«Не боевые потери». О гибели Коцебы

Воспоминания Героя Советского Союза Сергея Павловича Шпунякова 
В крыле у «Дракона”, 2008 г.

Наш молодой командир корпуса Е. Я. Савицкий, отличный истребитель, ас, самородок чкаловской хватки, в это время, после приёма у И. В. Сталина был настроен на главное: добиться максимально возможного боевого настроя в полках и дивизиях. Проблема – как устранить последствия отсутствия боевого опыта. Он хотел добыть хотя бы по два-три фронтовика на каждый полк. Командование запасной бригады изыскало для нашего полка Героя Советского Союза капитана Г. П. Коцебу. Он был на фронте командиром эскадрильи, провёл два десятка боёв, удачно бомбил переправу.

К сожалению, Коцеба, который после переучивания в запасе на «Як” несколько месяцев был в штате боевой подготовки бригады как имеющий боевой опыт и высокое звание Героя Советского Союза, до фронта не добрался. Жизнь внесла свои коррективы. В последний момент перед вылетом в Люберцы, куда прилетели полки корпуса, в спешке подняв полк, не получив указаний от командира дивизии, он возглавил перелёт полка из Вольска в Люберцы. Штаб полка, руководящий состав управления (заместитель, штурман, начальник воздушно-стрелковой службы) сам ещё не знал об основных задачах момента). Командир знал только главную задачу — возглавить перелёт полка и доложить о выполнении. Роль комиссара полка оказалась нулевой… И вот результат…

Во главе первой авиаэскадрильи Коцеба прилетел в Люберцы. Сразу же получил задачу лично на боевом самолёте проверить выделенную площадку для временного базирования и обеспечить его…

На площадку, подобранную штабом корпуса, была направлена группа техников для приёма самолётов. Грунтовое поле было проверено специалистами, а оно имело снежный покров…

Коцеба в спешке, не разобравшись с условиями на аэродроме, не выключая мотора, распорядился «посадить на хвост самолёта” моториста во избежание капотирования (опрокидывания при движении) на плотном снежном покрове, чтобы самолёт не пошёл на нос и не поломал винт…

Коцеба, выполнив рулёжку в таких условиях, когда влияние снежного вихря от винта затрудняло задачу, забыл дать команду мотористу, чтобы тот с хвоста спрыгнул, и пошел на взлёт. Тот у него так на стабилизаторе и остался сидеть. На первом развороте самолёт сорвался — оба они погибли.

Текст прислал Андрей Федорович Демидов

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии