Монастыри-крепостники

Из архива организации «Домодедовский краевед»: статья Д. Королевского, 1970 г.

До отмены крепостного права в 1861 г. селения нашего района принадлежали дворцовому и удельному ведомству, феодалам-крепостникам и монастырям.

Землю с крепостными крестьянами монастыри имели не только вблизи, но и в дальних местах. Они ее скупали, получали в дар от князей, от частных лиц и чаще всего добывали захватом крестьянских земель.

Крепостными у монастырей из нашего района были селения Битягово Константиновского сельсовета, Ильинское — Лобановского, Колычево — Колычевского, Лямцино — Краснопутьского сельсовета, Меткино, Одинцово, Тургенево — Одинцовского, Шебанцево Растуновского сельсовета. Они принадлежали московским монастырям. Жеребятьево Колычевского сельсовета принадлежало Троице-Сергиевской лавре, Немцово Вельяминовского сельсовета — Коломенскому монастырю. Съяново Ямского сельсовета — Угрешскому, Шубино Краснопутьского сельсовета — суздальским епископам, Елгозино Одинцовского сельсовета — Кирилло-белозерскому монастырю из Вологодской области.

Монастырей в России было много, огромными были их земельные владения. Одна Троице-Сергиевская лавра к концу XVI века имела 2700 по¬селков, 214 тысяч десятин одной только пахотной земли, а в 1744г. более 100 тысяч крепостных крестьян мужского пола.

Земля с крепостными крестьянами монастырям принадлежала до 1764 г.: государство, с целью увеличения своего земельного фонда, отобрало у монастырей землю и значительную часть их упразднило. После этого наши селения бы¬ли приписаны к дворцову и удельному ведомствам и к казне.

В наших монастырских селениях, в среднем, было по 26 дворов, самое маленькое селение — Жеребятьево — 5 дворов и самое большое — Меткино— 67. В монастырских селениях хозяйство вели монастырские приказчики. В больших селениях — Битягово, Меткино, Шебанцево, Шубино были монастырские дворы, скотные и конюшенные постройки, а при Битягове — мельница.

Монастыри над крестьянами имели полную судебную и административную власть. Крестьяне обрабатывали их землю, выполняли различные хозяйственные работы, сдавали монастырям из своих запасов продукты и вносили деньгами. Вот, например, крестьяне села Лямцино — крепостные Чудова монастыря «в 1702г. пашут на монастырь по 30 десятин в поле (всего 90 десятин), сено косят и всякое «дело на монастырь делают; да они жъ крестьяне на монастырь дают из столового припаса: пуд 17 фунтов с четвертью масла коровьего, да 575 яиц и 7 руб. 7 алтын деньгами. Прикащичьи доходы 2 руб. 10 алтын, 2 четверти ржи, овса тож …» (алтын — 3 коп., четверть — 6 пудов).

А в крепостном селе Шебанцеве Рождественского девичьего монастыря записано: «в 1703 г. был двор монастырский, прикащика, 25 дворов крестьян, двор нищего. Всего 166 человек. С крестьян монастырь собирал в год 130 яиц, да прикащику в год по 2 хлеба, да 2 деньги (денга — полкопейки) с двора, пашни пахали в трех полях 38 десятин, де на прикащика по 6 десятин в поле».

Таково было положение крепостных монастырей, но не лучше оно стало для крестьян, когда они отошли в распоряжение дворцового и удельного ведомства и казны.

© Д. Т. Королевский
Призыв. – 24.11.1970. — С.4.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии