Главная » Статьи » Домодедовская история » История края в лицах |
![]() Незадолго до этого Александр Николаевич женился. Его супруга – Александра Ивановна (1893 г.р.), урожденная Муравьева, была родом из города Дмитрова, тоже из семьи священника. Ее отец – протоиерей Иоанн Муравьев, состоял инспектором Закона Божиего школ уезда, и был известен своей благотворительностью. Он часто устраивал детские праздники, содержал стол для бедных, и паства его очень любила. Он умер на Рождество после Литургии, хоронить его собрался весь город. Оба брата Александры Ивановны тоже были служителями Церкви, один из них – в сане священника, другой – псаломщика. В Дмитрове Александра Ивановна окончила гимназию. Трудно было найти лучшую спутницу жизни, с детства впитавшую христианские идеалы милосердия и самоотверженного служения. В 1914 г. отец Александр Парусников был назначен настоятелем храма в селе Большое Ивановское Бронницкого уезда. Молодая семья переехала на новое место, где им предстояло жить в ближайшие 10 лет. В те годы матушка – Александра Ивановна – работала учителем в сельской школе. Здесь у них родились первые трое детей: Нина в 1916 г., Вера в 1920 г. и Лидия в 1923 г. Растить детей помогала няня Прасковья. После революции Парусниковы не смогли ей платить жалование, но она, привязавшись к этим добрым людям, сказала лишь: ”И не надо, только не гоните”, и на много лет осталась в семье. Отец Александр много служил, окормлял многочисленную паству, однако революция 1917 г. резко оборвала мирное течение жизни этого прихода. Войну, голод, произвол властей вполне испытала на себе и семья Парусниковых. Так, в 1918 – 21 гг. отца Александра периодически привлекали к тыловым работам, а в начале 1920-х гг. его и матушку лишили избирательных прав. В 1924 г. отец Александр был назначен настоятелем Знаменского (с приделом в честь свв. мчч. Косьмы и Дамиана) храма в селе Кузьминское Михневского района Московской области. Через какое-то время поближе к сыну из села Алешино перебрались и родители отца Александра (отец Николай Парусников до самой смерти служил в храме села Хонятино Глебовской волости Коломенского уезда, и вместе с женою был похоронен около Знаменского храма села Кузьминское). В Кузьминском у отца Александра и матушки родились еще трое детей – в 1927 г. - Лариса, в 1929 г. – Сергей, в 1933 г. - Николай. Таким образом, всего в семье Парусниковых было шесть детей. Будучи настоятелем Знаменского храма, отец Александр получил сан протоиерея и стал благочинным Михневского района. Духовный рост отца Александра по-своему отметили и власти: в декабре 1929 г. его по обвинению в проведении контрреволюционной деятельности арестовал Серпуховской окружной отдел ОГПУ, и держал под стражей в течении месяца. 20 января 1930 г. народный суд Михневского района приговорил отца Александра к предупреждению. В это время в стране развернулось колхозное строительство. Хотя семья Парусниковых и была раскулачена (их лишили земли, лошади и некоторого сельскохозяйственного инвентаря), но на многочисленные вопросы прихожан, идти ли им в колхоз, отец Александр отвечал, что "жить и работать надо при любой власти”, и благословлял вступать в колхоз. В 1934 году многодетную семью Парусниковых выселили из их дома, который к этому времени уже принадлежал колхозу. Сначала их "уплотнили” на кухню, а в остальной части дома устроили колхозный клуб, а потом и совсем выбросили на улицу. В этот тяжелый момент Парусниковых приютила прихожанка храма Демидова Наталья Николаевна. Они прожили у нее зиму, потом продали корову и на вырученные деньги построили деревянный дом. Большой семье было очень трудно прокормиться без коровы, чтобы прожить купили теленка и вырастили его. Служение отца Александра в 1930-е гг. можно без преувеличения назвать пастырским подвигом. Несмотря на непосильные налоги, преследования со стороны властей, отсутствие клира (единственный псаломщик – Протопопов Александр Васильевич - не вынес всех этих трудностей и подался в сапожники), отец Александр Парусников регулярно совершал богослужение. Часто ему приходилось служить одному в пустом храме. В 1930-х гг. храм грабили, украли серебряные сосуды. После этого случая отец Александр стал забирать сосуды домой. Наступление на храм продолжалось, и уже незадолго до закрытия, примерно в 1935-36 гг., с него были сброшены колокола. Отец Александр как благочинный много ездил по селам района. В те годы большинство храмов были закрыты, и он духовно окормлял эти приходы. Так, в 1930 г. был арестован его близкий друг, протоиерей Павел Смирнов, настоятель храма в селе Ильинское, и отец Александр стал регулярно служить и там. Как позднее отметил в характеристике Парусникова председатель сельсовета Муравьев: «Парусников работает священником селения Кузьминское – Ильинское, обслуживает весь Барыбинский район». Волна репрессий 1937-38 гг. не могла обойти стороной такого ревностного пастыря, как отец Александр. Однако перед арестом органы безопасности решили склонить его к сотрудничеству. За две недели до ареста отца Александра забрали в НКВД и предложили стать осведомителем. Он решительно отказался, хотя прекрасно осознавал, к каким это приведет последствиям. Когда сотрудники НКВД пришли с ордером на арест, отца Александра дома не оказалось – он поехал прощаться с сестрами, поэтому арестовали его утром на следующий день - 30 октября 1937 г., в праздник свв. мчч. Косьмы и Дамиана. Отца Александра обвиняли в контрреволюционной деятельности (ст.58 п.10 УК) и до расстрела держали в Каширской тюрьме. На допросах 30, 31 октября и 13 ноября следователи пытались добиться от него признания в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Стойко и мужественно держась на допросах и никого не выдав, отец Александр не признал себя виновным ни в одном из пунктов обвинения: "…я говорил только о том, что надо молиться Богу и быть честным тружеником”. Постановлением судебной тройки при управлении НКВД СССР по Московской области от 14 ноября 1937 г. протоиерей Александр Парусников был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 16 ноября 1937 г. Место его захоронения неизвестно. Как и во времена первых гонений на Церковь, безбожные власти принуждали священномученика Александра отречься от Христа и предать своих братьев, но он остался тверд в вере и своим подвигом стяжал нетленный венец. Память священномученика Александра совершается в день его мученической кончины 3/16 ноября и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайшее воскресение после 25 января). Источники: Примечание: Из книги "Святыни земли Домодедовской". Домодедово, 2004 год. | |
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ - | |
Категория: История края в лицах | Добавил: Владимир_Шлёнсков (26.12.2010) | |
Просмотров: 2677 | |
Всего комментариев: 0 | |