Возведение забора с использованием старинных надгробий на территории церкви в с. Никитское городского округа Домодедово является нарушением морально этических норм и противоречит культурным традициям России, но в первую очередь этот проект способствует разрушению исторического облика памятников истории и культуры. Эти надгробия, а так же всё кладбище в целом, представляют собой памятник погребального обряда XVIII — начала XX вв., которых сохранилось не так много на территории городского округа. Таких комплексов не наберется и десятка, а, следовательно, они представляют ценность для истории городского округа и должны быть сохранены в максимально аутентичном состоянии.
По факту перед нами открылась следующая картина: надгробия установлены на бетонное основание стены в произвольном порядке, пространство между ними заполнено кирпичной кладкой; на памятниках следы грубой транспортировки – сколы декоративных элементов, повреждения надписей, выбоины и отверстия для анкеров. Одно из надгробий вовсе укорочено по длине для того, чтобы его удалось установить в нужном месте, куда изначально оно не проходило из-за крупных габаритов.Эти повреждения были нанесены в результате грубого обращения при их перемещении. Также доподлинно известно, что один из памятников – яркий образец надгробия типа «часовня» – взят со своей исконной плиты-постамента, которая, в свою очередь, располагалась непосредственно над захоронением.
В данном случае имеют место следующие негативные моменты, которые допускать невозможно:
— во-первых, старинные надгробия являются частью нашей истории и представляют научную и культурную ценность в региональных масштабах. Они относятся к малым архитектурным произведениям ушедших эпох – это памятники каменотесного погребального дела, которые несут в себе информацию и увековечивают память живших сотни лет назад жителей земли Домодедовской. Таким образом, отсутствие родственников захороненных не является основанием для утилитарного использования надгробий в качестве элементов стены, в результате чего исключается возможность доступа к погребальным надписям, эпитафиям, фрагментам декора, а также искажается форма и размеры памятника. Стоит отметить, что для научного оборота важны все стороны надгробного камня, даже те, на которых погребальных текстов не имеется. Также утилитарное использование надгробий значительно обедняет проводимые силами проекта «Домодедовский некрополь» группы «Истокъ» научные изыскания в области каталогизации декора и сохранившихся на территории г.о. Домодедово памятников погребальной культуры периода Российской империи.
— во-вторых, историческое положение надгробий, или, по крайней мере, его реконструкция, является неотъемлемой частью исторического облика старинных церковных погостов, которые в большинстве своем утрачены. В Никитском же, этот момент сохранился достаточно хорошо, несмотря на то, что многие (но не все) памятники перемещены со своих первоначальных мест ещё в годы СССР. Следует также учитывать то, что для городского округа Домодедово это место остается исторически значимым.
— в-третьих, с моральной точки зрения возведение стены при помощи старинных надгробий является попранием памяти предков, халатным отношением к историческому наследию нашей земли. Данное действо в массах также вызывает негативное мнение, с чем мы и сталкиваемся в настоящее время — возрастающее количество критических статей в интернете растет с геометрической прогрессией.
— в-четвертых, способы транспортировки и установки надгробий на конструкции стены, противоречат принципам сохранения объектов историко-культурного наследия – многие памятники получили серьезные повреждения.
От одного из рабочих стало известно, что, якобы, таким способом пытаются сохранить надгробия с пользой для благоустройства территории, однако на деле о сохранении речи быть не может. Повреждения, полученные при перемещении камней, уже противоречат этому высказыванию, к тому же кирпичная кладка закрывает часть надгробия, тем самым исключает возможность в полной мере ознакомиться с его оформлением. Таким образом, в дальнейшем становится невозможным полноценно исследовать данные объекты историко-культурного наследия, что препятствует развитию научного краеведения, препятствует введению информации в научный оборот, а также ограничивает возможность полноценного ознакомления для граждан.
В тот же день, при разговоре с местными жителями мы столкнулись с резко негативным отношением к проводимым работам. Многие жители считают недопустимым подобное отношение к памяти наших предков, несмотря на то, что родственную связь поколений уже сложно проследить. Из этого следует, что кроме нанесения вреда объектам исторического наследия городского округа Домодедово, возведение стены с использованием старинных надгробий может подорвать авторитет и уважение к церкви. Этот пункт мы подчеркиваем особенно.
Проведенный нами опрос, в том числе в сети Интернет, показал, что 80% опрошенных категорически против утилитарного использования памятников погребальной культуры.
Дабы не допустить негативных последствий, считаем необходимым отказаться от идеи утилитарного использования исторических памятников, а провести работы по созданию мемориального участка кладбища, своего рода небольшого музея «Никитский некрополь» под открытым небом. Прекрасным примером восстановления исторического облика старинного кладбища служит погост с. Битягово, а в общероссийском масштабе – некрополь Донского монастыря.
Этот вопрос в наше время весьма актуален, так как проблема забвения исторических традиций в России несет под собой более глобальные последствия и пагубным образом отражается на культуре местного населения. Восстановление исторического вида кладбища поможет сохранить память о старых традициях и будет примером для возрождения исконных церковных обычаев. Если речь идёт о сохранении надгробий, то только такой вариант станет оптимальным и не затронет общественных морально-этических норм. Соответствие могил и надгробий в этом случае не будет играть роли, т. к. более важно реконструировать их положение в таком виде, какое было предусмотрено по обряду.
На данный момент необходимо приостановить работы по возведению стены до выяснения всех обстоятельств и принятия верного решения с учетом общественного мнения.
Кроме того, считаем своим долгом заявить, что все протесты, которые стали проводиться от имени группы «Истокъ», на самом деле к группе отношения не имеют.