Село Добрыниха (община Отрада и Утешение)

Успенский собор общины Отрада и Утешение, наше время.

На южных окраинах Домодедовской земли, «в лесной угрюмой стороне», как об этом образно сказал Б.И.Тимофеев, расположена Добрыниха — вотчина князей и графов Орловых в девятнадцатом — начале двадцатого веков.

В селе Семеновское, находящемся южнее Добрынихи, жил многие годы после отставки в 1775 году граф Владимир Григорьевич Орлов (1742-1831). В селе Семеновское В.Г.Орлов создал усадьбу под названием «Отрада».

А его супруга графиня Елизавета Ивановна в 1789 году купила село Щеглятьево и сельцо Ведищево, в 1806 году — село Максимиха, заимев таким образом, Щеглятьевскую вотчину.

Е.И.Орлова, чтя высокие достоинства своего супруга Владимира Григорьевича, завещала свою Щеглятьевскую вотчину в 1811 году мужу. Граф В.Г.Орлов скончался в 1831 году, и все имения унаследовала его дочь Екатерина Владимировна, по мужу Новосильцева.

По смерти Е.В.Новосильцевой ее вотчины перешли во владение племянника Владимира Петровича Давыдова, который царским дозволением с 1856 года стал именоваться Орловым-Давыдовым.

Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809-1882) — человек высокообразованный, много путешествовал по Италии и в Риме познакомился и подружился со знаменитым русским художником Карлом Павловичем Брюлловым. В.П. Орлов-Давыдов пригласил художника в свое имение «Отрада». Там в 1854 году К.П.Брюллов написал портрет супруги В.П.Орлова-Давыдова — Ольги Ивановны (портрет находится в Третьяковской галерее).

В.П.Орлов-Давыдов служил адъютантом генерал-фельдмаршала А.И.Барятинского.

У подпоручика Есипова В.П.Орлов-Давыдов приобрел в свою вотчину село Сокольниково, куда перевел школу, открытую Е.В.Новосильцевой в Щеглятьеве.

После кончины В.П.Орлова-Давыдова все его вотчины перешли во владение к Сергею Владимировичу — сыну, который жил в Санкт-Петербурге.

Его сестра Мария Владимировна — известная благотворительница, построила в 1885 году в Щеглятьеве церковно-приходскую школу. По этому случаю Священный Синод наградил её Библией.

За чаем в общине «Отрада и Утешение» с игуменьей Магдалиной (Мария Владимировна Орлова-Давыдова, сидит справа). 1900-е.

Графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова — фрейлина императрицы Марии Федоровны, дочь В.П.Орлова-Давыдова в 1883 году получила в наследство земли Щеглятьевской вотчины. Близ села Щеглятьево М.В.Орлова-Давыдова облюбовала Добрыниховскую пустынь под строительство, задуманной ею христианской общины. Она строит для общины двухэтажную кирпичную богадельню. Задачи и цель христианской общины она видит «в служении ближней окрестности в их нуждах, в уходе за больными, в обучении и воспитании детей женского пола и проч.»

В 1893 году Мария Владимировна строит домовой храм во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», которую она привезла с Афон. В июне 1894 года она написала письмо Московскому митрополиту о своем желании, «чтобы община в Добрынихе не имела внешних знаков монашества, а именно, чтобы сестры продолжали носить одежду крестьянского покроя для сохранения простоты и свободы служения ближнему», и чтобы послушницы были «готовы во всякое время дня и ночи на служение многоразличным нуждам больных и бедных и сирот окрестного крестьянского населения».

Обладая громадными капиталами Мария Владимировна жертвует общине 103 десятины земли и большие деньги в сумме двести тысяч рублей. М.В.Орлова-Давыдова, создав общину, становится настоятельницей её, игуменией Магдалиной. В 1899 году она приступает к созданию Соборного храма, заказывает проект академику архитектуры С.У.Соловьеву. В декабре 1900 года графиня передает общине всю землю, которой она владела, в количестве 1071 десятины 1196 сажен.

Архитектор С.У.Соловьев создает замечательный проект храма на подобие Успенского Кремлевского Собора.

Величественный Успенский Собор в Добрынихе был построен в 1901-1903 годах и 22 августа 1904 года был освящен Митрополитом Московским и Коломенским Владимиром. В течение нескольких лет создается монастырский комплекс, обнесенный высокой стеной с башнями по углам. Въезд в монастырь с западной стороны создан в виде арки, над которой мозаичная икона и звонница прямоугольной формы с тремя куполами, увенчанными крестами.

Успенский Собор в Добрынихе — уникальное сооружение, пятиглавый красавец вызывает чувство удивления и радости. К девяностолетию Собора был выпущен настенный календарь.

Успенский Собор украшен фресками и мозаикой и великолепно и красочно расписан внутри. Роспись во многом сохранилась до наших дней.

Детский приют в общине Отрада и Утешение, нач. XX в.

В Добрынинском монастыре были созданы здания: церковноприходская школа, приют для бедных детей, больница, двухэтажный корпус игумений, богадельня и домовой храм. Кроме того, различные подсобные помещения.

Об истории Добрынихи в двадцатом столетии сообщил краевед Г.Ф.Гарин (статья «Община «Добрыниха»: последние десятилетия» — Призыв, № 120-121 1999 г.) К 1913 году в общине «Добрыниха» проживало 130 монашествующих и сестер, 50 обитателей богадельни да 30 детей сирот в возрасте от двух до 14 лет воспитывалось в приюте. За счет настоятельницы Магдалины содержалась и частная лечебница».

На поддержание существования общины «Добрыниха» тратились огромными средства. «Основы ее финансового благополучия составляли процентные бумаги и кредитные билеты на сумму более чем 411 тыс. рублей, значительная часть которых была получена по завещанию графа Сергея Владимировича Орлова-Давыдова. В его духовной, составленной 15 апреля 1903 года душеприказчикам поручалось «продать по вольной цене фамильные бриллиантовые, жемчужные, а равно и другие драгоценные вещи и предметы… находящиеся …в особой шкатулке запечатанной моей гербовой печатью, и на вырученную сумму приобрести русские государственные или ипотечные бумаги, которые и передать в неприкосновенный капитал общине во имя иконы Божией Матери Отрада и Утешение, основанной моей родной сестрой монахиней Магдалиной в миру Марией Владимировной Орловой-Давыдовой и находящейся Московской губернии Серпуховского уезда при с. Щеглятьеве.»

Декоративная башня монастырской ограды общины Отрада и Утешение. Использовалась для хранения садового инвентаря. 1911 г.

До революции в 1916 году община получила 41,5 тысячи рублей дохода, тогда как расходы составляли чуть более 9 тысяч рублей. Значительные доходы — более 6 тысяч рублей — получены от продажи скота, плодов, овощей и мёда.

Община выделила в 1916 году на содержание больных в Покровской психиатрической больнице, на действующую армию и семьям призванных на войну и раненых солдат более двух тысяч рублей. К 1917 году у общины насчитывалось капитала на сумму 412 тысяч рублей. В годы революции и гражданской войны все эти капиталы были потеряны, но община выжила за счет своей трудовой деятельности. К 1920 году в общине числилось 113 членов, состоявших из крестьянок в возрасте от 18 до 59 лет, Община после революции сменила название, сначала называлась трудовой, а потом — совхозом.

Община избрала местный комитет, руководителем его был назначен И.Д.Сысенков, который назывался «заведующим совхоза». По сути он был «политический комиссар». Пахотная земля у общины была отобрана, оставив ей лишь небольшое количество неудобной и поросшей кустарником земли.

В общине нашли приют после революции княгиня Екатерина Петровна Васильчикова — племянница Орлова-Давыдова, принятая по просьбе Сысенкова в коллегии Моссовхоза. Она стала работать в канцелярии и преподавательницей на курсах. А потом существовала за счёт уроков французского языка и продажи личных вещей, в общине нашли приют княгиня П.А. Ширинская-Шахматова, Анна и Наталия — дочери военного инженера, генерал-майора Д. Языкова.

После создания устава сельхозартели община общим собранием постановила «организовать трудовую артель по разведению племенного скота, пчеловодству, огородничеству и семеноводчеству». Первой подписала устав артели игуменья Магдалина. 20 октября 1921 года община получила приказ о передаче Добрынихи из Моссовхоза в Москолхоз и перерегистрации её в артель. Был создан совет артели, во главе которого стала председатель Ксения Ефимовна Афиногенова. В списки колхоза внесены были игумения Магдалина, священник Н.К.Соколов, зав. полеводством А.Г.Смирнова, старшая скотница Е.В.Крутова, экономка А.А.Афиногенова, старшая пчельница, основатель пасеки при общине в 1897 год М.Т. Дровникова, а также три скотницы, две садовницы, птичница, хлебница, четыре кухарки, истопник, 11 чулочниц, 7 ткачих, две башмачницы, а остальные записаны, как рабочие сельского хозяйства, среди которых числились сестры Языковы».

В списке артели числилось 106 членов артели, двое были мужчины: священник Соколов и бывший политком Сысенков. Последнему порядок не понравился и он написал жалобу в Серпухов, проверяющий сумел объективно оценить обстановку и Сысенков вместе со своей семьей был отчислен из артели.

Краевед Г.Ф.Гарин сообщает: «жизнедеятельность артели во многом удалось обеспечить благодаря коллективистским принципам, сложившимся со времени основания общины на основе монастырского устава. Они мало в чем изменились и в новых условиях.»

Все трудились с учетом физических сил, наклонностей и специальности члена артели. Все доходы поступали в общую кассу, а члены артели имели общий стол. Личное имущество состояло из одежды и некоторых предметов домашнего обихода. Со склада выдавались для выполнения сельхозработ сапоги, валенки, пальто и другое. Рабочий день продолжался восемь часов. С 1925 года в артели введен шестипольный оборот. Хозяйство артели стало образцовым. Деятельность артели положительно оценивалась крестьянами соседних деревень, видя хорошие примеры. Управление артелью осуществлялось двояким путем: настоятельницей Магдалиной и через совет артели.

Под нажимом власти общее собрание 17 мая 1925 года исключило из списка артели игумению, священника и 13 бывших монахинь и инокинь, оставив их при артели. В сентябре 1925 года Серпуховским УИК принял решение о выселении из Добрынихи Давыдовой М.B., сестер Языковых, Ширинской П.А., Васильчиковой Е.П. Но губернская комиссия решила, что все они как «проживающие не в своем бывшем хозяйстве, а в сельхозартели «Добрыниха» под действие декрета от 20 марта 1925 года не подходят». 14 членов общины, в том числе М.В. Давыдова и Н.К. Соколов, были лишены избирательных прав.

27 сентября 1927 года президиум Серпуховского Уисполкома принял решение о ликвидации артели «Добрыниха» и создал ликвидационную комиссию. На базе артели потом был создан колхоз под названием «Весна». В начале 1929 года был поставлен вопрос о закрытии собора. Уполномоченный МОЗО, выехавший в Добрыниху, сделал роковое заключение: «собор никакого художественно-исторического значения и интереса не представляет, ликвидацию собора разрешить».

Сохранившаяся роспись купола алтарной апсиды Успенского собора, наше время.

После закрытия артели игумения Магдалина (Мария Владимировна Орлова-Давыдова) поселилась в деревне Степыгино и прожила там несколько лет, она скончалась в 1931 году и похоронена в дубовой роще возле монастыря — напротив своего дома. На могиле игумении простой деревянный крест с надписью: «Орлова-Давыдова Мария Владимировна, игумения Магдалина. 1840-1931». Родилась она в 1839 году — уточняет иеромонах Антоний.

Игумения Магдалина прожила долгую и сложную жизнь, отдав всю свою любовь Богу и людям. В народе её звали «Добрынихой» за ее доброту. Она оправдывала название этой местности — бывшей пустоши Добрыниха.

После закрытия артели здания монастыря использовались под Различные нужды, некоторое время здания монастыря использовались под подсобное хозяйство АМО. В 1934 году в монастыре открылась Московская городская психиатрическая больница. Во время войны в 1943-1945 годах ее возглавлял известный психиатр академик Олег Васильевич Кербиков. С 1984 года больницу возглавляет заслуженный врач Ю.Р. Красовский. На территории монастыря появились новые корпуса больницы.

Великолепный собор во имя Успения Божией Матери много утратил за прошедшие десятилетия, в настоящее время реконструируется и восстанавливается.

Успенский собор находится в Домодедовском благочинии, настоятелем собора является иеромонах Антоний (Семкин). Село Добрыниха входит в совхоз «Повадинский», в нем имелось на 1995 год — 308 хозяйств с 1411 жителями.

 © краевед Николай Чулков, 2002г.

Фото:
1. Надвратная звонница общины Отрада и Утешение в Добрынихе. Проект и строительство — С.У. Соловьев, академик архитектуры. «Ежегодник Общества архитекторов-художников», вып. 6. 1911.
2. Детали иконостаса. Царские врата. Проект и строительство — С.У. Соловьев, академик архитектуры. «Ежегодник Общества архитекторов-художников», вып. 6. 1911.
3. Главный дом общины с церковью «Отрада и Утешение», наше время.
4. Предполагаемая могила Марии Владимировны в Добрынихе, наше время.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии