Известный русский художник Николай Васильевич Мещерин родился 16 февраля 1864 года в Москве в богатой купеческой семье. Достаточно сказать о том, что Мещериным принадлежала основанная в 1864 году (в год рождения художника) «Даниловская мануфактура Мещерина и К0», позже получившая название хлопчатобумажной фабрики, а с 1925 г. — «Фабрика имени М.В. Фрунзе».
Отец Н.В. Мещерина, Василий Ефремович Мещерин (1833-1880), в молодые годы коробейник из Боровска, в конце жизни случайно разбогател и стал известным фабрикантом, выпускавшим в России лучшие ситцы. Н.В. Мещерин и два его младших брата (у них была еще родная сестра) по воле отца должны были учиться в Московской практической академии коммерческих наук.
В 1880 г., когда Н.В. Мещерину исполнилось 16 лет, отец скоропостижно скончался, и он, как старший сын, принял на себя управление всеми его делами, не закончив полностью курс академии. Глава семьи Мещериных Мария Яковлевна, вдова основателя Даниловской мануфактуры, принимала непосредственное участие в управлении мануфактурой вместе со своими сыновьями.
Старший сын Николай по заведенному купечеством обычаю был главным хозяином мануфактуры и имения в Дугино (ныне Мещерино). Но практически впоследствии всеми делами мануфактуры, домами и имениями занимался второй сын, Михаил Васильевич Мещерин.
Николай Васильевич Мещерин был женат, но бездетен. Его жена — Лидия Ивановна Горячева-Мещерина, оставшись вдовой, была наследницей всего собрания картин мужа. У М.В. Мещерина были две дочери и сын. В 1913 г. Н.Э. Грабарь, будущий академик, стал родственником Н.В. Мещерина, женившись на его племяннице Валентине Михайловне Мещериной.
Несмотря на занятость в первые годы после кончины отца, Н.В. Мещерин отдает благоустройству подмосковной усадьбы в Дугино много времени. Усадьба Дугино расположена в живописной местности на реке Пахре, в дореволюционные годы административно находилась в Подольском уезде. В имении Дугино Н.В. Мещерин проводил большую часть жизни, а последние 12 лет почти безвыездно. В советские годы Дугино известно как Мещерино Подольского уезда, а с 1929 года — Подольского района. В довоенные годы в Подольском районе был организован совхоз «Мещерино». Позже Мещерино известно как курортный комплекс-санаторий «Мещерино», а ныне территориально входит в зону Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские». Мещерино находится в непосредственной близости к поселку Чурилково входящему в Колычевский сельский округ Домодедовского района.. Ныне Чурилково — совхозный центр.
В Дугине Н.В. Мещерин в конце XIX века увлекается художественной фотографией, а затем занимается живописью.
Сохранились известные его фотографии: «Дорога в Дугино» (1900 г.), «Сиреневый палисадник в Колычеве» (1900 г.), «Усадебный дом в Дугино» (1900 г.), «Колодец в деревне Чурилково» (1900 г.). «Улица в Чурилкове» (1905 г.).
В начале 90-х годов XIX в. Н.В. Мещерин приступает к занятиям живописью.
Проработавший с Н.В. Мещериным в одной мастерской И.Э. Грабарь называл учителями Николая Васильевича И.И. Левитана, A.M. Корина, М.Х. Аладжалова и В.В. Переплетчикова. Последний был товарищем Мещерина по Практической академии.
В усадьбе Дугино у Н.В. Мещерина бывали и подолгу жили художники И.И. Левитан, А.С. Степанов, СВ. Малютин, В.В. Переплетчиков, И.Э. Грабарь.
По словам И.Э. Грабаря, в Дугине у Н.В. Мещерина перебывали «все московские художники», а сам Грабарь прожил в Дугине более 12 лет.
В Дозорных книгах 122 и 141 Патриаршего приказа приводятся сведения о деревнях, которые находились в приходе церкви Воскресения Христова села Колычево в конце XVII века (1687 г.): Шестово, Семивраги, Чурилково. Новлянское, Котляково, Вяльково, Воеводино, Камкино, Киселиха, Куприяниха, Елгозино, Шишкино, Жеребятьево, Красино, Немчиново, Витовтово, Лукино и дворцовое село Пахрино.
В приходе Воскресенской церкви не значатся деревни Дугино, Старо-Съяново, Ново-Съяново и другие, расположенные по берегам реки Пахры. О месте, где расположено Мещерино, бывшее Дугино, в писцовых книгах 1631-1632 гг. сказано: «Пустошь, что был погост на враге Дугинском». А в писцовой книге за 1680 г. сказано: «…священник церкви Петра и Павла в приселке Петровском сказал, что «та де церковь в Пахрянской десятине Островского стана… а пустошью, что был погост на враге Дугинском, не владеет, а кто им владеет, не знает». Любопытный факт приводит в своей книге И.Э. Грабарь: когда, будучи в Дугине, отправился в поисках снега в конце марта, то «нашел очаровательный овраг, поросший дубками, с сохранившейся на них с осени высохшей желто-розовой листвой. В овраге уцелели еще остатки снежных сугробов, и на дне его, среди снега, журчал ручей…». Там И.Э. Грабарь написал этюд «Вешний поток», который нравился Н.В. Мещерину.
Не есть ли этот овраг тот самый «Дугинский овраг», упоминаемый в писцовых книгах?
Н.В. Мещерин много работает в своей мастерской в имении Дугино и в ближайших деревнях. Здесь созданы замечательные художественные полотна пейзажей окрестных мест: Колычево, Чурилково, Лукино, раздолий реки Пахры.
Его творчество падает в основном на первые полтора десятилетия XX века, и это особенно впечатляет — ушедшее время зафиксировано в картинах, представленных на выставке в Государственном историческом заповеднике «Горки Ленинские», открытой 8 апреля 1994 г., и в созданном «Каталоге выставки»: «Николай Васильевич Мещерин. Живопись».
Запоминаются ранние картины художника: «Рассвет. Этюд» (1898 г.) с видом на село Колычево; «Излучина реки» (1896 г.); «Возле гумна» (1898 г.); «Лунная ночь. Село» (1899 г.); «Цветущая вишня» (1899 г.); «Сирень» (1900 г.) — картина из первого собрания Н.А. Смирновой из с. Колычево Домодедовского района; «Дугино. Дорога к станции» (1900 г.); «Лето. Вид от Крестовоздвиженского Лукина монастыря в сторону усадьбы Дугино» (1901 г); «Заря над рекой. Погост» (1901 г.); «У перевоза» (1901 г.); «На реке» (1901 г.); «Закат. Вид от деревни Чурилково на усадьбу Дугино и Мещерский лес» (1902 г.); «Зимнее утро. Вид на село Колычево» (1902 г.); «Весна» (1903 г.) и др.
В начале XX века художником написаны картины, которые вызывают щемящее чувство и к которым эпиграфом можно поставить строфу Ф.И. Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Это и «Дорожка во ржи» (1903 г.); «Тропинка во ржи» (1903 г.); «В сумерках» (1903 г.); «Хмурый» день» (1903 г.) и другие.
В этих картинах, да и в других присутствует серо-сине-зеленый цвет. Нет ярких красок у художника и в более поздних картинах: в «Рассвете» (1916 г.) и в «Восходе солнца» (1916 г.).
Простор в долине реки Пахры и белая церковь Воскресения Христова в селе Колычеве запечатлены на многих полотнах художника: «Поля. Село Колычево», «Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево» (1906 г.); «Морозный день. Вид на село Колычево» (1904 г.) и других.
В последние годы жизни И.В. Мещерин пишет прекрасные картины: «Под солнцем. Вечер апреля» (1910 г.), на которой изображен крестьянин с лошадкой на пашне; «В окрестностях Дугина» (1912 г.); «Весна. Деревня Шестово» (1914 г.); «После дождя» (1913 г.).
Прекрасные пейзажи в последних картинах художника. Эти неприметные штрихи радости жизни показаны в картинах «Порошит снежок» (1916 г.), «Весенний день на Пахре» (3.IV.1916r.).
В картине «Июньское утро» (1915г.) показано пробуждение жизни, которую можно выразить стихотворной строкой:
Белеет церковь вдалеке
Через клубистые туманы…
Плывут туманы по реке,
По дебрям скачут атаманы.
По словам В.В. Переплетчикова, Николай Васильевич писал очень много этюдов восхода солнца для задуманной большой картины. Однако большого полотна не получилось — помешала ранняя смерть.
По этюдам и картинам можно судить, как рано вставал Н.В. Мещерин — еще до восхода солнца, чтобы запечатлеть рождение зари, рождение утра. С полным правом Н.В. Мещерина можно назвать художником утренней зари — зари не яркой, не броской, но той — затуманенной, росистой и прохладной.
Н.В. Мещерин скончался 9 октября 1916 года в своем имении в Дугине и погребен в близлежащем Крестовоздвиженском Лукинском монастыре.
Подводя итоги творчества Н.В. Мещерина, И.Э. Грабарь писал: «Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь — такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, — ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться… он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие…»
Примечательны многие высказывания И.Э. Грабаря о дугинских и прилегающих к имению местах.
В 1904 г. он писал в письме брату: «Сижу, как видишь, в деревне. Тут отлично… в 75 саженях отсюда на берегу реки Пахры дивная усадьба (Екатерининская), которая очевидно, будет изображена… У Мещерина, у которого я гощу, написал свой последний этюд Левитан, бывший здесь несколько раз. Я тут совершенно один, иногда наезжает из Москвы хозяин».
А в 1906 г. И.Э. Грабарь в письме сообщил: «Гощу я у одного приятеля, художника Мещерина, в имении. У него великолепная мастерская, живет здесь сам с женой, а летом его братья, дети, родственники, словом, человек 20 за столом — это норма, а бывает и 40…»
В воспоминаниях «Моя жизнь. Автобиография» (1937 г.) И.Э. Грабарь писал: «Проезжая от станции в Дугино рекою, я часто восхищался зрелищем снежных сугробов на высоком правом берегу Пахры, освещенных последними косыми лучами солнца… на горе вытянулась в линию бедная деревня Камкино, сплошь состоявшая из старых изб…»
А говоря о кучерах Дугина, И.Э. Грабарь пишет: «Их обязанность заключалась в том, чтобы ездить «на этюды» в соседние Чурилково, или Шестово, или Колычево, Лукино, Куприяниху и Немчиниху».
Вот что записал И.Э. Грабарь, когда впервые оказался в Дугине: «Имение оказалось верстах в восьми от платформы Герасимово Рязано-Уральской железной дороги… Дугино было расположено на левом берегу реки Пахры, на высоком холме, с которого открывался вид кругом на десятиверстное пространство. «Вот она, типичная подмосковная природа», — думал я, сидя в санях и проезжая то лесом, то холмами и полями, то перелесками. Куда ни взглянешь, все красиво, все хотелось писать, все было лучше, чем в Наре, чем в Титове».
Известный журналист — автор статей о художественной жизни в России в начале XX века Н.В. Некрасов в 1916 году написал: «Н.В. Мещерин был вполне образованным человеком, человеком внешней культуры, и это, несомненно, дало ему возможность глубже, тоньше понимать и изображать в своих полотнах ту русскую природу, которую он любил любовью нежного и преданного сына».
Наследство художника Н.В. Мещерина, перешедшее после его кончины к его жене, позднее было распродано ею и находится теперь в частных коллекциях (в собраниях А.Э. Маршака, А.Я. Ляпунова, Н.А. Гатмана и других). Любопытный факт: Н.В. Мещерин в селе Колычеве писал картину, на которой изображен палисадник перед домом (картина «Сирень», 1900 г.), в котором жила учительница из местной приходской школы Н.А. Смирнова, близкий друг семьи Мещериных. Законченное полотно было подарено потом Н.А. Смирновой, и эта картина находилась в доме Н.А. Смирновой в Колычеве более шестидесяти лет (позже оказалась в собрании П.С. Новикова).
В апрельские дни 1994 г. проходила вторая персональная выставка художника Н.В. Мещерина в Государственном музее «Горки Ленинские».
Каждый, кто прикоснулся к творчеству замечательного русского художника Николая Васильевича Мещерина, прикоснется к живописной природе домодедовской земли ушедшего времени. Имя его достойно носит его бывшее имение Дугино.
© краевед Николай Чулков. Из цикла «История края в лицах»
2. Николай Мещерин «Ясный день (В марте)», 1908 (улица в деревне Чурилково).
3. Николай Мещерин «Морозная ночь», 1908.