Главная » Статьи » Домодедовская история » Деревни и сёла

Серафимо-Знаменский скит (монастырь)
На Домодедовской земле Божьим промыслом схиигумении Фамарь (в миру Тамара Александровна Марджанова) в 1910-1912 годах основала Серафимо-Знаменский скит (монастырь)

История монастыря началась в 1892 году, когда протоиерей Иоанн Кронштадтский, предвидя судьбу монахини Ювеналии (будущей схиигумении Фамарь), возложил на ее три креста. Схиигумения Фамарь была настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского скита под Москвой.

Место для постройки скита было выбрано в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов. Древняя дорога, существовавшая от деревни Заборье на село Битягово, разветвлялась у Большой священной сосны: одна (левая) вела к Воскресенскому храму села Битягово, а другая (правая) - к Битяговской мельнице. Между этими дорогами вблизи реки Рожайки и был построен скит. В древности здесь находилось славянское поселение. К югу от скита у Битяговской дороги к началу строительства скита был небольшой хуторок, расположенный на поляне (это место в описаниях именуется «хуторок»).

При строительстве ансамбля скита на хуторке были построены хозяйственные и скотные дворы и домик, в которых жили монахини-послушницы, работающие по содержанию скота.

Архитектурный вид и убранство Серафимо-Знаменского скита

Скит (монастырь) был построен в честь иконы Божией Матери «Знамение» и в память преподобного Серафима Саровского. По замыслу устроителей он был возведен с использованием символических чисел: 3,12,24,33.

Проект Серафимо-Знаменского скита составил архитектор Леонид Васильевич Стеженский, который приезжал с матушкой Ювеналией на место постройки.

Серафимо-Знаменский скит, по описанию епископа Арсения, был обнесен оградой на протяжении тридцати трех сажен в квадрте в память тридцати трех лет земной жизни Господа. В центре скита построен храм пирамидальной формы в стиле XVII века в честь иконы Божией Матери «Знамение» и преподобного Серафима с усыпальницей и престолом в нижней части храма в честь равноапостольной Нины.

С наружной стороны храм имеет двадцать четыре уступа по числу двадцати четырех апокалипсических старцев и венчается главой, знаменующей Господа Иисуса Христа. В храме имелись дубовый иконостас, чаши с прибором деревянные – карельской березы; хоругви, аналои, киоты - все в одном стиле. С правой и левой сторон - храмовые иконы Знамения Божией Матери и преподобного Серафима чудной понетаевской работы.

В ограде построены по числу двенадцати апостолов двенадцать небольших кирпичных домиков, из которых каждый находился под покровительством одного из двенадцати апостолов, домики соответственно назывались их именами и имели на наружной стене, составляющей часть ограды, изображение своего покровителя. День прославления Церковью апостола являлся, как бы храмовым праздником домика, насельницам коего вменялось всегда ему молиться и подражать его подвигам. Один домик служил общей трапезной и кухней.

В скиту могли жить только тридцать три сестры - соответственно числу лет земной жизни Господа, а в каждом домике - по три сестры.

В передней части скита посередине стоял большого размера образ Спасителя с неугасимой лампадой. Над святыми воротами помещалась звонница с прекрасным подбором небольших колоколов, звон производился по древнеростовскому мотиву.

По углам ограды были устроены четыре башни, на которых были укреплены вылепленные из гипса архангелы с трубами, как бы готовящиеся возвестить Пришествие Христово.

Помимо святых ворот в скиту имелись добавочные: с правой стороны для хозяйственных надобностей, а с левой - небольшая «лесная калитка», которая открывалась прямо в рощу (дорожка от нее вела, на мельничную дорогу). Отсюда была проложена ровная дорожка к кургану, около которого было поставлено выполненное на цинке изображение преподобного Серафима, идущего с топором и котомкой за плечами. При открытой калитке создавалось впечатление, что преподобный Серафим идет в скит. Это было излюбленное место матушки и сестер скита.

Внутри ограды иных построек не было. Хозяйственные постройки были с южной стороны скита.

Строительство Серафимо-Знаменского скита началось с завоза строительных материалов в феврале 1909 года. В начале мая 1909 года игумения Ювеналия вместе с казначеем и архитектором поехала на хутор, чтобы окончательно выбрать место и благословить начало работ. Обмерили нужное пространство и начали рыть канавы для фундамента, а самую закладку предположили совершить 20 мая. Однако Управление Рязанско-Уральскай дороги считало намеченный участок в семь десятин своим... По воспоминаниям епископа Арсения, «вслед за этим на второй день приехала с хутора мать казначея и сообщила, что уже побывала комиссия, все осмотрела и потребовала прекращения работ, указав на состоявшееся ранее соглашение».

Игумения Ювеналия со смущенной душой снова отправилась к отцу Алексию в Зосимову пустынь и рассказала ему обо всем. Старец выслушал и спокойно сказал: «Ну что ж? Нельзя нам на том месте - созидайте на другом, ведь лес-то велик, а устраивать непременно нужно. Пусть твои сестры обойдут всю рощу и наметят сколько подходящих пунктов, потом ты сама поедешь, и любой из них выберешь. А если угодно будет Преподобному, то отбираемое место вернется», - пророчески добавил затворник.

Матушка Ювеналия поехала за благословением относительно устройства скита к оптинским старцам. Все старцы, как бы сговорившись, отвергали второе и советовали начать первое: «Ибо сама царица Небесная хочет этого». Оптинский старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) одарил посетительницу многими священными предметами и вручил на память картину «Тайная вечеря». Прозорливец с миром отпустил её домой.

«Вернувшись в Москву, - читаем мы в воспоминаниях епископа Арсения, - наша матушка решила подчиниться общему голосу духовных отцов и через несколько дней послала на хутор казначею, с тем, чтобы она вместе с другими сестрами по совету отца Алексия обошла весь лес и наметила несколько мест, подходящих для постройки скита. Поручение немедленно же было исполнено, а вскоре сама матушка поехала на хутор для осмотра. Собралась как бы целая комиссия из близких ей лиц. В числе которых был строгий духовник со Старого Афона отец Иессей. Все остановили свой выбор на сосновом лесу близ деревни Редькино. Сотворив молитву, названный старец зарыл здесь в землю, как основу, Иерусалимский крест».

Но матушка Ювеналия на атом не успокоилась. Она едет к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры отцу Товию. Отец Товий, приняв матушку, сказал ей: «Ну, матушка, помолимся, я буду Вас благословлять: Вы должны сами устраивать скит - это воля Царицы Небесной. Если одно место не нравится, ищите другое, по Духу, но отнюдь не отказывайтесь устраивать должно». Матушка, вернувшись от отца Товия, тут же написала в Управление Рязанско-Уральской дороги вескую бумагу. А вскоре была получена, следующая телеграмма, в которой Управление отказывалось от «эксплуатации песка близ станции Востряково на участке, принадлежавшей Покровской общине.»

Игумения Ювеналия вместе с архитектором через день направилась на хутор, где выяснилась ошибка: при первичной закладке фундамента церковь была бы ориентирована не на восток, а на северо-восток. Фундамент был переделан и, 27 июля 1910 года окончен.

Закладка Серафимо-Знаменского скита состоялась в три час» пополудни 27 июля, а празднество в связи с этим было положен отмечать 28 июля (10 августа по новому стилю) - в день Серафимо- Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление», находившейся в келии преподобного Серафима, и в день, когда творится память его мирского ангела апостола Прохора. Закладка скита совершилась таким образом, в знаменательный день.
Строился скит с июля 1910 по сентябрь 1912 года. Епископ Арсений сообщает: «Все планы внешнего и внутреннего распорядка матушка поверяла одному своему высокому духовному другу (вероятно преподобномученице Елизавете Феодоровне)».

На торжество закладки Серафимо-Знаменского скита из Москвы прибыл настоятель Знаменского монастыря архимандрит Модест, который совершил молебствие с водоосвящением. Первый камень в основание скита положила игумения Ювеналия. Новосозданную обитель освятил Митрополит Владимир 23 сентября (6 октября н.ст.) 1912 года.

Комиссия по охране памятников искусства, посетившая скит после его постройки, была поражена высокой идеей, вложенной в него, и выдала настоятельнице особую грамоту, в которой значилось: «Серафимо-Знаменский скит по своему индивидуальному, самобытному внутреннему и внешнему устройству заслуживает особого внимания и подлежит сохранению как редкий церковный памятник».

Действовал Серафимо-Знаменский скит (не символично ли?) двенадцать лет, с 1912 по 1924 год. Это были годы первой мировой и гражданской войн и годы гонений на Православную Церковь.

Подвижническая жизнь схиигумении Фамари

В конце июня 1908 года игумения Ювеналия поехала в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться в Царском скиту, принадлежащем указанной обители и находящемся в двенадцати верстах от Сарова. В тот же день случилось знаменательное событие. Когда матушка после обедни усердно молилась пред чудотворной иконой Знамения Божией Матери, прославившейся в Понетаевском монастыре, то услышала как бы глас от Царицы Небесной: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим». И глас этот повторялся всякий раз, как матушка подходила к иконе.

Вот так и привело ее к созданию собственного Серафимо-Знаменского скита. Исполнилось предсказание отца Иоанна Kpoнштадского о трех крестах. Игумения Ювеналия была настоятельницей трех монастырей: Бодбийского в Грузии, Покровской общины Москве и Серафимо-Знаменского скита под Москвой, на Домодедовской земле.

Игумения Ювеналия управляла Серафимо-Знаменским скитом, двенадцать лет - с 1912 по 1924 год. Она внимательно следила за жизнью скитянок, сама показывала во всем пример строгого пустынножительства. По совету старцев игумения Ювеналия приняла схиму. Митрополит Макарий, возвратившийся из Тобольска, неожиданно посетил матушку Ювеналию и, взяв с нее слово не оставлять настоятельского послушания, возложил обе руки на ее голову, произнес молитву и уехал. Пострижение игумении Ювеналии состоялось 21 сентября ст.ст. 1916 - года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, в маленьком храме Серафимо-Знаменского скита с наречением ей имени схиигумения Фамарь.

В эпоху гонений на Православную церковь летом и осенью 1918 года в Серафимо-Знаменском скиту жили епископ Арсений и архимандрит Серафим - будущий епископ Дмитровский. Владыка Арсений жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя духовной жизнью скитских сестер, ежедневно совершая Божественные литургии в киновийном храме. После закрытия скита для матушки начались двенадцать скитальческих лет, сначала она жила в Марфо-Мариинской обители, а после ее закрытия приехала в село Кузьменки под Серпухов.

В период новой волны арестов 1929-1931 годов схиигумения Фамарь была репрессирована и сослана с несколькими своими сестрами и иеромонахом Филаретом в Сибирь.

В 1936 году епископ Арсений напутствовал схиигумению Фамарь перед ее кончиной и отпевал ее в доме на станции Планерная, где она жила в последние годы по возвращении из ссылки. Так закончилась земная подвижническая жизнь настоятельницы Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь скончалась 10/ 23 июня 1936 года. Похоронена она в Москве, на Введенском кладбище.

Историческая судьба Серафимо-Знаменского скита

После закрытия скита в его стенах разместилась Заборьевская больница, которая существовала с 1925 по 1965 год. После еще оставалась в отдельном домике Заборьевская амбулатория, которая также была прикрыта. Здесь, начиная с 1925 года в молитвенно освященных местах вблизи Знаменской церкви, рождались младенцы в течение сорока лет - это несколько поколений окрестных сел и деревень. В этих благодатных местах всегда по-особому радовалась душа. От храма, от монастырских стен, от земли, по которой ходили жившие и молившиеся здесь монахини, исходит неиссякаемая Христова благодать.

С 1966 года по 1974 год скит использовался под пионерский лагерь Подольского профсоюза медицинских работников «Спутник». В 1974 году пионерский лагерь был передан на баланс завода «Криптон».

В 1997 году спустя 73 года после закрытия скита была вновь зарегистрирована православная община.

А постановлением двух министерств и заключенного договора на безвозмездное и безвременное пользование зданиями и имуществом скита с 1-го декабря 1999 года Серафимо-Знаменский скит находится в Домодедовском благочинии.

15 января 1999 года на праздник преподобного Серафима Саровского состоялось первое Богослужение в храме скита, а 27 января 2000 года в день праздника Святой равноапостольной Нины в скиту вновь поселились насельницы во главе с монахиней Иннокентией.

Решением Синода Русской Православной Церкви от 15 марта 2000 года в Серафимо-Знаменском скиту возобновлена монашеская жизнь.

Со дня кончины схиигумении Фамари прошло шестьдесят пять лет. Ее детище Серафимо-Знаменский скит, в создание которого она вложила много своей энергии, молитв и материальных средств, возрождается.

© краевед Николай Чулков, 2002 г.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ -
Категория: Деревни и сёла | Добавил: Владимир_Шлёнсков (29.12.2010) | Автор: Николай Чулков W
Просмотров: 5306 | Теги: Битягово, скит, Фамарь
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]