Смоленский храм села Константиново — храм с двойной датировкой

Первый каменный храм в селе Константиново построен в 1670 году прихожанином и владельцем Константиновской вотчины князем Юрием Ивановичем Ромодановским – отцом князя-кесаря Фёдора Ромодановского. Известно, что влиятельный князь-кесарь Фёдор Юрьевич Ромодановский унаследовал село с усадьбой от своего отца, а тот в свою очередь приобрёл Константиново у представителей древнего боярского рода Головиных, владевших селом исстари.

Через овраг от крестьянских дворов, в селе, находился боярский двор Ромодановских, с добротными деревянными палатами, построенными ещё при Головиных. В центре села стоял деревянный храм простой архитектуры, построенный также вотчинниками из рода Головиных, с шатровой колокольней крытой тёсом. Стараниями князя Юрия Ивановича, вместо обветшавшего деревянного, отстроили из кирпича новый храм на старом месте, в два придела, да с шатровой колокольней. Между храмом и колокольней построена трапезная палата, отделённая от основного объёма стеной с одним арочным пролётом. Из царского села Пахрино, из государевых запасов, князю было отпущено 1805 штук белого камня для облицовки нового Смоленского храма.

Смоленский храм в с. Константиново, наше время

Опись приказчика Мурзина рассказывает, как выглядел храм в 1753 году: «…церковь Божия каменная во имя Пресвятыя Богородицы Смоленскии Одигитрии. При ней два придела каменные ж. У настоящей церкви двери железные. На церкви Божии пять глав, на них кресты железные. Как у настоящей, так и у пределов, во оной церкви акошик деветнатцать, а в них стеклянные акончины в переплете дубовом да в них же решетки все железные. При той же вышеписанной церкви по правою сторону предел Рождества Иоанна Предтеча, на нем глава, на главе крест железной. По левую сторону предел Николая Чудотворца, на нем глава, на главе крест железной. » (Копия описи, хранящаяся в приходе Смоленского храма)

Храм простоит практически в неизменном виде вплоть до XIX столетия. Последующие поколения Ромодановских радикальных изменений в его облик не внесли.

Интересно, что после рода Ромодановских селом и имением владел Ростислав Татищев – внук известного русского историка Татищева. Сам Ростислав Татищев вошёл в историю тем, что в 1812 году отдал 66 своих крестьян в ополчение и за свой счёт их обмундировал.

В 1821 году новый владелец села Константиново Иван Фёдорович Похвиснев, внук Ростислава Татищева по материнской линии, на тот момент коллежский асессор, задумал капитальную перестройку объёмов храма и колокольни, поскольку старый храм стал тесен и более не вмещал всех прихожан. Новый владелец полностью перестроил колокольню, но уже в ином стиле – с четырёхколонным портиком дорического ордера на западном фасаде, купольным завершением и шпилем. Стена между трапезной и основным объёмом была снесена, тем самым значительно увеличилась полезная площадь основного объёма. Также были перестроены и расширены приделы, растёсаны окна. Шатровое завершение основного объема храма заменено на большой световой барабан с куполом и главкой на глухой шее. На новый подкупольный ярус колокольни вновь установлен часовой механизм, в советское время, к сожалению, утраченный.Как говорит все та же опись Мурзина, часы на колокольне появились еще при Ромодановских: «При той же церкви колокольня каменная, на колокольни часы железные ветхие, на ней же одинатцать колоколов больших и малых…».

Об объёме работ по реконструкции храма в XIX столетии нам сообщает договор подряда Ивана Похвиснева с крестьянином Филатом Степановым:

«1821го года Марта 17го дня я нижеподписавшейся Владимерской губернии и уезда экономический крестьянин Филат Степанов заключил сие условие с г-м Иваном Федоровичем Похвастневым в том, чтобы в его вотчине селе Константинове вычинить старую каменную церковь на следующем положении:
1е. Обязуюс я Филат Степанов лутших двенатцать мастеров к 1му майя поставить в село Константиново и с помощию 10 человек данных мне от г-на Похвастнева отъломать паперти, своды и все по плану старое и изълишнее строение даже и фундамент разобрать и на новом месте его вывести, как в плане показано, и старый кирпич весь бережно очистить.
2е. По новому и старому фундаменту кругом всея церкви зделать цоколь из белого чистого вытесанного камня, во сколько рядов приказано будет, и внутри всей церкви выслать пол белою лещадью темною.
3е. Кругом всей церкви и на колокольне зделать из белого камня чистые и красивые карнизы, как в фасаде значится.
4е. Своды и главы класть самым прочным образом по данному фасаду. Ежели, чего Боже сохрани, окажется в сводах или в чем либо каменной Филата Степанова работе непрочность и порча, то он обязан своим сопъственным капиталом вънов исъправить.
5е. Мастеровым, пока вся каменная работа нескончается, отънюд ис села Константинова ни под каким предлогом неотълучатся.
6е. Ежели 10ть человек рабочие не будут успевать подноскою материалов, то обязан г-н Похвастнев в прибавок дать столько баб, сколко работа того требует.
7е. Всем оным рабочим г-на Похвастнева быть на полном его же содержании.
8е. Чтобы все потребные материал был заблаговременно приготовлен, дабы не принить остановки рабочим, а, паче чаяния, мастеровые будут без работы, то сверх условленной цены на каждый прогулный день обязан г-н Похвастнев заплатить по двадцати пети рублей.
9е. Деревянная посуда и ломы, заступы и топоры, должны быть от Господина Похваснева.
10е. За всю каменную работу обязан г-н Похвастнев заплатить мне Степанову две тысячи три ста шездесят рублей с променом, а для покупки провизии давать до Подолска подводу, а для варения пищи дрова и квартиру.
11е. Платеж денег производить по заработке, а по заключении сего условия выдать пать сот рублей. По окончании же въсей работы выдать все сполна, сколко причитатся будет, без заведения суду и тяжбы.
В сохранение ж всего вышеписанного записать сие условие // где следует, подлинное выдать г-ну Похвасневу, а мне за подписом его получить точную копию.
К сему условию крестьянин Филат Степанов сын Кирюхин руку приложил.
Подлинное условие от записки получил коллежский асессор Иван Федоров сын Похвиснев.» (ЦИАМ ф.32 оп.20, д.503).

Смоленский храм в с. Константиново, нач. XX в.

Осенью 1821 года окончены работы в Никольском приделе, с которого Похвиснев и начал капитальную перестройку храма. Приказ из Духовной Консистории от 20-го сентября 1821 года сообщает: «Во исполнение резолюции Святейшего Правительствующего Синода и Комиссии духовных училищь Члена, Высокопреосвященнейшего Филарета Архиепископа Московского и Коломенского, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-архимандрита и разных орденов кавалера, последовав¬шей на репорт Подольской округи благочинного села Переделиц священника Андрея Степанова о состоящем в готовности к освящению в селе Константинове при Смоленской церкви приделе, устроенном Господином Надворным Советником Иваном Федоровичем Похвастневым, во имя Святителя Николая Чудотворца, Московская Духовная Консистория ПРИКАЗАЛИ: о выдаче нового Св. Антиминса в означенный придел во имя Николая чудотворца и о принятии полотняного для хранения в ризнице к вам ризничему послать сей указ» (РГАДА ф.1207,оп.1,д.1345).

Последним закончен придел Иоанна Предтечи: в 1825 году Иван Феодорович Похвиснев просит архиепископа Московского и Коломенского Филарета (Дроздова)* разрешить благочинному освятить придел. Архиепископ Филарет 26 августа 1825 года оставляет резолюцию: «Велеть благочинному придел освидетельствовать, и есть ли окажется снабден, освятить по чиноположению и репортовать с приложением описи: на сей конец и святый антиминс, есть ли нет прежняго, выдать»» (Резолюции Филарета, митрополита Московского).

План Смоленского храма. Тёмным отмечена кладка XVII века.

Но как Иван Федорович использовал пахринский белый камень с облицовки храма? В 2008 году, во время работ по укреплению фундамента, найдены несколько белокаменных блоков в основании храма, служившие подушкой между старым фундаментом и стеной. Наиболее выражена эта прослойка в тех частях храма, которые Иван Похвиснев основательно перестроил (что не удивительно, достаточно перечитать договор подряда).

Тот ли это пахринский камень, а если тот, то куда пошла остальная часть облицовки? Действительно ли князь Ромодановский облицевал свой храм белым камнем, либо получил его из Пахрино, но не использовал? На эти вопросы пока сложно дать ответы.
При переделке старый храм был разобран не полностью, кое-что уцелело и из эпохи Ромодановского. Проведенная еще в советское время экспертиза подтвердила, что от старого храма XVII столетия сохранилась кирпичная кладка стен трапезной и двух пилонов основного объёма. Таким образом, существующий ныне Смоленский храм является живым свидетелем не только истории века XIX, но и славной эпохи князя Фёдора Юрьевича Ромодановского – князя-кесаря, правой руки царя Петра I.

Владелец Константиновской вотчины, устроитель первой в Московской губернии бумагопрядильной фабрики действительный статский советник Иван Фёдорович Похвиснев, перестроивший в стиле ампир храм и усадьбу Константиново, отошел ко Господу в 1853 г. и был похоронен в склепе Смоленского храма. Об этом имеется запись в «Русском провинциальном некрополе» великого князя Николая Михайловича Романова: «Похвисневъ Ӏоаннъ Ɵедоровичъ, дѣйствительный статскiй совѣтникъ † 22 декабря 1853 (С. Константиново Подольск. у. Моск. г., подъ алтаремъ Смоленской церкви)». В советское время, перед созданием в стенах храма Константиновской фабрики игрушек, склеп был разграблен.

Фото: 1-2. Левый и правый пилоны основного объема. 3. Южная стена трапезной XVII в. Лавка со спинкой стоит на том месте, где до XIX века находилась стена, отделяющая трапезную от основного объема. 4. Северная стена трапезной XVII в. Канун стоит также на том месте, где до XIX века находилась стена. 5. Оформление окон в трапезной XVII века. 6. Объем трапезной XVII века. Вид с точки расположения снесенной в XIX веке стены между трапезной и основным объемом. 7. Объем трапезной XVII века. Вид от западной стены трапезной. 8. Западная стена трапезной с арочным проемом в притвор храма. Наглядная демонстрация того, как мог выглядеть подобный проем на снесенной в XIX веке стене между трапезной и основным объемом. 9. В советское время внешние формы храма значительно искажены пристройками фабрики, а внутренние объемы – перегородками. 10. Ныне храм полностью восстановлен в объемах XIX столетия стараниями действующего настоятеля храма священника Александра Казаченко.

* Митрополит Филарет (Дроздов) (1782, Коломна — 1867, Москва) — ярчайший русский богослов и библеист, управляющий Московской еперхией (с 1821 г. архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). В 1826 году возведен в сан митрополита. Действительный член Императорской Российской академии, почётный член Императорской Академии наук, академик. Двоюродный прапрадед доктора биологических наук, телеведущего Николая Николаевича Дроздова. В 1994 году прославлен в лике святых в святительском чине. С 2004 года рака с мощами святителя Филарета, митрополита Московского пребывает в Храме Христа Спасителя в Москве.

Для написания статьи часть материалов предоставлена приходом храма Смоленской иконы Богородицы села Константиново.
© Владимир Шлёнсков
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии