Р. Л. РОЗЕНФЕЛЬДТ НОВЫЕ НАХОДКИ НА ГОРОДИЩАХ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА У Г. ПОДОЛЬСКА
Среди памятников раннего железного века бассейна р. Пахры (приток р. Москвы) хуже других изучено Борисоглебское городище, расположенное рядом с полностью исследованным Щербинским городищем. В 2 км к востоку от г. Подольска, на правом берегу р. Пахры.
Работы на памятнике были затруднены наличием на его площадке современного кладбища. Проведенная нами в 1964 г. шурфовка склонов Борисоглебского городища и сбор подъемного материала в последующие годы дали значительное число находок. Найдены три скобеля из ребер коровы, с заостренным краем (рис 1,1) и несколько костяных наконечников стрел (рис. 1,2—5) — один с уступом при переходе от пера к черешку, другой однотипный, асимметричный, предназначенный для стрельбы из лука по рыбе; встретились многочисленные костяные про¬колки, в том числе с подправленными головками (ряс. 1,6—8). Были обнаружены также сравнительно небольшой костяной однозубый гарпун с муфточкой (рис. 1,9), клык кабана со следами обработки и коготь медведя со сверловой (рис. 1, 10), которые, по-видимому, использовалась как амулеты.
Особенно многочисленны изделия из глины. Опять встретились грузики дьякова типа нескольких разновидностей, преимущественно поздние (рис. 1, 11, 12). Глиняные бусы были трех видов — круглые, цилиндрической формы, лепешковидные (рис. 1,13—15). Интересна треугольная глиняная подвеска с выделенным ушком (рис. 1,16). Найдено одно пряслице биконической формы (рис. 1,17) из глины черного цвета, подлощеное. Интересны находки обломков глиняных фигурок, изображающих людей. Верхняя часть их схематизирована и имеет вид креста (рис. 1,18—20), на одной — точечный орнамент. На расположенном рядом Щербинском городище среди огромной коллекции нет ни одной подобной фигурки, хотя памятники одновременны. По-видимому, территория городища какое то время использовалась как культовое место. Такие фигурки встречаются только на отдельных городищах, среди которых нам известно три: Дьяковское, Отмичи и Кузнечики (по-видимому, они также были религиозными центрами).
Были найдены еще миниатюрные «рогатые кирпичи» и обломки больших «рогатых кирпичей» (рис.1, 22-23). Интересно, что для южного Подмосковья характерны свои разновидности изделий этого рода. Там были распространены «рогатые кирпичи» с продольной канавкой по верху глиняного блока.
Среди орудий литейного производства отметим форму для отливки медной пластины (рис. 1, 24) , один целый и несколько обломков крупных с сильно шлакированной поверхностью тиглей-льячек особой конструкции, с канавкой по верхней части «рукоятки» (рис. 2,1). Такие тигли мы относим ко второй половине 1 тысячелетия н. э. Они существенно отличаются от распространенных в той же территории мелких льячек с дыркой в рукояти для деревянной ручки (последние датируются време¬нем до первой половины I тысячелетия н. э. и, как правило, не бывают ошлакованными). Такие крупные тигли встречались ранее на Щербинском и Троицком городищах в верхних горизонтах. На Троицком городище, где открыта мастерская литейщика, было до десятка подобных тиглей. Тигли-льячки такой конструкции ставились в горн и вынимались из него специальными клещами, напоминающими по виду кричные. Их губки, округлые у перекрестья в вытянутые к концам, плотно охватывают тигель. Такие клещи для тиглей встретились на Щербинском городище. Канавка по верху «ручки» тигля служила литком для расплавленного металла.
Среди изделий из меди интересна, по-видимому, поясная, ложнозерненая накладка в виде сложного бантика (рис. 2,2). Украшения, выполненные в такой манере, казалось бы, датируются IV—V вв. по нахождению их в кладе на Троицкой городище вмести с венчиком мощинского типа. Нам представляется, однако, что украшения эти бытовали и позже, так как в этом же кладе есть пластинка, украшенная волютами с двойными точечками зерни по краям. Этот прием орнаментации характерен для VIII— IX вв. Сам «мощинский венчик» в Троицком кладе производит впечатление более позднего предмета по сравнению с экземпляром, найденным на Мощинском городище вместе с эмалями. Поэтому клад на Троицком городище, как и ложнозерненую пластинку с Борисоглебского городища, следует датировать VI—VII вв.
К тому же времени следует относить и выполненную в ложнозерненой технике нагрудную подвеску, украшенную по краям колокольчиками (рис. 2,3). По нижнему краю ее семь петелек для шумящих подвесок, которые на этом украшении отсутствуют. Более скромней и, по-видимому, несколько более ранняя подвеска такого типа есть в составе клада, найденного на Троицком городище. На длинных цепочках к ней подвешены прорезные колокольчики. Это наиболее ранние образцы шумящих подвесок в Подмосковье.
Изделий из железа на Борисоглебском городище найдено немного. Среди них несколько ножей первых веков нашей эры с горбатыми спинками, железные шилья, обломки железных колец. Одни из ножей (рис. 2,4), несмотря на фрагментарность, оказался почти не сточенным и поэтому дает хорошее представление о первоначальной форме изделий такого рода. Обычные же находки ножей не дают возможности судить о первоначальной форме предмета. Все они сточены на износ.
Из собранных обломков керамики составилось только пять целых сосудов. Один горшок раннего типа, с простым венчиком на плиточном поддоне и с закраиной, датируется последними веками до нашей эры. Поверхности его покрыта сетчатыми отпечатками (рис 2, 10). Четыре других сосуда гладкостенные. Три из них небольшие, почти миниатюрные. Высота самого крупного 9,3 см (рис. 2, 5, 6,8). Последний, пятый, под обрезом края имеет орнамент из отпечатков косо поставленной палочки, сгруппированных в треугольники (рис. 2, 7). Кроме предметов раннежелезного века на Борисоглебском городище найдены изделия ХII-XIV вв. (в это время у подножья древнего поселения располагалось славянское селище) — славянские ножи, шиферные пряслица, ключи, части замков и керамика.
Большой интерес представляет обнаруженный на Щербинском городище в 1967 г. обломок звена прорезной цепи от ритона, украшенный выемчатой эмалью красного цвета. По форме предмет сходен с фибулами мощинского типа (рис. 2, 9) и, по-видимому, датируется V в. Это первая находка цепи ритона в Подмосковье и пока одна из немногих, здесь находок предметов с выемчатыми эмалями мощинского типа.