[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Кирилл_Н 
Форум » Мероприятия » Поисковый отряд ИСТОКЪ » Як-7б в районе п.Мещерино на границе г.о.Домодедово (Катастрофа самолетов 8.03.1945г.)
Як-7б в районе п.Мещерино на границе г.о.Домодедово
Кирилл_НДата: Среда, 22.03.2017, 11:33 | Сообщение # 1
Специалист
Группа: Редакторы
Сообщений: 150
Статус:
Домодедовским краеведам было известно, что в лесном массиве в районе п.Мещерино и д.Старое Съяново в годы Великой Отечественной войны потерпел катастрофу самолет. Более подробных сведений не имелось.
В октябре 2016 года ПО "Истокъ" была предпринята разведка с целью обнаружения места падения самолета. В первый же день поисков к исходу дня обломки самолета были найдены, причем визуально на
поверхности. Внимание привлекла крупная деталь, оказавшаяся стойкой шасси
истребителя Як-7Б. Кроме этого, здесь же обнаружены металлические трубки
конструкции рамы. Серьезной воронки в месте нахождения обломков не было, однако
небольшое углубление в почве просматривалось. Это обстоятельство дало основание
полагать, что самолет упал с небольшой высоты и на малой скорости, а
следовательно остался в основном на поверхности.




Обследование углубления щупом показало, что в нем как минимум до глубины 1.5м присутствуют металлические предметы. В радиусе
2-3 метров от этого места поверхностных обломков практически не встречалось, а
на удалении 5-6 метров не встречалось совсем.
Раскопки с целью установления судьбы истребителя были назначены на ноябрь, при благоприятных погодных условиях.
В первый день раскопок стало ясно, что углубление имеет значительно большую глубину и имеет диаметр около 3м, сужается
вниз конусом. Извлечено множество различных обломков: вторая стойка шасси с
остатками покрышки, парашютные стропы, гильза 20мм пушки ШВАК 1942г.
производства, вытяжной парашют и лопасть винта. Стоит отметить, что в начале
раскопок на незначительной глубине (до 0.1м) была обнаружена бесформенная
бетонная плита около 50х50см, расцененная как остатки памятного знака.




В ходе углубления в воронку стали попадаться фрагменты кожаной одежды, свитера, поясного ремня и части летного планшета, что
в сумме с парашютными стропами могло говорить о том, что летчик погиб в
самолета на этом месте.
Это подтвердилось дальнейшими раскопками - на глубине 2.5м стали попадаться фрагменты оборудования кабины и костные останки с
остатками одежды. Среди личных вещей пилота найдено 2 бумажника с остатками
документов и фотографий, фотоаппарат ФЭД, перочинный нож, зажигалка, наручные
часы "Омега", монета 5 копеек 1930г. Примечательно, что форменные
пуговицы на одежде - с якорями. На ногах пилота одеты унты. Количество
костей около 90%, хотя в теплое время еще предстоит переборка грунта.







После извлечения останков летчика, при помощи техники из раскопа извлечен разбитый мотор ВК-105пф №425-1125, остатки двух
пулеметов УБС и пушки ШВАК. Две лопасти винта отсутствовали. Общая глубина
раскопа составила 3.2м.






От Ильи Прокофьева и Анатолия Скорюкова (за что им отдельная большая благодарность) стало известно, что мотор ВК-105 ПФ №425-1125
10.8.1944г. поступил в Высшую Офицерскую Школу Воздушного Боя ВВС КА.
В ходе архивного исследования, проведенного ПО"Истокъ" в ЦАМО,  было установлено, что на самолете ЯК-7б с
данным мотором 8.3.1945г. погиб младший лейтенант Липовцев Сергей Александрович
1922г.р., слушатель ВОШВБ ВВС КА.

8.3.1945г. с аэродрома Люберцы для выполнения учебных стрельб по конусу в район Барыбино вылетело 4 истребителя ЯК-7Б.
Погодные условия ухудшались, наблюдалась дымка. Вероятно, по этой причине было
решено вести стрельбы не доходя до обозначенного района. В районе п.Горки-Ленинские
мл. лейтенант Липовцев, зашел на стрельбу и по команде приступил к стрельбе. В
это время самолет-буксировщик конуса  без предупреждения стал совершать
поворот, и попал под  пулеметный огонь. Пилот-инструктор Мясников М.Г.
погиб еще в воздухе, а самолет вскоре разбился. С.А. Липовцев сделал круг в
районе падения самолета Мясникова М.Г., вероятно, что выяснить, успел ли тот
покинуть машину с парашютом, но поняв, что он погиб, перестал выходить на связь
с другими пилотами и ушел в облачность. Вскоре потерпел катастрофу и он сам. По
официальной версии «молодой, без достаточного жизненного опыта летчик, под
сильным впечатлением и моральным потрясением, потерял скорость на наборе и
свалился на крыло, перешел в пикирование и врезался в землю».Среди прочих материалов расследования есть показания сослуживца Липовцева С.А., в которых тот сообщает, что «Липовцев
перед вылетом сфотографировал из своего фотоаппарата группу летчиков».В ходе дальнейшей проверки было установлено, что летчик Липовцев С.А. числится похороненным в двух местах – на кладбище в
Люберцах и кладбище у п.Расторгуево Ленинского района. На последнем имеется персональный
гранитный памятник, куда и планируется захоронить останки. Место гибели Мясникова М.Г. так же установлено.Однако из материалов расследования известно, что труп находился на поверхности,
был захоронен на Люберецком кладбище. Мясников Михаил Григорьевич 1922г.р., был награжден орденом Боевого Красного знамени за таран истребителя противника Фокке-Вульф
190.  Разыскивая могилы летчиков в Люберцах мы пришли к выводу, что кладбища больше не существует, а на его месте в 1960гг. разбит
парк.
 
Форум » Мероприятия » Поисковый отряд ИСТОКЪ » Як-7б в районе п.Мещерино на границе г.о.Домодедово (Катастрофа самолетов 8.03.1945г.)
Страница 1 из 11
Поиск: