г. (вновь став селом).
В Московском государстве земли делились на: поместья и вотчины. Поместья давались служилым людям на прокормление. Вотчины — родовые имения (купленные или жалованные потомственных собственников).
Началом Московского государства следует считать 1328 год, когда Митрополит Петр благословил князя Ивана Даниловича Калиту — «Москве быть столицей». По указу императрицы Екатерины II 2 января 1781 года Московский главнокомандующий генерал-аншеф В.М. Долгоруков-Крымский осмотрел Московскую губернию и разделил её на 14 уездов. Так было положено начало Подольскому уезду и Никитскому уезду, ликвидированному в 1802 г. А 30 января 1782 года официально была открыта Московская губерния, но по Уложению она была создана еще в 1778 году.
4 февраля 1782 года московским главнокомандующим назначается фельдмаршал З.Г.Чернышев. При создании был образован в губернии еще 15-й уезд — Верейский. Самый большой был Московский уезд с населением более 365 тысяч человек. Первым предводителем Московской губернии стал граф Петр Борисович Шереметев.
Московская губерния, таким образом, была утверждена официально в 1782 году, а в XVII веке с 1719 по 1775 год территория России делилась на «Провинции» в составе губерний.
В девятнадцатом веке села и деревни, ныне находящиеся в Домодедовском районе, входили в Подольский, Бронницкий и Серпуховской уезды. Села и деревни, расположенные в северной части района, входили в Домодедовскую волость Подольского уезда.
С 1929 года после образования Московской области и введения районирования был создан Михневский район, в котором находились многие южные села и деревни Домодедовского района.
На Домодедовской земле был организован первый совхоз в селе Константиново в 1918 году. Первой сельскохозяйственной коммуной на Домодедовской земле в Шебанцевской волости явилась коммуна «Герольд» в 1925 году, в хозяйстве было в 1928 г. 70 голов скота, был построен скотный двор. Коммуна имела два трактора, сеялку, косилку, В начале тридцатых годов был создан совхоз «Одинцово-Вахромеево» с центром в селе Одинцово.
В послевоенные 50-60-е годы были организованы совхозы: «Заря коммунизма» переименованный в («Заря Подмосковья»), «Барыбино», «Ямской», «Повадинский» с посёлками.
На территории Домодедовского района расположен Всероссийский государственный фонд кинофильмов — Госфильмофонд, основанный в 1948 году.
На Домодедовской земле сооружен в шестидесятые годы аэро¬порт «Домодедово», торжественное открытие которого состоялось 20 мая 1965 года.
Главные строительные и дорожные работы по аэропорту «Домодедово» были проведены Строительным управлением — СУ-862 треста «Центродорстрой», многие годы возглавляемым В.А.Коломийцем, а ныне А.Н.Головкиным.
Решением Исполкома Московского областного совета от 29 апреля 1969 года за номером 365 в Президиум Верховного Совета РСФСР было направлено ходатайство об образовании Домодедовского района с центром — городом Домодедово. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован в1969 году Домодедовский район, а город Домодедово стал районным центром – городом областного подчинения («Ведомости Верховного Совета рСФСР», 1969, № 20, с.384).
Население Домодедовского района к 2000 году составляло 120 тысяч человек, а в городе Домодедово — 56 тысяч человек, в сельс¬кой местности проживало 35 тысяч человек.
На территории Домодедовского района находится много археологических памятников культуры, исторических и архитектурных памятников, заповедных зон и знаменитых древних сёл, о которых рассказывается в книге.
Домодедовский район, географически расположенный в междуречье Оки и Москвы, представляет собой уникальный природный и исторический регион. Район, богатый лесами и водами, флорой и фауной, имеет на своей земле ряд здравниц — наиболее известные из них санаторий «Подмосковье» и дом отдыха пансионат «Бор».
По Домодедовской земле проходят два водораздела. Один из них делит на два бассейна стока главных рек района: реки Пахра и реки Северка. Второй водораздел, лежащий на юге района, служит для раздела стока реки Северка и реки Каширка.
Бассейн реки Пахры с притоками: Рожайка, Рогожка, Злодейка, Жданка занимает значительную площадь, преимущественно северозападную часть района. А бассейн реки Северки с притоками: Гнилуша (Малая Северка), Речица, Востец занимает юго-восточную часть района. Пахра и Северка являются притоками реки Москвы. На юге Домодедовского района у деревни Глотаево находится исток реки Каширки, которая является притоком реки Ока. Бассейн стока реки Каширки на Домодедовской земле невелик.
Река Пахра — основной водоток района, в название своем имеет угрофинское происхождение (корень слова означает «озеро»). Правобережная часть долины реки Пахры является землей Домодедовской, здесь находятся многие сёла и деревни. Значительная часть сел и деревень Домодедовского района расположены в Долинах рек: Рожайки, Рогожки, Злодейки.
Особенно красивы леса на Домодедовской земле по берегам Реки Рожайки.
В Домодедовский лесхоз входят лесничества: Домодедовское, Ильинское, Барыбинское, Мещерское и Сельвачевское.
На Домодедовской земле в 50-90-е годы были созданы много садоводческих товариществ, расположенные на землях лесхозов и госфонда, а в девяностые годы под индивидуальные садовые участки использованы земли сёл и деревень.
© Краевед Николай Чулков «Сказание о земле Домодедовской», 2002 г.