Злоключения усадьбы Константиново. Продолжаем разговор.

Самые беззащитные объекты в России – это памятники истории и культуры, которые, невзирая на закон, можно безнаказанно попирать и планомерно уничтожать.

Доподлинно известно, что оригинальный мезонин усадьбы в Константиново был деревянный.   Худая крыша приводила к постоянным протечкам, что не могло не отразиться на состоянии конструкций мезонина. Общее состояние памятника также оставляло желать лучшего — к 1979 г. утраты  деталей фасадов составили 40%. Памятник архитектуры молил о проведении научной реставрации.

«Где реставрация, там и реконструкция»,  — подумали граждане из ВНИИТЭ. И решили, так сказать, искоренить в её интерьерах историческое прошлое.


ВНИИТЭ выступил заказчиком, разработкой проекта занялся Армянский филиал этого института. Инженеры с головой окунулись в работу, вложили в проект реконструкции все свои эстетические представления об устройстве дворянских усадеб. В 80-х годах интерьеры подверглись кардинальным перестройкам, но к 90-м г. финансирование  проекта прекратилось.

Попадая внутрь дома, понимаешь, что при переделке дома в творческую базу уничтожена практически вся его история.  Кругом советский бетон. Из него создано всё: мезонин и стены антресолей, перекрытия, перегородки, консоли и настилы балконов.

Стены и потолок парадного и столового залов первого этажа сплошь покрыты слоем «копоти»  – это зверствует плесневой грибок.  В теплый период года, из-за нарушенной гидроизоляции и обилия бетона в конструкциях, стены дома превращаются в насыщенную влагой губку. В это время во всех помещениях стоит крайне высокая влажность — рай для плесневых грибков.

 

Аванзала – то немногое, что дошло до нас в частично аутентичном состоянии, хотя и после научной реставрации. Две из четырех коринфских колонн являются подлинными. Также сохранился изрядно переделанный сводчатый повал дома.

Даже облицованные кафелем печи парадного зала не являются оригинальными. Они воссозданы при реставрации  трестом «Мособлстройреставрация», не имеют топок и несут чисто декоративную функцию.

Мрачные коридоры в крыльях – результат неуместной перепланировки. Задача по превращению дворянской усадьбы в советскую контору  выполнена на «отлично».

В некоторых помещениях встречаются разного рода артефакты творческой базы-гостиницы.

Надо иметь своеобразный ум, чтобы вертикальный объём залов первого этажа разделить уродливыми антресолями.

В безобразной бетонной шахте проходит конторская, но никак не дворянская лестница. На данный момент все её балясины выломаны вандалами, многие даже вместе с перилами. Родная же деревянная лестница была элементарно уничтожена при реконструкции.

Антресоли в комнатах западной части дома более похожи на балконы и имеют перила. В восточной части антресоль  образует полноценные комнаты дополнительного этажа.  Так стараниями инженеров дворянский дом из условно двухэтажного (мезонин) превратился в трехэтажный.

Благодаря антресольному этажу в левом крыле дома некоторые арочные окна приобрели такой чудовищный вид

Предполагается, что внешний вид дворянского гнезда восстанавливался по сохранившимся фотографиям и чертежам семейного архива Пржевальских. Однако отсутствие карнизов у западного и восточного фронтонов вызывает удивление и выглядит не закончено. Гладкие бетонные стены мезонина лишены всякого очарования и более подходят безликим зданиям советских «коробок», чем почтенному памятнику архитектуры.

На фотографиях хорошо видно, как на самом деле устроены балконы мезонина. Ничего аутентичного и исторического в них нет. Стальные балки и бетонные настилы стыдливо завуалированы деревянной обшивкой со штукатурным слоем для придания им исторической естественности. К слову сказать, всё, что выше окон 1 этажа – возведено из бетона при реконструкции ВНИИТЭ.

Лишь внешний облик первого этажа выглядит довольно убедительно. Всё дело в том, что проект его реставрации разработан трестом «Мособлстройреставрация», а стены этажа в своей основе сохранили историческую кирпичную кладку. Стены крыльев здания оформлены рустом и являются скупым, но органичным украшением фасада.

Послесловие

То, что сотворили с памятником  — вызывает боль и негодование. Проведённая реконструкция – это истинное преступление! Но ещё большее опасение вызывает нынешняя бесхозность дворянского дома. По существу усадьба требует грамотной научной реставрации, чтобы сохранить то малое, что осталось ещё от истории. Но власти не озабочены даже планами по проведению элементарных работ по консервации здания.

Фото: 1-2. Интерьер гостинного и столового залов. 3. Интерьер сводчатого подвала. 4.Декоративные печи гостинного зала и коринфские колонны аванзала. 5. Аванзал. 6. Мрачный коридор в южном крыле.7. Артефакты гостиницы-творческой базы. 8. Зал южного крыла с антресольным этажом открытого типа. 9. Комната северного крыла с антресольным этажом открытого типа. 10. Конторская лестница. 11. Изолированная комната антресольного этажа. 12. Западный фасад главного дома. 13. Балкон мезонина на западном фасаде. 14. Отделка  рустом фасада первого этажа. 15-16. Фрагмент чертежа с пояснением о восстановлении печей в качестве декоративного элемента.

Предыдущая публикация: Злоключения усадьбы Константиново

© Владимир Шлёнсков

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии