Поселок Востряково

При слове «Востряково» у меня возникает щемящее чувство утраты дорогих невозвратных дней юности, когда жизнь казалась такой дивной и такой длинной, а будущее — таким привлекательным, отчего радостно билось сердце, а душа — окрыленная, стремилась в загадочную, непознанную голубую высь.

Я хорошо помню платформу «Востряково» с довоенных лет, до того как в 1934 г. на 1,5-2 метра на расстоянии до полукилометра понизили полотно железной дороги на участке у станции, начиная от лощины (так как со стороны Белых Столбов паровозы с трудом одолевали подъем к станции Востряково). Станционное здание на восточной стороне железной дороги и жилой дом, что расположен на противоположной стороне, оказались выше полотна. Исчезла прекрасная крытая площадка у жилого пристанционного дома с удивительными резными, почти что антикварными, скамеечками (о, память детства).

Станция Востряково, 1900 г. (не сохранилось)

Сколько хожено на станцию Востряково! На поездки в Домодедово в среднюю школу, в Москву в институт, а потом и на работу.

Существовавшая с двадцатого века полевая дорожка на станцию Востряково от деревни Заборье соединяла две: одну — от южной окраины деревни Заборье, другую — от Чулковского пруда. Полевая дорожка пролегала по Заборьевскому полю, летом — среди цветущих массивов или гречихи, или клеверов, или хлебов. Эта та полевая дорожка, о которой И.А.Бунин сказал так:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.

Станция «Востряково» нашла свое особое место в моей жизни. Поездки, встречи, земляки и друзья. Многое связано со станцией Востряково. После первых слов: «папа, мама, бабушка», которые я научился писать, были вторые слова: «Чулков, Заборье, Востряково».

Современный поселок Востряково получил свое название по железнодорожной станции Востряково, существующей с января 1900 года и названной так по фамилии русского предпринимателя Вострякова, который предоставил ссуду на строительство железной дороги и станции. (Он же дал ссуду и на строительство станции Востряково Киевской железной дороги).

При строительстве Павелецкой железной дороги первоначально был заложен полустанок, а потом уже построена и открыта станция Востряково. Предприниматель, предоставивший ссуду на строительство станции, Дмитрий Родионович Востряков был родственником известного фабриканта Герасима Ивановича Хлудова (1822-1885). Он был женат на дочери фабриканта К.Г.Хлудовой. К.Г. Вострякова была одной из наследниц Г.И.Хлудова, не имеющего сыновей. Известно, что Алексей Иванович Хлудов — дядя К.Г.Востряковой исходатайствовал в 1869 году о проведении железнодорожной ветки к Егорьевску от станции Воскресенск Московско-Казанской железной дороги.

Сам Востряков принадлежал к незаметному купеческому роду.

Как был связан Востряков со здешними местами — неизвестно, сведений о каких- либо его домах или дачах на Домодедовской земле нет.

Павелецкая железная дорога на участке Домодедово-Востряково-Белые Столбы прошла через «Казенный лес», через земли Заборьевского и Буняковского землячеств и через лес «Молодая роща». Краевед Л.Муравьев сообщил, что «…Общество крестьян деревни Буняково получило за все виды посевов 52 рубля 67 копеек… Общество крестьян деревни Заборье за две десятины и 108 квадратных саженей садов — 64 рубля 44 копейки… Мироновой Екатерине Ивановне уплачено за уничтоженные деревья (одной липы и одной березы) два рубля…» Такова была компенсация за уничтоженные посевы и сады двух землячеств от «Общества Рязано-Уральской железной дороги».

Ближайшими поселениями к станции Востряково оказались село Буняково и деревня Заборье, в период строительства железной дороги возникло новое поселение, получившее позже название «Старые дачи». Оно было построено в северо-восточном направлении от станции, близ речки Гнилуши, на расстоянии около одного километра от станции, за «дубками» (дубовая рощица). Местечко «Старые дачи» начало застраиваться с начала века, в первые годы после введения в эксплуатацию железной дороги. Первые дачи построили московские мещане, затем дачи строили и местные крестьяне — уроженцы близлежащих деревень.

Первым из местных жителей на «Старых дачах» построил себе дом в 1912 году крестьянин деревни Буняково И.И.Филиппов (в 1930 году он стал первым председателем колхоза «Красный пахарь», состоявший из крестьянских хозяйств трех деревень: Ловцово, Скрипино и Елгозино).

На станции Востряково в 1899-1900 годах было построено здание вокзала с залом ожидания пассажиров и служебным помещением (на восточной стороне дороги) и жилой дом для железнодорожников (на западной стороне дороги). За вокзалом, в районе дубков, позже были построены здания барачного типа, в которых жили строители и железнодорожники.

В 1913 году известный артист (народный артист республики с 1926 года) Павел Николаевич Орленев (Орлов — 06.03.1869-31.08.1932 г.) купил на «Старых дачах» «хуторок» на одной десятине земли с небольшим домиком. Весной 1913 года Орленев начал строительство «театра для народа», для окрестных крестьян. Театр был построен, но ставить пьесы для народа было запрещено. По совету бывалого киноадминистратора Дранкова Орленев дал объявление о том, что в театре будут производиться киносъемки, на которые было получено разрешение от исправника. Театр Орленева заработал с лета 1913 года. За два года (1913-1914) было поставлено много пьес. Крестьяне из окрестных деревень и сел побывали в те годы на просмотрах многих постановок труппы Орленева. В востряковском театре Орленева побывал основатель театрального музея в г. Москве А.А.Бахрушин и лектор В.Ермилов (отец известного в советское время литературного критика, писателя и редактора В.В.Ермилова).

15 августа 1915 года сильный ураган, пронесшийся над Востряковым, снес театр, восстановить который Орленев уже не смог.

В пристанционных домах и на «Старых дачах» в 1926 году проживало около 50 человек. В 1929-1930 годах при станции Востряково началось строительство поселка «Заборье». Строился он к западу от станции, на древней Бронницкой дороге, ведущей в город Подольск и проходящей через село Буняково. Поселок Заборье был построен в два ряда домов вдоль дороги с улицей, названной За-борьевской, так как все семьи — переселенцы были выходцы из деревни Заборье (Зебанины, Овсянниковы, Чуркины, Чулковы, Чуковы, Шимаровы и другие). Первый дом возле станции начал строить в 1929 году П.Зебанин.

В поселке Заборье построил себе дом и председатель Заборьевского сельского Совета начала двадцатых годов С.Чулков. В поселке Заборье к 1931 году было построено два десятка домов.

Во второй половине тридцатых годов началась застройка лесного массива «Молодая роща», примыкавшего к железнодорожной станции Востряково. К началу застройки крупный лес на этой площади был уже сведен, оставалось мелколесье и кустарник. Новый поселок застраивался улицами параллельно железной дороги. Жилые дома строили выходцы из ближайших сел и деревень, и приезжие, в основном рабочие железнодорожного транспорта. Поселок получил статус «рабочего». На землях колхоза «им. 9-го января» деревни Заборье было построено только два дома (семьи Шабановых и Шейных, которые состояли в колхозе).

К началу 1940 года в поселке Заборье было 37 домов. Административно поселок входил в Заборьевский сельский Совет, который находился в деревне Заборье. В послевоенные годы поселок Заборье интенсивно застраивался, границы его расширялись и в сторону Белых Столбов, и в сторону Заборья. В середине пятидесятых годов земельная площадь между старым поселком, застройки 1929-1930 годов, и новым поселком, застройки 1937 года и позже, входившая в землепользование «колхоза им. В.В. Куйбышева» (деревни Заборье) была застроена. К началу 60-х годов образовался единый жилой комплекс, прилегающий к станции Востряково с западной стороны железной дороги. Поселок продолжал расти в сторону Белых Столбов и в последующие годы.

Поселок Востряково, территориально раскинувшийся на большой площади от станции Востряково до станции Взлетная и далее, по направлению к городу Домодедово, начал застраиваться с 1938 года. Пик строительства поселка пришелся на 1939 год, но продолжалась застройка и в 1940-1941 годах. Поселок Востряково застраивали выселенцы из города Москвы, дома которых попали под снос по плану реконструкции столицы, и приезжие из других регионов страны. Застройка поселка велась в лесном массиве «Казенного леса». Лес сводился по просекам, но и после застройки оставались местами «островки сосен или берез».

Существующее ныне у станции Взлетная здание Востряковского поссовета (ныне администрации) было построено в 1939-1940 годах. В 1940 году в поселке насчитывалось 95 домов. Поселок формировался в основном в районе поссовета и вдоль железной дороги до станции Востряково. Между местечком «Старые дачи» и поселком долго еще сохранялось поле и в послевоенные годы, но потом и «Старые дачи» оказались в границах поселка. В 50-60-е годы шло особенно интенсивное строительство поселка, он рос и на север, в сторону Домодедово, и на восток.

В 1946 году была построена железнодорожная платформа и названа «808 километр» (это расстояние до города Саратова) — будущая станция «Взлетная».

Председателем Востряковского поссовета в 1939 году был избран Смирнов, а с начала 1941 года — А.Н.Васильев (директор Заборьевской семилетней школы, позже — директор Кутузовской школы-интерната). С началом Великой Отечественной войны в поссовете проводилась большая работа по мобилизации военнообязанных в армию, а трудоспособного населения поселка — на трудовой фронт для строительства оборонительных сооружений в районе.

В здании поссовета с довоенного времени находилась почта, куда поступала корреспонденция и газеты для сел и деревень, прилегающих к поселку Востряково.

В 1941 году в поселке началось строительство кирпичной школы. С сентября 1942 года школа приняла первых учеников.

В первый год Великой Отечественной войны станция Востряково часто подвергалась налетам немецкой авиации. Особенно интенсивные бомбежки были в августе-сентябре 1941 года. Вспоминается один из таких дней, когда фашистский бомбардировщик сбросил 9 бомб на станцию Востряково. Все бомбы легли по прямой линии от станции Востряково до деревни Буняково, последняя залетела под террасу первого дома в Бунякове, но, к счастью, не взорвалась. При бомбежках станции Востряково были убитые и раненые. При одной из бомбежек погибли двое пятнадцатилетних юношей: Шеин и Ткачев из поселка Заборье — ученики Заборьевской школы.

В октябре 1941 года на железной дороге от станции Востряково до станции Домодедово был снят третий путь: рельсы увозились в Домодедово для изготовления противотанковых ежей, которые устанавливались на южной окраине поселка Домодедово. Многие жители поселка Заборье участвовали в строительстве оборонительных сооружений у деревни Заборье.

В послевоенные годы поселок Востряково постепенно благоустраивается: электрифицируется, асфальтируются улицы. С 1950 года председателем Востряковского поссовета стал П.Ф.Гринин. В пятидесятые годы вокруг поселка Востряково началось интенсивное освоение земель под садоводческие товарищества московских предприятий и учреждений.

С ликвидацией Заборьевского сельского совета, в 1957 году, поселок Заборье был административно подчинен Востряковскому поссовету. На базе двух поселков, Заборье и Востряково, создается единый крупный поселок с названием «Востряково». Границы поселка Востряково значительно расширились.

В 1959 году в укрупненном поселке Востряково проживало 11,2 тысячи человек. Большой массив «Казенного леса» к востоку от поселка Востряково был сведен в начале шестидесятых годов под строительство аэропорта «Домодедово». Деревня Елгозино, оказавшаяся в зоне строительства, была снесена. Построенный жилгоро-док аэропорта Домодедово вошел в административное подчинение Востряковского поссовета. Границы «Востряково» отодвинулись к востоку.

Аэропорт «Домодедово» был открыт 20 мая 1965 года. В аэропорт от города Домодедово строится железнодорожная ветка со станциями: «Авиационная», «Космос», «Аэропорт». Открывается регулярное движение электропоездов по Павелецкой железной дороге: Москва-аэропорт «Домодедово». Налаживается автобусное сообщение: г. Домодедово — а/п «Домодедово» и ст. Взлетная — а/п «Домодедово». В шестидесятые годы строится автомагистраль от Москвы до аэропорта «Домодедово», по которой открывается регулярное автобусное движение: Москва-аэропорт «Домодедово».

Аэропорт «Домодедово» получил разрешение Правительства на выполнение международных полетов, поэтому предстоит задача реконструировать аэродромные и портовые сооружения. Интенсивно застраивается жилгородок аэропорта.

В поселке Востряково имеются дом культуры «Авиатор», поликлиники, торговые центры. Из предприятий — деревообрабатывающий комбинат, дорожно-ремонтное строительное управление, строительное управление СУ-862 Центродорстроя.

В авиагородке создан большой торговый центр. Поселок Востряково благоустраивается, прокладываются асфальтированные дорожки по улицам, переулкам и проездам. К 1980 году поселок Востряково полностью газифицирован. Поселок насчитывает более 60-ти улиц, переулков и проездов и два проспекта: 1-го Мая и Центральный.

В авиагородке улицы названы в честь великих русских ученых и авиаконструкторов: Жуковского, Королева, Туполева, Ильюшина, а также в честь Героев Советского Союза — улица Чкалова и площадь Гагарина.
Востряково в «Алфавитном каталоге городов» значится как поселок городского типа. Год образования -1966. Герб поселка Востряково утвержден в 1988 году и значится за № 316 в справочнике-журнале «Гербовед» « № 3 за 1993 г.

К началу 1995 года население поселка Востряково достигло более 23 тысяч человек, в том числе в авиагородке проживает около 18,5 тысяч человек.

В поселке Востряково в конце девяностых годов построена церковь во имя святого Георгия Победоносца. Для служения в церковь назначен священник Олег Шмитов.

© краевед Николай Чулков, 2002 г.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии