[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Кирилл_Н  
Форум » Мероприятия » Поисковый отряд ИСТОКЪ » СПБ №1-1, д.Семивраги, Московская обл. 1940г. (Экспериментальный бомбардировщик)
СПБ №1-1, д.Семивраги, Московская обл. 1940г.
Кирилл_НДата: Вторник, 09.01.2018, 11:11 | Сообщение # 1
Специалист
Группа: Редакторы
Сообщений: 157
Статус:
Всем доброго времени! Осенью прошлого 2017 года довелось отработать место катастрофы  уникального в своем роде самолета - СПБ (Скоростной Пикирующий Бомбардировщик, ОКБ Поликарпова). Эпизод довоенной истории развития авиации...Сведения об этом самолете появились лет 15 назад, но они носили весьма условный характер. По словам местных жителей, в лесном массиве к востоку от деревни Семивраги, что в Домодедовском районе Московской области, когда-то давно упал самолет. Кто то говорил, что это было в годы Великой Отечественной войны, а один из старожилов - что до войны.  Но тогда искать место падения самолета мы не рискнули, так как даже примерной точки никто не знал, а условный район имел площадь 3 на 3 километра. Только весной 17 года, уже имея некоторый опыт поиска самолетов в лесах, решили провести разведку. Первый день результата не дал. Но уже на второй день удалось отыскать крошечный кусочек обшивки в характерном окрасе. Увы, в радиусе 300 метров больше никаких обломков не было.  Тем не менее, круг поиска значительно сократился, а на третий день разведки мы увидели место падения самолета. Это была не глубокая воронка длиной 9 и шириной 4 метра, в восточной части которой крепко торчал изогнутый стальной профиль. В тот же день заложили разведочный шурф на внешнем краю воронки, что бы понять, копали ее ранее или нет. Профиль показал, что поверх дерна лежит небольшой слой рыжей глины, а значит, какие-то раскопки уже проводились, но было это много лет назад. В процессе найдены многочисленные обломки, в том числе лючки без номеров.

 
Кирилл_НДата: Вторник, 09.01.2018, 11:12 | Сообщение # 2
Специалист
Группа: Редакторы
Сообщений: 157
Статус:
По найденным обломкам было предположено, что это детали самолета СБ или Пе-2Раскопки были отложены до осени, так в планах были уже другие поисковые дела.Так выглядела воронка на момент начала раскопок. Сначала было раскопано место для отвала грунта, затем стали вкапываться в воронку. Вскоре, кроме многочисленных мелких обломков самолета попались и фрагменты человеческих останков – несколько осколков костей. По мере углубления количество металла увеличивалось и его размер тоже – достали часть стойки шасси, которая ввела нас в затруднение, так как ни на СБ ни на Пе-2 таки не встречалось. Тогда возникло предположение, что это какой-то ранний тип.На глубине около метра обломки пошли сплошным слоем, а пространство между ними было заполнено водой. В основном встречались фрагменты обшивки, конструкции рамы, трубки и шланги. Среди этого стали встречаться фрагменты одежды в очень хорошей сохранности, а так же не разложившаяся органика от трупов, зажатая между деформированными обломками. Но количество останков было не значительное.Чуть глубже нашлись и номера мотора М-105 на куске крышки распредвала и обломке магнето. Один номер читался четко – К 25-31, а второй был перебит с 25-77 на 25-37. Мы решили, что это номер второго мотора, но в последствие это не подтвердилось.В западной части воронка закончилась на глубине 2.4 метра, где находились обломки мотора М-105, втулки винта, противовеса, карбюраторов и т.д. Сам мотор был извлечен до нас. Восточная часть воронки осталась от фюзеляжа – здесь найдены фрагменты приборной доски, электрооборудования, бронеспинки, педали  и т.д. Найден фрагмент обгоревшего сапога и футляр от очков одного из членов экипажа, фрагменты х/б и п/ш одежды.Любопытно, что на панели тумблеров ручка одного из переключателей была обломана еще в период эксплуатации самолета, в излом вставлен простой деревянный штифт, а на него одета пустотелая ручка тумблера. Вот такой «временный ремонт»!Примечательно то, что было обнаружено на дне восточной части воронки – огромное количество стальных шариков! Тысячи шариков разного диаметра от 3 до 10 мм! Среди них попалось несколько более крупных, около 20мм. При этом, на обломках самолета было множество вмятин от них, что подтверждало их присутствие в самолете. Мы подумали, что это был груз – возможно самолет вез продукцию какого-то завода, но это было не так.Так же найдены вот такие шильды
 
Кирилл_НДата: Вторник, 09.01.2018, 11:16 | Сообщение # 3
Специалист
Группа: Редакторы
Сообщений: 157
Статус:








 
Кирилл_НДата: Вторник, 09.01.2018, 11:17 | Сообщение # 4
Специалист
Группа: Редакторы
Сообщений: 157
Статус:
Таким образом в нашем распоряжении оказались обломки мотора м-105 № К 25-31 и 25-37, а так же странные шильды с номером 1-1.  По характерной детали стойки шасси возникло предположение, что это может быть экспериментальный самолет СПБ.Общими усилиями с Ильей Прокофьевым и исследователем Андреем Симоновым пришли к консенсусу, что это самолет СПБ № 1-1 то есть первый самолет первой серии. Оставалось только подтвердить это архивным актом по моторам. В этом нам помог исследователь Олег Валентинович Растренин – он предоставил сведения из аварийного акта:«Самолет СПБ № 1-1; моторы М-105 производства завода № 26: правый - К 25-31; левый - К 25-10 – разбился при катастрофе 20.07.1940 года».  Деталь мотора с № 25-37 вероятно пронумерована ошибочно, либо стояла на другом моторе. В книге В.И.Перова и О.В.Растренина "Штурмовики Красной Армии" есть описание данного происшествия:«20 июля 1940 г. произошла катастрофа самолёта СПБ опытной серии № 1/1 пилотируемого лётчиком-испытателем М.А. Липкиным. На борту самолёта находился и инженер Г.А. Булычёв. Оба члена экипажа погибли.
Согласно задания техбюро завода №22 лётчик должен был провести проверку продольной устойчивости, управляемости и на флаттер при скорости 600 км/ч по прибору, а затем провести две посадки с центровками 26,3 и 25,2% САХ. Предельная высота полёта – 3000 м.
Взлёт и набор высоты был сделан нормально, после чего самолёт ушёл в зону. Самолёт (по показаниям опрошенных свидетелей), находясь в 40 км от Москвы (Раменский район) и идя по горизонтали на повышенной скорости (о чём свидетельствовал слишком резкий звук работы моторов), на высоте 2000–2500 м начал рассыпаться: сначала от самолёта отделилась левая часть крыла, затем в воздухе показались ещё 2–3 части, которые имели замедленное падение. Самолёт начал резко снижаться и упал на лес.
Комиссия на месте происшествия обнаружила следующее. Фюзеляж с правой консолью, правым мотором и оперением при ударе о землю были полностью уничтожены.
Центроплан и правые крыльевые баки, а также части обшивки центроплана и консоли были разбросаны в радиусе примерно 100 м.
Левый мотор, оторвавшийся в воздухе, упал в 125 м от упавшего самолёта по направлению его полёта. Не доходя 500 м до места падения самолёта лежала часть левой консоли крыла…»Ознакомившись с этим материалом мы решили найти место, куда упал второй мотор. В 110-120м к востоку заметили неглубокую воронку, 1х2м, глубиной около 0.3-0.4м. Прибор показал наличие металла в ней вокруг нее. В дерне найдены обломки мотора М-105. Раскопки самой воронки показали, что ее глубина 1-1.2м, мотор извлечен, а обломков  в ней осталось не много. Номера не оказалось. Любопытно, что в метре от воронки растет старая сосна, возраст которой не менее 80 лет. Ее ствол искривлен – вероятно, это следствие повреждения дерева падающим мотором. Таким был самолет СПБПогибшие летчик-испытатель Липкин Михаил Алексеевич и инженер-испытатель Булычев Григорий Андреевич похоронены на Новодевичьем кладбище.М.А. Липкин.
 
Форум » Мероприятия » Поисковый отряд ИСТОКЪ » СПБ №1-1, д.Семивраги, Московская обл. 1940г. (Экспериментальный бомбардировщик)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: