В бассейне реки Малой Северки (Гнилуши) прилепилось к обрывистой земле, как ласточкино гнездо, небольшое, но древнее село Шубино. В центре села большой, древний, как и село, пруд. Места пересеченные, неровные, склоны, горки. Основателю села приглянулось именно это место, а не какое-либо другое, пришлось как говорят, по душе.
В литературных источниках не указано происхождение названия Шубино. Возможно, первый поселенец (или владелец) был с фамилией Шубин (у князя Владимира Андреевича Серпуховского служил Акинф Шуба, который во главе войск погиб в битве с войсками литовского князя Ольгерда 21 декабря 1368 года. Возможно, село названо по его имени.).
Может быть, первые поселенцы занимались шубным промыслом — все это догадки. Но главное — первые поселенцы были истинные христиане — они построили на горке храм. Первый храм был срублен из дерева, снова по прошествии времени был срублен храм из дерева, сгорел и снова был воздвигнут из дерева и, наконец, был построен каменный храм.
Удивительно, по молитвам ли святых или по вере прихожан, но в этой «церкви Успения Пречистыя Богородицы» никогда не прекращалась церковная служба, несмотря на все невзгоды, выпавшие на Православную церковь.
По селу Шубино получила название дорога из Москвы на Коломну — Шубинка или Большая шубинская дорога, по которой прошла большая часть войска князя Дмитрия Донского на Куликово поле через Шубино на Коломну. Во второй половине шестнадцатого века Шубино с ближайшими деревнями находились во владении князя Ивана Дмитриевича Бельского. Князь И.Д.Бельский погиб (задохнулся в погребе) во время сожжения Москвы в 1571 году ханом Девлет-Гиреем.
Впервые село Шубино упоминается в царской грамоте Федора Ивановича (1584-1598), последнего царствующего потомка из рода Калиты, выданной епископу суздальскому и торусскому Иеву в 1587 г., в которой сказано: «Се азъ царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии пожаловал есми богомольца своего суздальскаго и торусского епископа Иева, или хто по нем в Суздале иный богомолец наш епископ будет, бил челом нам, а сказал: дал де и отец наш царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси да и мы по боярине своем по князе Иване Дмитриевиче Бельском, по ево душе, при бывшем епископе Варламе в 78 году (1570 г.), ево вотчину Московском уезде, в Тухачеве стану, село Шубино, а в нем храм Успенье Пречистыя Богородицы, да придел Иван Богослов, с деревнями и пустошми; да в Володимирском уезде, в Богаевском стану, село Добрынское, а в нем храм Преображенье Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа, с деревнями и пустошми, в Суздаль, в дом Пречис. тыя Богородицы в наследие вечных благ, впрок без выкупа, со всеми угодьи, что х тем селам и к деревням и пустошам изстари по тягло куды ходил плуг, и соха и топор и коса; а богомольцу де было нашему епископу Варламу, или по нем в Суздале иный епископ хто будет княжь Иванова отца ево и матерь и князя Ивана и все ево родители в дому у Пречистые за те ево вотчины написати всеноники в литейные и в вечные на преставленье отца и матери ево в Пречистой дому панихиды пети и обедни собором служити и собор Пречистыя протопопа и попов и диаконов и нищих на их памяти кормити и пойти и по тюрмам и по богадельням милостыня и корм давати и в нашем богомолье пречистенским протопопу и попам и диакону и пономарем и проскурницам хлебного оброку с году на год давати по 100 четвертей ржи, 100 чети овса, 100 копен сена; и прежнему де нашему богомольцу епископу Варламу на те села и на деревни и на пустоши дана была наша жалованная грамота и у прежнево де нашего богомольца у епископа Варлама та наша жалованная грамота в нашем богомолье в Пречистой дому утерялись и впредь де ему сел и деревень и пустошей в нашем богомолье в Пречистой дому держати не почему, и нам бы его богомольца своего суздальского и торусского епископа Иева пожаловати на те села и деревни и пустоши велети дати своя жалованная новая грамота, почему ему, или по нем иный в Суздале епископ хто будет, впредь те села и деревни и пустоши в нашем богомолье в дому Пречистые держати. И азь и великий князь Феодор Иванович всеа Руси пожаловал богомольца своего суздальского и торусского епископа Иева, дал те села и деревни и пустоши, как было дано прежнему бывшему нашему богомольцу епископу Варламу, в Суздаль в дом Пречистыя Богородицы в наследие вечных благ, впрок без выкупа со всеми угодьи, что к тем селам и деревням и к пустошам изстари по тягло куда ходил плуг, и соха и топор и коса, и богомольцу нашему епископу Иеву, или по нем иный хто богомолец наш в нашем богомолье, в Суздале, епископ будет, княжь Иванова отца князя Дмитрия Федоровича, а во иноцех Изосиму, и княжь Иванову матерь княгиню Марью, а во иноцех Александру, и князя Ивана и князь Иванову княжну Марфу и все ево родители в нашем богомолье, а в дому у Пречистые, за те ево вотчины написати все-иики в литийныя и в вечныя и на преставленье отца его и матери и ево князя Ивана и княжь Иванову княгиню Марфу в Пречистые дому понихиды пети и обедни собором служити и собор Пречистые протопопа и попов и дьяконов и нищих на их памяти пойти и кормити и по тюрьмам и по богадельням милостыня и корм давати, и в нашем богомолье пречистенским протопопу и попам и дькону и пономарем и просвирницем хлебного оброку с тех вотчин давати 100 чети ржи, 100 чети овса, 100 копен сена, и свою есмя жалованную грамоту на те села, и на деревни и на пустоши дал, и хто у него в тех селах и деревнях и на пустошах учнут жити людей и крестьян и наши наместницы московские и володимирские и их тиуны тех людей и крестьян ни судят ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным, а судит их и ведает сам богомолец наш епископ Иев, или его приказные люди, а кому будет на его людях и крестьянах чево искати ино их судит наш же богомолец епископ Иев, или его приказные люди, а наместничи довотчики и праветчики в те его села и деревни к ним не въезжают ни почто и кормов своих и поборов на них не берут и коней своих не кормят. Писано на Москве лета 7096, месяца ноября в 30 день». «На грамоте на шелковом снурке царская печать, красного воска. На обороте грамоты написано: «Царь Феодор Иванович всеа Русии» (Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVII ст. В. и Г.Холмогоровых);
Мною полностью приведена эта длинная царская жалованная грамота XVI века со всеми ее оборотами и тем древним русским языком, на котором тогда писали, сознательно, ибо из песни слова не выкинешь.
По прошествии 58 лет жалованная грамота царя Федора Ивановича была читана царю Алексею Михайловичу Романову:
«1646 года, июня в 8 день, мы великий государь князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец, сее жалованныя грамоты слушал и, выслушав, суздальского архиепископа Серапиона, или кто по нем иный архиепископ будет, пожаловал велел ему сю грамоту подписати на свое государево царево и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии имя и сее у них грамоты рудити никому ни в чем не велел, а велел ходити о всем потому нам в сей жалованной грамоте писано. А подписал государев царев великого князя Алексея Михайловича, всеа Русии дьяк Иван Федоров». (Вотч. колл. по гор. Москве).
По писцовым книгам Московского уезда Тухачевской волости, 1627 и 1628 годов значится: «Вотчина суздальского архиепископа Иосифа село Шубино, на речке Малой Северке, да на пруде, а в селе церковь Успения Пречистыя Богородицы, да в приделе Иван Богослов древяна клетцки, строение архиепископа и приходных людей церкви во дворе поп Федор Яковлев, во дворе пономарь Ивашко Яковлев, да двор церковного дьячка пуст, просвирницын пуст, да в сел двор архиепископа, а в нем живет дворянин и прикащик, двор архиепископа сына боярского Сотника Слевитцкаго, да крестьян и бобылей 7 дворов, пашни церковные земли по 20 чети в поле, а в дву потому ж, сена 25 копен».
В 1646 году записано: «Вотчина суздальского и торусскаго архиепископа Серапиона село Шубино, у церкви во дворе поп Родион Ермилов, во дворе дьячек Степанко Степанов, во дворе пономарь Ивашко Яковлев, да в селе двор архиепископа и крестьян 4 двора» (Писц. кн. 9808, 9809).
В 1676 г. Успенская церковь обложена данью, в окладных книгах записано: «Во 184 г. по книгам старосты поповского Николаевского попа Михаила, прибыла вновь церковь Успения Пречистыя Богородицы в Московском уезде, в Тухачевской волости, в вотчине Стефана архиепископа суздальского и юрьевского, в селе Шубине, дани положено 7 алт., и те деньги взято, платил поп Максим» (Патр.прик. кн. 87).
При досмотре церквей и церковных земель 27 июля 1680 г. оказалось: «В селе Шубине церковь Успения Богородицы древяная, старая, а по сказке тоя церкви дьячка Никитки Федотова, та церковь изстари строение мирское, а пашни де церковной у них 8 десятин в поле, а в дву потому ж, сена 100 копен, а попа в то время дома не было, а был в Москве, дани платится рубль 7 алт., заезда гривна».
В селе Шубине насчитывалось в 1678 г. 13 дворов крестьянских, в 1704 г. — 26 дворов крестьянских.
В 1704 г. село Шубино принадлежало суздальскому и юрьевскому архиерею Ефрему (Переписи.кн. 9811, кн. 9816). В книге Казенного приказа за 1710 г. записано: «сентября в 19 день, по благословенной грамоте отпущен антиминс для освящения церкви во имя Иоанна Богослова в Московский уезд, в село Шубино, под росписку попа Павла» (Патр. прик. кн. 138).
По записным книгам исходящих бумаг Синодального казенного приказа значится:
а) за 1720 г. «февраля 10 числа, запечатан указ о строении церкви, по челобитью Московского уезда, села Шубина успенского попа Павла Иванова, велено ему Московского уезда из села Клинки старую деревянную церковь Георгиевскую перевести в село Шубино. вместо сгорелой, построить вновь церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы, пошлин гривна взято»,
б) за тот же год «августа в 22 день, запечатан указ о перевозе и о строении церкви и освящении одного престола, по челобитью Пехрянской десятины села Шубина успенского попа Павла Иванова, велено ему Московского уезда в вотчине адмирала Федора Матвеевича Апраксина в селе Никольском деревянную Николаевскую церковь, по поступке ево адмирала, разобрать и на прежнем погорелом церковном месте построить церковь во имя Успения Пресв. Богородицы и тоя церковь освятить большого Успенского собора потопопу Федору с братьею, на старом антиминсе той Успенской церкви, буде он не ветх и новопечатный, а пошлин его челобитья, по подписанию на челобитной преосвященного Игнатия митрополита сарского и подонского, брать не велено, потому что по ево попову челобитью взяты пошлин с него попа и записаны в сей книге в нынешнем 720 г., февраля в 10 день».
В 1712-1739 гг. с церкви Успения Богородицы платилось дани 1 р. 81 коп.
«При церкви были: священник Павел Иванов (1704-1722 гг.), дьячки: Никита Федотов (1680-1710 гг.), Дмитрий Павлов (1722 г.), пономари: Василий Павлов (1704 -1710 гг.), Алексей Павлов (1722 г.) (Переписи, кн. 9816).
В конце восемнадцатого века в приходе церкви успения Пречистой Богородицы с приделом во имя Иоанна Богослова состояло 828 мужчин и 821 женщина. В приходе были деревни Базулино, Борисово, Мотейкино и Скрипино. Так как деревянная церковь в селе пришла в ветхость, то священник с церковным старостой и прихожанами просили Московского архиепископа Платона разрешить построить каменную церковь.
Такое решение было получено 21 января 1785 года.
Новую каменную церковь в селе Шубино строили в течение девяти лет. Церковь строили на деньги общины и прихожан. Стены были сложены из кирпича с белокаменной отделкой с внешней и внутренней стороны. Храм построен в виде бесстолпного четверика с одной главой храма и квадратной трапезной. Глава храма была покрыта белой жестью, на которой были укреплены звезды, выполненные из меди.
Входные двери в храм были установлены с западной, северной и южной стороны. Наружные двери были сделаны железные, окрашенные медянкой. В церкви был поставлен семиярусный иконостас, царские двери резные, позолоченные. Церковь в селе Шубине освятили в 1794 году. Каменную колокольню построили через пять лет. Вокруг храма была построена каменная ограда.
В 1812 году через село Шубино делали марш-бросок русские 1 войска из Бронниц на Подольск. Священником церкви в то время был Василий Васильев. Со своего благочиния он организован сбор денег на ополчение, им было передано 90 рублей серебром. Жители села Шубино покинули село во время прохода французских войск, село было разграблено, подсчитанные убытки крестьян Шубино и девень Базулино, Борисово, Мотяйкино, Пестово и Скрипино составили более 150 тысяч рублей.
В середине девятнадцатого века на колокольне были подвешены восемь колоколов, в 1856 году в храме были проведены внутренние работы, позолочен иконостас.
В 1880 году был утвержден проект перестройки храма: свод трапезы был разобран, стены были наращены, сделаны угловые столбы и под полом были устроены камеры для духовой печи.Предел во имя Иоанна Богослова перенесли с северной на южную сторону, в 1882 году он был освящен.
С северной стороны был построен третий придел во имя Плакущей Божией Матери и освящен 27 декабря 1887 года. Церковь в селе стала трехпрестольной. Священником церкви Успения Божией Матери в конце девятнадцатого и начале двадцатого века был М.К.Соловьев, который вскоре был назначен благочинным.
В Успенской церкви села Шубино исстари имелась чудотворная икона Божией Матери «Плакущая», которую в праздники носили от села Шубино до города Подольска и обратно (вспомним картину «Крестный ход…» И.Е. Репина).
Чудотворную икону жители села Шубино несли до села Меткино, жители села Меткина встречали икону и несли до деревни Заборье, где ее встречали жители Заборья, и несли икону до села Никитское, те несли далее, и так до города Подольска. Моя мама вспоминала (она видела девочкой) эпизоды из этого праздничного шествия. Дети подлезали под икону по пути ее следования. Икону носили с пением, прославлением, почитанием и коленопреклонением. Так жила в былые годы Святая Русь!
Успенская церковь в селе Шубино не закрывалась во все годы гонений на Православную церковь.
В 1995 году в селе Шубино было создано Шубинское подворье Новодевичьего монастыря. Основала подворье настоятельница монастыря монахиня Серафима (Вера Васильевна Черная — внучка святителя Серафима Чичагова).
Священником Успенской церкви села Шубино служит о. Петр Дынников.
К 1995 году в селе Шубино насчитывалось 27 домов и 50 Жителей.
© краевед Николай Чулков, 2002 г.