Главная » Статьи » Домодедовская история » Деревни и сёла

Село Добрыниха (община Отрада и Утешение)

Успенский собор общины Отрада и УтешениеНа южных окраинах Домодедовской земли, «в лесной угрюмой стороне», как об этом образно сказал Б.И.Тимофеев, расположена Добрыниха - вотчина князей и графов Орловых в девятнадцатом - начале двадцатого веков.
   
В селе Семеновское, находящемся южнее Добрынихи, жил многие годы после отставки в 1775 году граф Владимир Григорьевич Орлов (1742-1831). В селе Семеновское В.Г.Орлов создал усадьбу под названием «Отрада».
   
А его супруга графиня Елизавета Ивановна в 1789 году купила село Щеглятьево и сельцо Ведищево, в 1806 году - село Максимиха, заимев таким образом, Щеглятьевскую вотчину.
   
Е.И.Орлова, чтя высокие достоинства своего супруга Владимира Григорьевича, завещала свою Щеглятьевскую вотчину в 1811 году мужу. Граф В.Г.Орлов скончался в 1831 году, и все имения унаследовала его дочь Екатерина Владимировна, по мужу Новосильцева.
   
По смерти Е.В.Новосильцевой ее вотчины перешли во владение племянника Владимира Петровича Давыдова, который царским дозволением с 1856 года стал именоваться Орловым-Давыдовым.
   
Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809-1882) - человек высокообразованный, много путешествовал по Италии и в Риме познакомился и подружился со знаменитым русским художником Карлом Павловичем Брюлловым. В.П. Орлов-Давыдов пригласил художника в свое имение «Отрада». Там в 1854 году К.П.Брюллов написал портрет супруги В.П.Орлова-Давыдова - Ольги Ивановны (портрет находится в Третьяковской галерее).
   
В.П.Орлов-Давыдов служил адъютантом генерал-фельдмаршала А.И.Барятинского.
   
У подпоручика Есипова В.П.Орлов-Давыдов приобрел в свою вотчину село Сокольниково, куда перевел школу, открытую Е.В.Новосильцевой в Щеглятьеве.
   
После кончины В.П.Орлова-Давыдова все его вотчины перешли во владение к Сергею Владимировичу - сыну, который жил в Санкт-Петербурге.
   
Его сестра Мария Владимировна - известная благотворительница, построила в 1885 году в Щеглятьеве церковно-приходскую школу. По этому случаю Священный Синод наградил её Библией.
   
Графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова - фрейлина императрицы Марии Федоровны, дочь В.П.Орлова-Давыдова в 1883 году получила в наследство земли Щеглятьевской вотчины. Близ села Щеглятьево М.В.Орлова-Давыдова облюбовала Добрыниховскую пустынь под строительство, задуманной ею христианской общины. Она строит для общины двухэтажную кирпичную богадельню. Задачи и цель христианской общины она видит «в служении ближней окрестности в их нуждах, в уходе за больными, в обучении и воспитании детей женского пола и проч.»
   
В 1893 году Мария Владимировна строит домовой храм во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», которую она привезла с Афон. В июне 1894 года она написала письмо Московскому митрополиту о своем желании, «чтобы община в Добрынихе не имела внешних знаков монашества, а именно, чтобы сестры продолжали носить одежду крестьянского покроя для сохранения простоты и свободы служения ближнему», и чтобы послушницы были «готовы во всякое время дня и ночи на служение многоразличным нуждам больных и бедных и сирот окрестного крестьянского населения».
   
Общинный приют для девочек-сирот в ДобрынихеОбладая громадными капиталами Мария Владимировна жертвует общине 103 десятины земли и большие деньги в сумме двести тысяч рублей. М.В.Орлова-Давыдова, создав общину, становится настоятельницей её, игуменией Магдалиной. В 1899 году она приступает к созданию Соборного храма, заказывает проект академику архитектуры С.У.Соловьеву. В декабре 1900 года графиня передает общине всю землю, которой она владела, в количестве 1071 десятины 1196 сажен.
   
Архитектор С.У.Соловьев создает замечательный проект храма на подобие Успенского Кремлевского Собора.
   
Величественный Успенский Собор в Добрынихе был построен в 1901-1903 годах и 22 августа 1904 года был освящен Митрополитом Московским и Коломенским Владимиром. В течение нескольких лет создается монастырский комплекс, обнесенный высокой стеной с башнями по углам. Въезд в монастырь с западной стороны создан в виде арки, над которой мозаичная икона и звонница прямоугольной формы с тремя куполами, увенчанными крестами.

Успенский Собор в Добрынихе - уникальное сооружение, пятиглавый красавец вызывает чувство удивления и радости. К девяностолетию Собора был выпущен настенный календарь.
   
Успенский Собор украшен фресками и мозаикой и великолепно и красочно расписан внутри. Роспись во многом сохранилась до наших дней.
   
В Добрынинском монастыре были созданы здания: церковноприходская школа, приют для бедных детей, больница, двухэтажный корпус игумений, богадельня и домовой храм. Кроме того, различные подсобные помещения.
   
Об истории Добрынихи в двадцатом столетии сообщил краевед Г.Ф.Гарин (статья «Община «Добрыниха»: последние десятилетия» - Призыв, № 120-121 1999 г.) К 1913 году в общине «Добрыниха» проживало 130 монашествующих и сестер, 50 обитателей богадельни да 30 детей сирот в возрасте от двух до 14 лет воспитывалось в приюте. За счет настоятельницы Магдалины содержалась и частная лечебница».
   
На поддержание существования общины «Добрыниха» тратились огромными средства. «Основы ее финансового благополучия составляли процентные бумаги и кредитные билеты на сумму более чем 411 тыс. рублей, значительная часть которых была получена по завещанию графа Сергея Владимировича Орлова-Давыдова. В его духовной, составленной 15 апреля 1903 года душеприказчикам поручалось «продать по вольной цене фамильные бриллиантовые, жемчужные, а равно и другие драгоценные вещи и предметы... находящиеся ...в особой шкатулке запечатанной моей гербовой печатью, и на вырученную сумму приобрести русские государственные или ипотечные бумаги, которые и передать в неприкосновенный капитал общине во имя иконы Божией Матери Отрада и Утешение, основанной моей родной сестрой монахиней Магдалиной в миру Марией Владимировной Орловой-Давыдовой и находящейся Московской губернии Серпуховского уезда при с. Щеглятьеве.»
   
Мария Владимировна Орлова-Давыдова с сестрами обителиДо революции в 1916 году община получила 41,5 тысячи рублей дохода, тогда как расходы составляли чуть более 9 тысяч рублей. Значительные доходы - более 6 тысяч рублей - получены от продажи скота, плодов, овощей и мёда.
   
Община выделила в 1916 году на содержание больных в Покровской психиатрической больнице, на действующую армию и семьям призванных на войну и раненых солдат более двух тысяч рублей. К 1917 году у общины насчитывалось капитала на сумму 412 тысяч рублей. В годы революции и гражданской войны все эти капиталы были потеряны, но община выжила за счет своей трудовой деятельности. К 1920 году в общине числилось 113 членов, состоявших из крестьянок в возрасте от 18 до 59 лет, Община после революции сменила название, сначала называлась трудовой, а потом - совхозом.
   
Община избрала местный комитет, руководителем его был назначен И.Д.Сысенков, который назывался «заведующим совхоза». По сути он был «политический комиссар». Пахотная земля у общины была отобрана, оставив ей лишь небольшое количество неудобной и поросшей кустарником земли.
   
В общине нашли приют после революции княгиня Екатерина Петровна Васильчикова - племянница Орлова-Давыдова, принятая по просьбе Сысенкова в коллегии Моссовхоза. Она стала работать в канцелярии и преподавательницей на курсах. А потом существовала за счёт уроков французского языка и продажи личных вещей, в общине нашли приют княгиня П.А. Ширинская-Шахматова, Анна и Наталия - дочери военного инженера, генерал-майора Д. Языкова.
   
После создания устава сельхозартели община общим собранием постановила «организовать трудовую артель по разведению племенного скота, пчеловодству, огородничеству и семеноводчеству». Первой подписала устав артели игуменья Магдалина. 20 октября 1921 года община получила приказ о передаче Добрынихи из Моссовхоза в Москолхоз и перерегистрации её в артель. Был создан совет артели, во главе которого стала председатель Ксения Ефимовна Афиногенова. В списки колхоза внесены были игумения Магдалина, священник Н.К.Соколов, зав. полеводством А.Г.Смирнова, старшая скотница Е.В.Крутова, экономка А.А.Афиногенова, старшая пчельница, основатель пасеки при общине в 1897 год М.Т. Дровникова, а также три скотницы, две садовницы, птичница, хлебница, четыре кухарки, истопник, 11 чулочниц, 7 ткачих, две башмачницы, а остальные записаны, как рабочие сельского хозяйства, среди которых числились сестры Языковы».
   
Декоративная башня Отрада и УтешениеВ списке артели числилось 106 членов артели, двое были мужчины: священник Соколов и бывший политком Сысенков. Последнему порядок не понравился и он написал жалобу в Серпухов, проверяющий сумел объективно оценить обстановку и Сысенков вместе со своей семьей был отчислен из артели.
   
Краевед Г.Ф.Гарин сообщает: «жизнедеятельность артели во многом удалось обеспечить благодаря коллективистским принципам, сложившимся со времени основания общины на основе монастырского устава. Они мало в чем изменились и в новых условиях.»
   
Все трудились с учетом физических сил, наклонностей и специальности члена артели. Все доходы поступали в общую кассу, а члены артели имели общий стол. Личное имущество состояло из одежды и некоторых предметов домашнего обихода. Со склада выдавались для выполнения сельхозработ сапоги, валенки, пальто и другое. Рабочий день продолжался восемь часов. С 1925 года в артели введен шестипольный оборот. Хозяйство артели стало образцовым. Деятельность артели положительно оценивалась крестьянами соседних деревень, видя хорошие примеры. Управление артелью осуществлялось двояким путем: настоятельницей Магдалиной и через совет артели.
   
Под нажимом власти общее собрание 17 мая 1925 года исключило из списка артели игумению, священника и 13 бывших монахинь и инокинь, оставив их при артели. В сентябре 1925 года Серпуховским УИК принял решение о выселении из Добрынихи Давыдовой М.B., сестер Языковых, Ширинской П.А., Васильчиковой Е.П. Но губернская комиссия решила, что все они как «проживающие не в своем бывшем хозяйстве, а в сельхозартели «Добрыниха» под действие декрета от 20 марта 1925 года не подходят». 14 членов общины, в том числе М.В. Давыдова и Н.К. Соколов, были лишены избирательных прав.
    
27 сентября 1927 года президиум Серпуховского Уисполкома принял решение о ликвидации артели «Добрыниха» и создал ликвидационную комиссию. На базе артели потом был создан колхоз под названием «Весна». В начале 1929 года был поставлен вопрос о закрытии собора. Уполномоченный МОЗО, выехавший в Добрыниху, сделал роковое заключение: «собор никакого художественно-исторического значения и интереса не представляет, ликвидацию собора разрешить».
   
Фрагмент росписи Успенского собораПосле закрытия артели игумения Магдалина (Мария Владимировна Орлова-Давыдова) поселилась в деревне Степыгино и прожила там несколько лет, она скончалась в 1931 году и похоронена в дубовой роще возле монастыря - напротив своего дома. На могиле игумении простой деревянный крест с надписью: «Орлова-Давыдова Мария Владимировна, игумения Магдалина. 1840-1931». Родилась она в 1839 году - уточняет иеромонах Антоний.
   
Игумения Магдалина прожила долгую и сложную жизнь, отдав всю свою любовь Богу и людям. В народе её звали «Добрынихой» за ее доброту. Она оправдывала название этой местности - бывшей пустоши Добрыниха.
   
После закрытия артели здания монастыря использовались под Различные нужды, некоторое время здания монастыря использовались под подсобное хозяйство АМО. В 1934 году в монастыре открылась Московская городская психиатрическая больница. Во время войны в 1943-1945 годах ее возглавлял известный психиатр академик Олег Васильевич Кербиков. С 1984 года больницу возглавляет заслуженный врач Ю.Р. Красовский. На территории монастыря появились новые корпуса больницы.
   
Великолепный собор во имя Успения Божией Матери много утратил за прошедшие десятилетия, в настоящее время реконструируется и восстанавливается.
   
Успенский собор находится в Домодедовском благочинии, настоятелем собора является иеромонах Антоний (Семкин). Село Добрыниха входит в совхоз «Повадинский», в нем имелось на 1995 год - 308 хозяйств с 1411 жителями.

 © краевед Николай Чулков, 2002г.

Фото вверху:
1. Успенский собор общины Отрада и Утешение в Добрынихе.
2. Воспитанницы приюта общины для девочек-сирот. 1900-е.
3. За чаем в общине "Отрада и Утешение". Крайняя справа - Игумения Магдалина (Мария Владимировна Орлова-Давыдова). 1900-е.
4. Угловая декоративная башня ограды монастыря. Использовалась для хранения садового инвентаря. 1911 г.
5. Фрагмент сохранившейся росписи алтарной апсиды Успенского собора. 


Фото внизу:
1. Надвратная звонница общины Отрада и Утешение в Добрынихе. Проект и строительство - С.У. Соловьев, академик архитектуры. "Ежегодник Общества архитекторов-художников", вып. 6. 1911.
2. Детали иконостаса. Царские врата. Проект и строительство - С.У. Соловьев, академик архитектуры. "Ежегодник Общества архитекторов-художников", вып. 6. 1911. 
3. Главный дом общины с церковью "Отрада и Утешение".  
4. Предполагаемая могила Марии Владимировны в Добрынихе.

Звонница общины Отрада и Утешение в Добрынихе Детали иконостаса 1911

Главный дом общины с церковью Отрада и Утешение Могила Марии Владимировны Орловой-Давыдовой

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ -
Категория: Деревни и сёла | Добавил: Владимир_Шлёнсков (11.05.2009) | Автор: Николай Чулков
Просмотров: 7576 | Теги: Добрыниха, Щеглятьево, Орловы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]